Организационные модели социальной экспертизы

План

1. На основе полученных знаний и разбившись на микрогруппы, охарактеризуйте организационные модели социальной экспертизы:

Ø 1 микрогруппа – модель «Рецензия»;

Ø 2 микрогруппа – модель «Мониторинг»;

Ø 3 микрогруппа – модель «Проект».

2. Используя психолого-педагогическую, социальную литературу сделайте подбор статей. Подготовьте рецензию на любую подобранную статью.

3. На индивидуальных альбомных карточках оформите технологическую схему метода Дельфи.

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовьте презентацию по теме «Социальная экспертиза».

2. Подготовьте демонстрацию социального прогноза по произвольно выбранной проблеме. Предложите выработку критериев оценки прогнозов. Выступите при данном обсуждении в качестве экспертов.

3. Подготовьте сообщение на одну из предложенных тем:

Ø Технология проведения метода Дельфи;

Ø Значение социальной экспертизы во внедрении государственных программ, правовых нормативных актов;

Основная литература

1. Лавровский Н.А. Теория социальной работы: Учебное пособие . В 2-х частях. – Томск: Тюменский межвузовский центр дистанционного образования, 2003. – 98 с.

2. Социальная работа: теория и практика: учебное пособие для вузов / отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. –М.: ИНФРА, 2001. - 425 с.

3. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

4. Фирсов М.В., Сдуденова Е.С. Теория социальной работы: учебное пособие для вузов . –М.: ВЛАДОС, 2000. - 430 с.

Дополнительная литература

1. Гущина Т.Н., Закатова И.Н., Петрушова Н.А. Критериальная база экспертизы образовательных проектов в дополнительном образовании детей. – ж. Внешкольник. - М.: 2003. -№ 1 (15). – С. 30-33.

2. Технология социальной работы: учебник / Под ред. Е.И. Холостовой. –М.: ИНФРА, 2001. - 398 с. – С. 76-92.

3. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Шакурова. - 3-е изд. –М.: Издательский центр «Академия», 2006. – С. 236-239.

Организационные модели социальной экспертизы.

В силу характера социальной экспертизы одним из гарантов ее объективности выступает совместная работа экспертов, а также избираемый тип организационной модели экспертирования. «Организатор» может выбрать одну из изложенных ниже организационных моделей экспертной работы.

Модель 1: «Рецензия». Рецензирование в организационном отношении наиболее традиционная форма экспертной оценки. Оно включает:
1.заказ на рецензию лицу (организации), выступающему в качестве эксперта.
2.предоставление эксперту материалов, подлежащих рецензированию.
3.принятие итогового документа – рецензии и соответствующие этому действия: одобрение и последующее завершение отношений с рецензентом (оплата рецензии, предоставление слова при обсуждении документа, авторско-правовые вопросы и т. д.); отправка рецензии эксперту на переработку или доработку; перезаказ рецензии другому эксперту.
Рецензия “ простое и наименее затратное экспертирование документа, но оно не содержит всех преимуществ экспертной работы и может ввести принимающий решения орган в серьезное заблуждение относительно истинного положения дел или перспектив доработки документа.
В рамках данной модели может быть предусмотрен компенсирующий эти недостатки вариант. Его схема такова:
* рецензия заказывается нескольким не связанным между собой экспертам, причем заказ содержит перечень требований, включая формулировку вопросов, на которые эксперты должны ответить обязательно и однозначно.
* рецензии принимаются без каких либо ограничений по качеству, кроме пунктов, оговоренных в техническом задании.
* тексты рецензий обрабатываются социологическими методами, принятыми при обработке документальных источников, специально привлеченными специалистами, перед которыми не ставятся собственно экспертные задачи.
* итоги вторичной обработки экспертных оценок составляют акт экспертизы, рассматриваемый органом, заказавшим экспертное исследование.
В рамках данной модели может рассматриваться и консультирование, фактически это рецензирование без представления текста экспертного заключения.

Модель 2: «Мониторинг». Мониторинговая модель применяется, если производство социальной экспертизы приобретает регулярный характер и осуществляется на долговременной основе.
Специфика мониторинга в данном случае может быть представлена следующей последовательностью действий:
* Принимающий решения орган заключает договор об экспертизе в порядке мониторинга, в соответствии с которым становится на оговоренный срок клиентом подрядившегося эксперта (или используется более правильная по организации схема, включающая «заказчика» – «организатора» – «исполнителя», о чем см. ниже).
* Эксперт разрабатывает стандартную схему мониторинга, которую автоматически применяет в том или ином временном режиме (например, при появлении каждого проекта соответствующего правового акта или каждого социального проекта, представленного на рассмотрение принимающего решения органа, либо ежеквартально вне зависимости от того, появляется или нет новый повод для проведения социальной экспертизы).
* эксперт представляет органу итоги исследования, проведенного в порядке мониторинга, по стандартной форме, предполагающей в том числе сравнение данных результатов с более ранними результатами, полученными в том же порядке.
Модель «Мониторинг» может быть эффективно применена, если в качестве эксперта выступает научное учреждение или подразделение, квалификация сотрудников или партнеров которого позволяет рассчитывать на высокое качество экспертной оценки однородного, но довольно обширного материала. В рамках мониторинга экспертная оценка связывается с другими исследовательскими технологиями.
Применение мониторинга малоэффективно, если характер решаемых задач отличается разнообразием и несводимостью к ограниченной лишь некоторыми параметрами модели общества, в отношении которой проводится мониторинг. Другая особенность мониторинга – выявление им своей эффективности лишь тогда, когда накапливается достаточный материал для сравнения изучаемых явлений или процессов.

Модель 3: «Проект». Эта модель экспертного исследования направлена на решение группы смежных задач, в которой экспертная оценка приобретает инструментальное значение как основа проектирования желаемых общественных состояний и тенденций.
В наиболее общей форме организация по модели «Проект» включает следующие шаги:
* осознание «заказчиком» наличия проблемы и проявление воли к ее разрешению.
* постановка «заказчиком» задачи на проведение социальной экспертизы перед «организатором».
* осмысление «организатором» задачи и выбор адекватной организационной схемы решения, составление предложений «заказчику», включая бизнес-план.
* проработка предложений «организатора» с «заказчиком», принятие «заказчиком» решения относительно проведения экспертизы, включая порядок и гарантии финансового, материально-технического, информационного обеспечения, а также условия одобрения экспертного заключения (уровень минимальных требований).
* работа «организатора» по привлечению «эксперта», постановка задачи, договорный процесс относительно условий труда эксперта и вознаграждения по итогам работы (включая вопросы авторского права), подписание договора «организатора» с «экспертом».
* работа «организатора» по реструктурированию «эксперта» в смысле раскрытия его резервов для решения творческих задач, работа «эксперта» в творческом режиме.
* оформление результатов творческой работы без унификации понятийной среды и ориентации на требования к интерфейсу (см. ниже).
* переработка итогов «экспертом» (уплотнение информации и систематизация выводов).
* обработка «организатором» полученного от «эксперта» результата в соответствии с приемлемым интерфейсом (в том числе путем привлечения к работе специалиста по преобразованиям текстов в соответствии с принятом у «заказчика» интерфейсом).
* представление итогов экспертизы «заказчику», оформление акта приемки продукции, завершение отношений «заказчика» с «организатором» и «организатора» с «экспертом».
Трудоемкость такой модели экспортирования составляет не слабость, а силу данного варианта: итог экспертизы приобретает мультипликационный эффект, а значит, экспертное заключение можно многократно использовать в различных контекстах управленческой деятельности.
Одновременно решается и нерутинная задача по формированию творчески активного «эксперта» (в нашем случае – как правило, группы специалистов вне их ведомственной принадлежности или связанности источниками финансирования), который из исполнителя по конкретному заказу превращается в инициатора выдвижения определенных социально значимых идей и решений. Обычно такие группы не распадаются годами.
Модели «Рецензия», «Мониторинг», «Проект» не исчерпывают возможных организационных форм социальной экспертизы. Различие задач, которые приходится решать в каждом конкретном случае, как и различие ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических), а также различие привычных для данной ситуации организационно-деятельностных схем определяет выбор формы экспертного исследования. Возможна и комбинация различных форм экспертизы.

2. Используя психолого-педагогическую, социальную литературу сделайте подбор статей. Подготовьте рецензию на любую подобранную статью.

Журнал «Пчела» (январь-апрель 2004) статья «Общественная экспертиза: практика против политики» автор: Александр Карпов

Журнал «Безопасность и охрана труда» №2, 2007 статья «Государственная экспертиза условий труда строительных проектов». Автор: В. А. Глухов

Журнал «Медико-социальная экспертиза и реабилитация» статья Организационные модели социальной экспертизы - student2.ru «Организационно-нормативная модель работы психолога в учреждении медико-социальной экспертизы». Авторы: Шабалина Н.Б., Морозова Е.В., Герсамия А.Г.

Рецензия: В статье рассмотрены актуальные вопросы организационно-нормативных аспектов деятельности психолога, работающего в бюро медико-социальной экспертизы, даны конкретные рекомендации по организации, учету, а также методологическому обеспечению экспертно-реабилитационной деятельности психолога, приведено обоснование количественных показателей работы психологов в зависимости от уровня бюро.

Наши рекомендации