Учебно-методические материалы дисциплины
Цели и задачи учебной дисциплины.
1.1. Цель изучения дисциплины:
овладение знаниями в области права, знакомство с системой права, выработанной человеческой цивилизацией и играющей ведущую роль в регулировании жизни современного общества;
воспитание студентов в соответствии с принципами правового государства.
1.2 Задачи изучения дисциплины:
анализировать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной юридической литературе;
научиться понимать законы и другие нормативно-правовые акты;
обеспечивать соблюдение российского законодательства принимать решения в соответствии с законом и совершать свои действия в точном соответствии с законом;
ознакомиться с основными тенденциями развития законодательства в условиях реформирования общества;
воспитание личности, ориентированной на соблюдение законности и правопорядка.
Взаимосвязь учебных дисциплин.
Правоведение является одной из ведущих дисциплин в гуманитарном образовании. Очень важно знать право в изучении теории рыночной экономики, так как хорошо известно, что без правового регулирования не может быть рыночных отношений. Наряду с философией, историей, социологией, политологией и другими дисциплинами правоведение следует рассматривать как составную часть процесса формирования мировозренческой культуры будущих специалистов.
Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины
Общекультурные компетенции:
способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-14).
В результате изучения курса студент должен знать:
Конституцию Российской Федерации;
основные понятия государства и права, правового государства и их роль в жизни общества;
систему органов государственной власти России;
основные права, свободы и обязанности граждан России;
как защитить права и свободы граждан;
особенности Федеративного устройства России;
важнейшие отрасли права и источники права;
законы о действующей символике российского государства.
В результате изучения дисциплины студент должен уметь:
пользоваться нормами конституционного, гражданского, трудового, административного, экологического и других отраслей права в сфере своей будущей профессиональной деятельности;
обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, правовой и политической культурой;
быть нетерпимым к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;
использовать современные научно обоснованные приемы, методы и средства обучения, в том числе технические средства обучения, информационные и компьютерные технологии.
В результате изучения дисциплины студент должен иметь навыки:
понимания сущности и значения информации в развитии современного правового информационного общества;
способностью сознавать опасности и угрозы, возникающие в правовом беспределе;
соблюдения основными требованиями информационной безопасности в сфере правовой системы;
самостоятельной работы в области познания правовых аспектов профессиональной деятельности;
работы с нормативными документами, регулирующими различные общественные отношения.
Содержание учебной дисциплины и вырабатываемые компетенции
Таблица 2.1.
№ темы лек-ции | Название темы, вопросы изучаемые на лекции. | Кол-во лекционных часов | Практические занятия | Учебно-методическая лит-ра | Форма контро- ля | Компетенции |
Конституционное право. Конституция России – основной закон государства. Место Конституции в системе нормативных документов. Основы конституционного строя России. Федеративное устройство. Права, свободы и обязанности граждан России. Органы государственной власти России: Президент, его статус. Выборы, полномочия, отставка. Инаугурация, Импичмент; Правительство: порядок формирования, состав, полномочия, недоверие, отставка; 2 – х палатное Федеральное Собрание – парламент России. Структура парламента: А. Государственная Дума. Закон о выборах депутатов Гос. Думы. Статус. Полномочия; Б. Совет Федерации. Закон о порядке формирования Совета Федерации. Статус. Полномочия. Порядок принятия федеральных законов (законодат. процесс). | 1-8. МУ-5 | Зачет | ОК 5,14 | |||
Основы трудового права. Трудовой Кодекс Российской Федерации. Право на труд. Понятие, значение и принципы трудового права. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха. Дисциплина труда. Охрана труда. Оплата труда. Трудовые споры. Юридическая ответственность за нарушения трудового законодательства. Защита трудовых прав. Государственная инспекция труда. Меры поощрения за труд. Государственные награды и звания за выдающиеся успехи в труде. Звание Ветеран Труда. Звание Ветеран Труда Волгоградской области. | 1-8 МУ-5 | зачет | ОК 5,14 | |||
Основы семейного права. Семейный Кодекс Российской Федерации в редакции от 4.05.2011г. Понятие и принципы семейного права. Брак и условия его заключения. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Опёка и попечительство. Усыновление (удочерение). Алименты. Ответственность по семейному праву. Брачный контракт. Право наследования. Понятие наследования. Наследование по завещанию. и по закону. Приобретение наследства, отказ от него, охрана наследства. | 1-8 МУ-5 | Зачет | ОК 5,14 | |||
Основы экологического права. Право на благоприятную окружающую среду. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в редакции от 29.12.2010 года. Принципы охраны окружающей среды. Виды экологических преступлений. Дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за нарушение экологического законодательства. | 1-8 МУ-5 | Зачет | ОК 5,14 | |||
Итого: |
Учебно-методические материалы дисциплины
Семинарские занятия
Таблица 3.1
№ занятия | Тема практического (семинарского) занятия | Объем, час. |
Конституционное право России. | ||
Основы трудового права России. | ||
Основы семейного права России | ||
Основы экологического права | ||
Итого: |
Подраздел 3.2 Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студентов (СРС) представлена в табл. 3.2
Таблица 3.2