Функции Министерства здравоохранения Российской Федерации в области охраны труда работников отрасли
В соответствии с основными принципами государственной политики в области охраны труда, определенными статьей 3 "Основ законодательства Российской Федерации об охране труда", Министерство:
- разрабатывает и осуществляет техническую политику, направленную на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников отрасли, организацию научных исследований по этим проблемам;
- подготавливает и утверждает в установленном порядке нормативные акты по охране труда;
- анализирует причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний в учреждениях системы Министерства здравоохранения Российской Федерации, принимает меры по их профилактике;
- осуществляет методическое руководство службами охраны труда органов управления и учреждений здравоохранения, организует обучение работников этих служб;
- в установленном порядке участвует в разработке, заключении и выполнении отраслевых (тарифных) соглашений;
- организует проверки соблюдения правил охраны труда и установленных государством социальных гарантий в органах управления и учреждениях отрасли.
Руководство работой по охране труда.
Общее руководство и ответственность за организацию работы по охране труда возлагается:
- в Министерстве здравоохранения Российской Федерации - на одного из заместителей Министра;
- в органах управления здравоохранением субъектов Российской Федерации - на заместителя руководителя;
- в учреждениях здравоохранения - на руководителя;
- в структурных подразделениях учреждений (отделениях, лабораториях и т.д.) - на руководителя.
Организация работы по охране труда.
Организация работы по охране труда возлагается:
- по отрасли здравоохранения - на Отдел охраны труда и социальных вопросов Министерства здравоохранения Российской Федерации;
- по системе учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации - на службу охраны труда (главного специалиста) органа управления здравоохранением;
- по учреждениям здравоохранения - на инженера по охране труда;
- по структурным подразделениям учреждений (отделениям, лабораториям, цехам и т.д.) - на руководителя.
Обязанности руководителей учреждений по охране труда.
Руководитель учреждения обязан обеспечить:
- безопасность при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, приборов, безопасную организацию работ в структурных подразделениях, а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты;
- соответствующие требованиям законодательства об охране труда условия труда на каждом рабочем месте;
- организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников;
- режим труда и отдыха работников, установленный законодательством;
- выдачу работающим бесплатной специальной одежды, специальной обуви и средств индивидуальной защиты, санитарной одежды, смывающих и обеззараживающих средств, молока и лечебно-профилактического питания в соответствии с установленными нормами;
- эффективный контроль за уровнем воздействия вредных и опасных производственных факторов на здоровье работников;
- организацию проведения расследования несчастных случаев на производстве;
- возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;
- обучение, инструктаж работников и проверку знаний работниками норм, правил и инструкций по охране труда;
- информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам компенсациях и льготах;
- беспрепятственный допуск представителей органов государственного надзора и контроля и общественного контроля для проведения проверок состояния условий и охраны труда в учреждении и соблюдения законодательства о труде, а также для расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- своевременную уплату штрафа, наложенного органами государственного надзора и контроля за нарушение законодательства об охране труда и нормативных актов по безопасности и гигиене труда;
- необходимые меры по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, в том числе надлежащие меры по оказанию первой помощи пострадавшим;
- предоставление органам надзора и контроля необходимой информации о состоянии условий и охраны труда в учреждении, выполнении их предписаний, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях и повреждениях здоровья работников на производстве;
- обязательное страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Обязанности руководителя структурного подразделения (отделения, лаборатории и т.п.) по охране труда.