В результате изучения дисциплины студент должен

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе БГУ

________________ А.В. Данильченко

(подпись)

"_____"________________20__ г.

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-_____/р.

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Учебная программа для специальности:

1-26 02 02 «Менеджмент» (по направлениям)

1-26 02 03 «Маркетинг»

1-36 01 01 «Социальная работа» (по направлениям)

Кафедра маркетинга

Курс I

Семестр II

Лекции 34/10 часов (заочная)

Практические

занятия 26/6 часов (заочная) Зачет II семестр

Лабораторные

Занятия 8/0 часов (заочная)

Всего аудиторных

часов по дисциплине 68/16 часов

Всего часов по Форма получения

дисциплине 100 часов высшего образования: очная (заочная)

Составил: Г.О. Коновальчик, к.э.н., доцент

2013 г.

Учебная программа составлена на основе: типовой учебной программы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности человека». Рег. № ТД-_______/тип.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры:

маркетинга

« » 2013 г., протокол № 2

Заведующий кафедрой

_____________________ Н.В. Черченко

Одобрена и рекомендована к утверждению методической комиссией Государственного института управлений и социальных технологий БГУ

« » ноября 2013 г., протокол №

Председатель

_____________Э.И. Збровский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа разработана в соответствии с учебными планами подготовки студентов по экономическим и социальным специальностям.

Интегрированная учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности человека» включает дисциплины «Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций», «Радиационная безопасность», «Основы экологии», «Основы энергосбережения», «Охрана труда».

деятельность человека реализуется в условиях техносферы (производственной зоны) или окружающей природной среды. Уровень решения проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности человека может служить достоверным и интегральным критерием оценки степени экономического, правового и политического развития общества, а также оценкой его нравственного состояния.

Негативное воздействие на человека не ограничивается естественными опасностями. Решая задачи своего материального обеспечения, человек непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различных производств и т.п.), генерируя антропогенные опасности. Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных опасностей – вредных и травмирующих факторов, отрицательно воздействующих на человека и окружающую его среду.

Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, несоответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Опасности носят потенциальный характер и актуализируются при определенных причинах. Признаками, определяющими опасность, являются: угроза для жизни, возможность нанесения ущерба здоровью, нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в производственной, природной и жилой среде, безопасности и экологичности технических систем, организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, управление и правовое регулирование ими является приоритетной задачей для личности, общества, государства.

Цель изучения дисциплины – формирование культуры безопасности жизнедеятельности будущих специалистов, основанной на системе социальных норм, ценностей и установок, обеспечивающих сохранение их жизни, здоровья и работоспособности в условиях постоянного взаимодействия со средой обитания.

Задачи:

–освоение студентами системы знаний, умений, видов деятельности и правил поведения, направленных на формирование способности предупреждать воздействие вредных и опасных факторов или минимизировать его последствия для сохранения жизни и здоровья и обеспечения нормальных условий жизнедеятельности;

– формирование сознательного и ответственного отношения к здоровью и жизни как непреходящим ценностям; приобретение навыков в оказании первой помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях, при несчастных случаях на производстве и в быту при наличии угрозы для их жизни до прибытия скорой медицинской помощи;

– овладение совокупностью знаний о рациональном природопользовании и охране окружающей среды, путях достижения устойчивого эколого-экономического равновесия и мерах предотвращения экологического неблагополучия;

– развитие способности осуществлять контроль над рациональным использованием тепловой и электрической энергии, предупреждать ее потери, содействовать внедрению энергосберегающих технологий на производстве и в быту.

При изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека» у студентов формируются следующие компетенции:

академические:

– владение базовыми научно-теоретическими знаниями и применение их для решения теоретических и практических задач;

– владение системным и сравнительным анализом и исследовательскими навыками;

– умение работать самостоятельно и использовать междисциплинарный подход при решении проблем;

– приобретение навыков использования технических устройств, управления информацией и работы с компьютером, лингвистических навыков (устная и письменная коммуникация);

– умение учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни;

социально-личностные:

– качества гражданственности и патриотизма, способность к межличностным коммуникациям;

– навыки здоровьесбережения;

– умение извлекать и анализировать информацию, развивать критическое мышление;

– чувство ответственности за порученное дело;

– умение работать в команде, в различных профессиональных средах, предотвращать деловые и межличностные конфликты;

– способность к инициативе и предпринимательству, к принятию нестандартных решений;

профессиональные:

– умение организовывать работу коллектива исполнителей, принимать обоснованные управленческие решения;

– знание правил безопасного поведения, источников опасности, мер ее предупреждения, способов устранения;

– умение действовать в чрезвычайных и опасных для здоровья человека ситуациях;

– проявление профессионального интереса на протяжении всего активного периода трудовой деятельности, владение навыками самостоятельного получения знаний и повышения квалификации;

Указанные компетенции развиваются посредством:

– использования современных педагогических методик и технологий, способствующих самостоятельному поиску студентами знаний и освоению опыта решения разнообразных задач, в частности модульной технологии;

– применения средств диагностики формируемых компетенций (тесты, разноуровневые задания и др.);

– использования современных информационных технологий для сопровождения учебного процесса;

– реализации управляемой самостоятельной работы студентов.

самостоятельная работа студентов организуется в соответствии с действующими в учреждении образования нормативными требованиями и включает подготовку заданий к практическим и лабораторным занятиям; работу с литературой, написание рефератов, проведение исследований и другие виды.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

– чрезвычайные ситуации, характерные для Республики Беларусь, их классификацию и возможные последствия для жизни и здоровья людей, экономики страны и природной среды;

– законодательство в области пожарной и радиационной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны;

– основные принципы, средства и способы защиты от чрезвычайных ситуаций различного характера;

– порядок действий населения в условиях чрезвычайных ситуаций по сигналам оповещения и сигналам гражданской обороны;

– содержание мероприятий химической и радиационной защиты от последствий чрезвычайных ситуаций;

– порядок применения средств индивидуальной и коллективной защиты, первичных средств пожаротушения;

– назначение технических средств противопожарной защиты;

– порядок подготовки персонала объектов социального назначения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– ответственность за нарушение требований законодательства в области пожарной и радиационной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

– перечень состояний, требующих оказания первой помощи;

– объем и содержание мероприятий по оказанию первой помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, при несчастных случаях на производстве и в быту;

– основы рационального природопользования, меры по предупреждению экологического неблагополучия геосфер Земли;

– приоритетные направления энергосбережения;

– законодательство в области охраны труда.

уметь:

– осуществлять организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности в любой среде обитания (природной, производственной, бытовой, социальной);

– анализировать ситуацию, распознавать источник опасности и предпринимать продуманные действия по спасению собственной жизни, жизни производственного персонала и уменьшению ущерба здоровью людей;

– использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, технические средства противопожарной защиты;

– оказывать первую медицинскую помощь с использованием медицинских изделий и подручных средств пораженным в чрезвычайных ситуациях, при несчастных случаях на производстве и в быту при наличии угрозы для их жизни до прибытия скорой медицинской помощи;

– принимать меры по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;

– содействовать внедрению энергосберегающих технологий, осуществлять контроль над рациональным использованием тепловой и электрической энергии;

– обобщать передовой опыт и пропагандировать идеи безопасности жизнедеятельности в производственном коллективе и в быту.

владеть:

– навыками защиты от опасных факторов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вредных и опасных производственных факторов;

– навыками в оказании первой помощи с использованием медицинских изделий и подручных средств пораженным в чрезвычайных ситуациях, при несчастных случаях на производстве и в быту при наличии угрозы для их жизни до прибытия скорой медицинской помощи.

Изучение дисциплины базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально-гуманитарных, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Введение

Цель, задачи и структура содержания интегрированной учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека». Актуальность изучения учебной дисциплины в учреждениях высшего образования Республики Беларусь на современном этапе, ее роль в формировании и развитии практико-ориентированной компетентности специалиста.

Определение и структура содержания учебных дисциплин «Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций», «Радиационная безопасность», «Основы экологии», «Основы энергосбережения», «Охрана труда». Основные требования к уровню освоения содержания интегрированной учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека».

Наши рекомендации