В результате изучения дисциплины студент должен
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе БГУ
________________ А.В. Данильченко
(подпись)
"_____"________________20__ г.
(дата утверждения)
Регистрационный № УД-_____/р.
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Учебная программа для специальности:
1-26 02 02 «Менеджмент» (по направлениям)
1-26 02 03 «Маркетинг»
1-36 01 01 «Социальная работа» (по направлениям)
Кафедра маркетинга
Курс I
Семестр II
Лекции 34/10 часов (заочная)
Практические
занятия 26/6 часов (заочная) Зачет II семестр
Лабораторные
Занятия 8/0 часов (заочная)
Всего аудиторных
часов по дисциплине 68/16 часов
Всего часов по Форма получения
дисциплине 100 часов высшего образования: очная (заочная)
Составил: Г.О. Коновальчик, к.э.н., доцент
2013 г.
Учебная программа составлена на основе: типовой учебной программы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности человека». Рег. № ТД-_______/тип.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры:
маркетинга
« » 2013 г., протокол № 2
Заведующий кафедрой
_____________________ Н.В. Черченко
Одобрена и рекомендована к утверждению методической комиссией Государственного института управлений и социальных технологий БГУ
« » ноября 2013 г., протокол №
Председатель
_____________Э.И. Збровский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа разработана в соответствии с учебными планами подготовки студентов по экономическим и социальным специальностям.
Интегрированная учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности человека» включает дисциплины «Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций», «Радиационная безопасность», «Основы экологии», «Основы энергосбережения», «Охрана труда».
деятельность человека реализуется в условиях техносферы (производственной зоны) или окружающей природной среды. Уровень решения проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности человека может служить достоверным и интегральным критерием оценки степени экономического, правового и политического развития общества, а также оценкой его нравственного состояния.
Негативное воздействие на человека не ограничивается естественными опасностями. Решая задачи своего материального обеспечения, человек непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различных производств и т.п.), генерируя антропогенные опасности. Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных опасностей – вредных и травмирующих факторов, отрицательно воздействующих на человека и окружающую его среду.
Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, несоответствующие условиям жизнедеятельности человека.
Опасности носят потенциальный характер и актуализируются при определенных причинах. Признаками, определяющими опасность, являются: угроза для жизни, возможность нанесения ущерба здоровью, нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.
Необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в производственной, природной и жилой среде, безопасности и экологичности технических систем, организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, управление и правовое регулирование ими является приоритетной задачей для личности, общества, государства.
Цель изучения дисциплины – формирование культуры безопасности жизнедеятельности будущих специалистов, основанной на системе социальных норм, ценностей и установок, обеспечивающих сохранение их жизни, здоровья и работоспособности в условиях постоянного взаимодействия со средой обитания.
Задачи:
–освоение студентами системы знаний, умений, видов деятельности и правил поведения, направленных на формирование способности предупреждать воздействие вредных и опасных факторов или минимизировать его последствия для сохранения жизни и здоровья и обеспечения нормальных условий жизнедеятельности;
– формирование сознательного и ответственного отношения к здоровью и жизни как непреходящим ценностям; приобретение навыков в оказании первой помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях, при несчастных случаях на производстве и в быту при наличии угрозы для их жизни до прибытия скорой медицинской помощи;
– овладение совокупностью знаний о рациональном природопользовании и охране окружающей среды, путях достижения устойчивого эколого-экономического равновесия и мерах предотвращения экологического неблагополучия;
– развитие способности осуществлять контроль над рациональным использованием тепловой и электрической энергии, предупреждать ее потери, содействовать внедрению энергосберегающих технологий на производстве и в быту.
При изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека» у студентов формируются следующие компетенции:
академические:
– владение базовыми научно-теоретическими знаниями и применение их для решения теоретических и практических задач;
– владение системным и сравнительным анализом и исследовательскими навыками;
– умение работать самостоятельно и использовать междисциплинарный подход при решении проблем;
– приобретение навыков использования технических устройств, управления информацией и работы с компьютером, лингвистических навыков (устная и письменная коммуникация);
– умение учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни;
социально-личностные:
– качества гражданственности и патриотизма, способность к межличностным коммуникациям;
– навыки здоровьесбережения;
– умение извлекать и анализировать информацию, развивать критическое мышление;
– чувство ответственности за порученное дело;
– умение работать в команде, в различных профессиональных средах, предотвращать деловые и межличностные конфликты;
– способность к инициативе и предпринимательству, к принятию нестандартных решений;
профессиональные:
– умение организовывать работу коллектива исполнителей, принимать обоснованные управленческие решения;
– знание правил безопасного поведения, источников опасности, мер ее предупреждения, способов устранения;
– умение действовать в чрезвычайных и опасных для здоровья человека ситуациях;
– проявление профессионального интереса на протяжении всего активного периода трудовой деятельности, владение навыками самостоятельного получения знаний и повышения квалификации;
Указанные компетенции развиваются посредством:
– использования современных педагогических методик и технологий, способствующих самостоятельному поиску студентами знаний и освоению опыта решения разнообразных задач, в частности модульной технологии;
– применения средств диагностики формируемых компетенций (тесты, разноуровневые задания и др.);
– использования современных информационных технологий для сопровождения учебного процесса;
– реализации управляемой самостоятельной работы студентов.
самостоятельная работа студентов организуется в соответствии с действующими в учреждении образования нормативными требованиями и включает подготовку заданий к практическим и лабораторным занятиям; работу с литературой, написание рефератов, проведение исследований и другие виды.
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
– чрезвычайные ситуации, характерные для Республики Беларусь, их классификацию и возможные последствия для жизни и здоровья людей, экономики страны и природной среды;
– законодательство в области пожарной и радиационной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны;
– основные принципы, средства и способы защиты от чрезвычайных ситуаций различного характера;
– порядок действий населения в условиях чрезвычайных ситуаций по сигналам оповещения и сигналам гражданской обороны;
– содержание мероприятий химической и радиационной защиты от последствий чрезвычайных ситуаций;
– порядок применения средств индивидуальной и коллективной защиты, первичных средств пожаротушения;
– назначение технических средств противопожарной защиты;
– порядок подготовки персонала объектов социального назначения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
– ответственность за нарушение требований законодательства в области пожарной и радиационной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
– перечень состояний, требующих оказания первой помощи;
– объем и содержание мероприятий по оказанию первой помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, при несчастных случаях на производстве и в быту;
– основы рационального природопользования, меры по предупреждению экологического неблагополучия геосфер Земли;
– приоритетные направления энергосбережения;
– законодательство в области охраны труда.
уметь:
– осуществлять организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности в любой среде обитания (природной, производственной, бытовой, социальной);
– анализировать ситуацию, распознавать источник опасности и предпринимать продуманные действия по спасению собственной жизни, жизни производственного персонала и уменьшению ущерба здоровью людей;
– использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, технические средства противопожарной защиты;
– оказывать первую медицинскую помощь с использованием медицинских изделий и подручных средств пораженным в чрезвычайных ситуациях, при несчастных случаях на производстве и в быту при наличии угрозы для их жизни до прибытия скорой медицинской помощи;
– принимать меры по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
– содействовать внедрению энергосберегающих технологий, осуществлять контроль над рациональным использованием тепловой и электрической энергии;
– обобщать передовой опыт и пропагандировать идеи безопасности жизнедеятельности в производственном коллективе и в быту.
владеть:
– навыками защиты от опасных факторов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вредных и опасных производственных факторов;
– навыками в оказании первой помощи с использованием медицинских изделий и подручных средств пораженным в чрезвычайных ситуациях, при несчастных случаях на производстве и в быту при наличии угрозы для их жизни до прибытия скорой медицинской помощи.
Изучение дисциплины базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально-гуманитарных, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Введение
Цель, задачи и структура содержания интегрированной учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека». Актуальность изучения учебной дисциплины в учреждениях высшего образования Республики Беларусь на современном этапе, ее роль в формировании и развитии практико-ориентированной компетентности специалиста.
Определение и структура содержания учебных дисциплин «Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций», «Радиационная безопасность», «Основы экологии», «Основы энергосбережения», «Охрана труда». Основные требования к уровню освоения содержания интегрированной учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека».