Тема № 18. «Защита трудовых прав работников»

Семинар № 35. «Коллективные трудовые споры».

1. Понятие коллективных трудовых споров, отличие их от индивидуальных трудовых споров.

2. Порядок разрешения коллективных трудовых споров: примирительной комиссией, с участием посредника, в трудовом арбитраже.

3. Забастовка, как стадия разрешения коллективных трудовых споров. Реализация права на забастовку.

4. Исполнение решений по коллективным трудовым спорам.

Нормативные правовые акты:

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. в редакции Федерального закона № 90 – ФЗ от 12.11.2012// Российская газета. – 2006. от 7 июля.

Основная литература:

Буянова М.О. Трудовое право: учебное пособие. Москва: Проспект, 2011. 240 с.

Трудовое право России/ под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова – 2-е изд., перераб.и доп.- М.: Норма: Инфра-М, 2010*

Трудовое право. Учебник для вузов, Гейхман В. Л. Дмитриева И. К. , Издательство: М., ЮРАЙТ, 2011 - 523 с.

Трудовое право России. Практикум: учеб. пособ. / Ж.А. Горбачева, И.К. Дмитриева, Е.Ю. Забрамная и др.; отв. ред. И.К. Дмитриева, А.М. Куренной. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, Правоведение, 2011. 792

Трудовое право России. Практикум. Под ред. Дмитриевой И.К., Куренного А.М. - Учебное пособие - 2011. — 792 с

Дополнительная литература:

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. Извлечения: научно-практический комментарий (постатейный) / М.А. Архимандритова, А.К. Гаврилина, Т.Ю. Коршунова и др.; отв. ред. Ю.П. Орловский. М.: КОНТРАКТ, 2012. 526 с.

Методические рекомендации по изучению

дисциплины

Поскольку изучение курса трудового права осуществляется в тесном взаимодействии с другими юридическими дисциплинами, то студент должен систематизировать, прежде всего, уже полученные им знания из освоенных курсов, и только после этого приступить к изучению соответствующих тем курса «Трудовое право».

Для более глубокого освоения материала важно ознакомиться с изложением рассматриваемых вопросов в нескольких рекомендуемых учебниках и, кроме того, в монографиях и журнальных статьях учёных-юристов. Лекции и методические Рекомендации преподавателя, безусловно, окажут в этом помощь.

При подготовке теоретического вопроса необходимо выделить главное – в чем суть вопроса, уметь прокомментировать, а там, где можно, проиллюстрировать примерами.

Необходимо усвоить, что в настоящее время идет интенсивный процесс создания и развития источников трудового права. Все источники трудового права находятся в их взаимосвязанной системе. Вся система источников трудового права и ее особенности предопределены спецификой предмета и метода данной отрасли права. Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. В связи с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30 июня 2006 года № 90 – ФЗ необходимо осмыслить роль этих изменений и дополнений разобраться в их позитивных и негативных моментах. Также следует учесть изменения и дополнения, внесенные в 2012 году.

Обратите внимание на то, что в 2006 году в Кодекс введено 13 новых статей, 2 статьи (7 и 98) признаны утратившими силу, более чем 50 статей изложены полностью в новой редакции. Свыше 100 статей дополнены новыми частями либо прежние формулировки их частей заменены на новые, устранен ряд дублирующих положений и редакционных неточностей.

Следует уяснить важность новых положений, содержащихся в ст. ст. 20, 57, 58, 59, 601, 602, 70, 72, 721, 722, 74, 81, 84, 841, 112,121, 124, 126, 157, 215, 217, 221, 331, 351.1, 339-418, ТК РФ.

Нужно иметь в виду, что в связи с введением в действие Трудового кодекса в новой редакции многие нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, нормы об охране труда утратили силу. Это, прежде всего, Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 181 – ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Закон РФ от 11 марта 1992 года «О коллективных договорах и соглашениях», Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 175 – ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».

Изучая тему «Охрана труда», обратите внимание на структурные изменения системы государственного управления в сфере охраны труда. После чего проанализируйте управленческие процедуры на всех уровнях управления охраной труда. Подумайте, какое влияние оказала административная реформа на состояние государственного управления охраной труда. Очень важно иметь представление по дискуссионным вопросам трудового права.

Методические рекомендации по организации самостоятельной

работы студентов

Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы.

В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и предлагаемую дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом. При подготовке теоретических вопросов целесообразно было бы ознакомиться с Методическими рекомендациями преподавателя по изучению дисциплины «Трудовое право». Помимо учебной и научной литературы студенту необходимо ознакомиться, а в некоторых случаях законспектировать положения нормативных правовых актов в соответствии с изучаемой темой программы курса.

Приступая к решению задачи, следует уяснить её фабулу и поставленные вопросы, определить, какие обстоятельства в данной ситуации являются важными для принятия решения. Решение должно быть аргументированным, подкрепленным ссылками на нормативный материал, судебную практику. В тех случаях, когда текст задачи предполагает возможность нескольких решений в зависимости от тех или иных условий, нужно готовить все варианты решения.

Там, где это требуется по условиям задачи, составляются соответствующие документы: решение суда, ответ на жалобу, проект приказа и т.д.

Предлагаемые перечни вопросов помогут осуществить самоконтроль полученных знаний по изученным темам, подготовиться к зачетам и экзаменам.

Примеры тестовых заданий для проверки знаний студентов

Время отдыха - это

А. время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка

Б. время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению

В. перерывы в течение рабочего дня, а также выходные дни

Наши рекомендации