Ремонт узлов электрооборудования
Плановые ремонты являются основным видом управления техническим состоянием и восстановлением ресурса оборудования. Плановые ремонты бывают текущие и капитальные.
Текущий ремонт (Т) – это ремонт, осуществляемый для восстановления работоспособности оборудования и состоящий в замене и (или) восстановлении его отдельных составных частей.
В зависимости от конструктивных особенностей оборудования, характера и объема проводимых работ, текущие ремонты могут подразделяться на первый текущий ремонт (Т1), второй текущий ремонт (Т2) и т.д. Перечень обязательных работ, подлежащих выполнению при текущем ремонте, должен быть определен в ремонтной документации электроцеха (подразделения).
При текущем ремонте, как правило, выполняются: – работы регламентированного ТО; – замена (или восстановление) отдельных узлов и деталей; – ремонт футеровок и противокоррозионных покрытий; – ревизия оборудования; – проверка на точность; – ревизия арматуры и другие работы, примерно такой же степени сложности.
Для проведения текущих ремонтов электрооборудования разрабатываются технологические карты.
Капитальный ремонт (К) – ремонт, выполняемый для обеспечения исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса оборудования с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые (под базовой понимают основную часть оборудования, предназначенную для компоновки и установки на нее других составных частей). Послеремонтный ресурс оборудования должен составлять не менее 80% ресурса нового оборудования.
В объем капитального ремонта входят следующие работы: – замена или восстановление всех изношенных агрегатов, узлов и деталей; – полная или частичная замена изоляции, футеровки; – выверка и центровка оборудования; – послеремонтные испытания.
Для выполнения капитального ремонта на предприятии должны иметься ТУ на каждое наименование ремонтируемого оборудования.
Внеплановый ремонт -это вид ремонта, непредусмотренный годовым планом или вызванный аварией оборудования.
Электродвигатель.
В объем ремонта асинхронных электродвигателей входит выполнение следующих основных работ: замена обмоток, исправление валов (устранение биения), смена подшипников, замена и проточка контактных колец, мелкие слесарные работы и окраска.
В соответствии с ППРЭ в объем текущего ремонта электродвигателя входят:
1) очистка электродвигателя от пыли и грязи, отъединение питающих проводов и заземляющих шин, а у двигателей с фазным ротором - проводов пускового реостата;
2) отъединение двигателя от рабочей машины и доставка его в ремонтную мастерскую;
3) разборка электродвигателя и его очистка от пыли и грязи;
4) осмотр поверхности стали статора и ротора и зачистка мест, покрытых коррозией;
5) проверка целостности и ремонт изоляции лобовых частей обмоток;
6) измерение сопротивления изоляции обмоток между фазами и между фазами и корпусом при помощи мегомметра напряжением 500 - 1000 В. Сопротивление изоляции должно быть не менее 0,5 МОм. При меньших значениях сопротивления изоляции обмотку подвергают сушке;
7) проверка обмотки на отсутствие межвиткового замыкания при помощи электромагнита и стальной пластинки либо портативного дефектоскопа марки ПДО, либо приборов типа ЕЛ-1 и ЕЛ-2;
8) проверка состояния и ремонт выводных концов электродвигателя;
9) проверка состояния коротко-замыкающих колец и вентиляционных лопаток короткозамкнутого ротора.
10) очистка подшипников качения от старой смазки и промывка бензином, употребление керосина не допускается. При необходимости смазку заменяют (примеры смазок: циатим-221, литол-24);
11) проверка зазора между статором и ротором;
12) сборка электродвигателя и проверка свободного вращения ротора в обе стороны, окраска корпуса;
13) запуск электродвигателя на холостом ходу для проверки отсутствия посторонних шумов; измерение тока и потерь холостого хода, их значения должны соответствовать номинальным;
14) установка электродвигателя на рабочее место, запуск совместно с рабочей машиной для проверки правильности его вращения и отсутствия вибраций.
Электродвигатели и аппаратуру необходимо регулярно очищать от пыли и грязи сухой тряпкой. Во избежание разъедания слоя изоляции не допускается промывать обмотки электродвигателей бензином или керосином.
До включения в сеть проверяют состояние вала, подшипниковых щитов, подшипников, отсутствие задевания ротора за статор, наличие смазки целостность фаз; состояние выводных концов и клеммного щитка; сопротивление изоляции обмоток.
При удовлетворительных результатах испытаний включают электродвигатель на 30 мин. под напряжение, замеряют пофазно силы тока холостого хода, проверяют шумы электродвигателя, работу коллектора, нагрев подшипников, величину вибрации и др..
Схема технологического процесса ремонта электродвигателей (рис. 2)
Предрементные испытания |
Внешний осмотр |
Испытания |
Разборочно-дефектовочные работы |
Разборка двигателя |
Снятие поврежденной обмотки |
Мойка и промывка деталей |
Дефектовка деталей |
Изоляционно-обмоточные работы |
Слесарно-механические работы |
Комплектование деталей |
Сборочные работы |
Сборка двигателя |
Проверка правильности сборки |
Послеремонтные испытания |
Отделочные работы |
Окраска дивгателя |
Рис.2
Магнитный пускатель.
Ремонт контактов магнитного пускателя.
Контакты магнитных пускателей, на поверхности которых имеются следы подгорания и нагара, очищают хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в уайт-спирите или в авиационном бензине.
Брызги и «корольки» металла на поверхности контактов зачищают надфилем. После очистки щупом толщиной 0,05 мм проверяют плотность соединения контактных поверхностей. При замкнутых контактах щуп не должен проходить между контактами более 25% контактной поверхности.
При изломе или ослаблении контактную пружину заменяют новой или годной с выбракованного пускателя.
При износе или срыве резьбы в отверстиях под винты крепления токоподводящих проводов отверстия с поврежденной резьбой рассверливают и метчиком нарезают резьбу следующего размера.
Ремонт выводных зажимов магнитных пускателей.Обгоревшие или окислившиеся контактные поверхности выводных зажимов зачищают надфилем или шлифовальной шкуркой, протирают обтирочным материалом, смоченным в бензине, и залуживают припоем ПОС-30.При износе или срыве резьбы в отверстиях под винты крепления токоподводящих проводов отверстия заваривают медью или латунью с помощью газовой горелки. Место заварки зачищают напильником, накернивают и просверливают отверстие для нарезания новой резьбы. В просверленном отверстии нарезают резьбу размером поврежденной резьбы. Реле времени и тепловое реле.
Повреждения отдельных элементов теплового реле (износ, деформация и поломка деталей; подгорание контактов) приводят к нарушению режимов его срабатывания. Поэтому важный момент восстановления работоспособности теплового реле-его регулировка. Реле испытывают нагрузочным током и снимают его характеристики в виде зависимости между током срабатывания и выдержки (как без предварительного подогрева, так и после подогрева номинальным током).