Социальная поддержка безработного

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

Согласовано

Проректор по УМР

____________Н.А. Вершинина

«___» ________________2014г.

Дисциплина: Трудовое право

Специальность (направление):юриспруденция(бакалавриат)

Форма контроля: зачет(вопросы 1-29)

Форма контроля: экзамен (полный курс)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЁТУ)

1. Предмет, метод, система и принципы трудового права. Отграничение трудового права от смежных отраслей права.

2. Источники трудового права и их классификация.

3. Субъекты трудового права, их трудовая правосубъектность.

4. Общая характеристика и классификация прав профсоюзов.

5. Социальное партнерство в сфере труда: понятие, основные принципы, уровни и формы.

6. Понятие и содержание коллективного договора. Порядок его заключения.

7. Понятие безработного. Правовой статус безработного.

8. Социальная поддержка безработного. Пособие по безработице. Основание и порядок его выплаты.

9. Понятие трудового договора. Его отличие от гражданско-правовых договоров о выполнении определенной работы.

10. Содержание и форма трудового договора.

11. Порядок заключения трудового договора. Гарантии при его заключении.

12. Срочный трудовой договор. Порядок его заключения и расторжения.

13. Испытание при приеме на работу, его юридическое значение.

14. Понятие и виды переводов на другую работу.

15. Трудовая книжка. Правила ее ведения, заполнения и хранения.

16. Общие основания прекращения трудового договора и их классификация.

17. Расторжение трудового договора по инициативе работника.

18. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя.

19. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

20. Основания расторжения трудового договора с руководителями организаций, их заместителями и главными бухгалтерами.

21. Оформление увольнения. Выплата выходного пособия.

22. Защита персональных данных работника. Понятие, обработка, хранение, использование и передача персональных данных. Права работников в целях обеспечения защиты их персональных данных.

23. Понятие и виды рабочего времени.

24. Правовое регулирование сверхурочных работ.

25. Понятие и виды времени отдыха.

26. Ежегодные отпуска. Порядок их предоставления и использования.

27. Дополнительные отпуска и порядок их предоставления.

28. Исчисление стажа работы, дающего право на ежегодные оплачиваемые отпуска.

29. Отпуска без сохранения заработной платы.

30. Оплата труда: понятие, формы. Основные государственные гарантии по оплате труда работников.

31. Установление заработной платы. Порядок, место и сроки ее выплаты.

32. Исчисление средней заработной платы. Ограничение удержаний из заработной платы.

33. Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы.

34. Гарантии и компенсации, их классификация.

35. Гарантии и компенсации работникам при направлении их в служебные командировки.

36. Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора.

37. Дисциплина труда. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка.

38. Понятие и виды дисциплинарной ответственности. Порядок применения дисциплинарных взысканий.

39. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работника. Гарантии работникам, совмещающим работу с обучением.

40. Ученический договор: понятие, содержание, порядок заключения. Действие и прекращение ученического договора.

41. Охрана труда. Требования охраны труда.

42. Организация охраны труда. Обеспечение прав работников на охрану труда.

43. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве.

44. Понятие материальной ответственности и условия ее наступления.

45. Материальная ответственность работодателя перед работником.

46. Материальная ответственность работника, порядок возмещения ущерба.

47. Полная материальная ответственность работника.

48. Коллективная (бригадная) материальная ответственность.

49. Способы защиты трудовых прав работников.

50. Понятие и виды надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.

51. Федеральная инспекция труда как орган государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. Основные права и обязанности государственных инспекторов труда.

52. Самозащита работниками трудовых прав.

53. Понятие, классификация и причины возникновения трудовых споров.

54. Комиссии по трудовым спорам: порядок образования, компетенция. Принятие и исполнение решений КТС.

55. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах.

56. Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения.

57. Забастовки как способ разрешения коллективного трудового спора.

58. Незаконные забастовки. Ответственность работников за незаконные забастовки.

59. Виды ответственности за нарушение трудового законодательства.

60. Международное правовое регулирование труда.

Вопросы обсуждены и одобрены на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин

Протокол № 1 от «27» августа 2014г.

Заведующий кафедрой Л.В. Зарапина

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЁТУ)

1. Предмет, метод, система и принципы трудового права. Отграничение трудового права от смежных отраслей права.

Труд. право– одна из важнейших отраслей права, регулирующая труд. (между работниками и работодателями) и другие, непосредственно связанные с ними производные отношения, устанавливающая права и обязанности субъектов и ответственность за их нарушение.

Труд– целеориентированная деятельность человека, реализующего свои физические и умственные способности д/получения определенных материальных или духовных благ.

Труд. право регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и применения наемного труда, а также функционирование рынка труда. Предмет– труд. отношения, и другие, тесно связанные с ними (трудоустройство, проф.подготовка. соц.партнерство и т.д.)

Методтруд. права можно охарактеризовать 4 основными признаками: 1.сочетанием централизованного и локального регулирования общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права; 2.сочетанием договорного, рекомендательного и императивного способов регулирования; 3.участием в регулировании общественных отношений труд. коллективов и профсоюзных органов; 4.своеобразием способов защиты труд. прав и обеспечения обязанностей.

Систематр.права делится на 2 части: общую и особенную. Вобщуючасть входят нормы, распространяющиеся на все отношения отрасли права, а также нормы о разграничении компетенции РФ и ее субъектов по регулированию труда.Особеннаячасть распределяется по институтам: институт обеспечения занятости и трудоустройства, институт труд. договора, рабочее время и время отдыха, оплата труда и т.д.

Принципытр.права – отражая суть труд. закон-ва, они обозначают приоритеты гос. политики в сфере труда. Всего 19 принципов (ст.2 ТК).Важнейшие: свобода труда, запрещение дискриминации в сфере труда, запрещение принудительного труда.

Наличие самостоятельного предмета правового регулирования дает возможность отграничить труд. право от смежных отраслейправа: гражданского, административного, права соц.обеспечения.

Гр.право: содержание отношений – продукт труд. деятельности, в тр.праве содержание отношений – процесс труда. В труд.праве стороны равны лишь в момент заключения тр.договора. в гр.праве – в течение всего срока действия договора.

Адм.право: субъекты всегда находятся в соподчиненном положении, в тр.праве – равноправные субъекты, стоящие свои вз/отношения на договорных началах.

Право соц.обесп-я: псо – система норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением благ и услуг из обществ. фондов. В тр.праве оплата – за счет ср-в работодателя.

2. Источники трудового права и их классификация.

Источник права– форма закрепления, внешнего выражения его норм. Система источников тр.права представляет собой сов-ть классифицированных по предмету и соподчиненности источников тр.права, включая законы, подзаконные акты, нормативные части коллективных договоров, соглашений.

Регулирование труд. отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, фед.и конституционными законами осуществляется:

1. труд. законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Труд. кодекса, иных фед. законов и законов субъектов Федерации, содержащих нормы труд. права;

2. иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы труд. права:

- указами Президента РФ;

- постановлениями фед. Правительства и нормативными правовыми актами фед. органов исполнительной власти;

- нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Федерации;

- нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Труд. отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы труд. права.

Нормы труд. права, содержащиеся в иных фед. законах, должны соответствовать Труд. кодексу. В случае противоречий между Труд. кодексом и иным фед. законом, содержащим нормы труд. права, применяется Труд. кодекс.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы труд. права, в пределах своей компетенции в соответствии с Труд. кодексом, другими фед.и законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации.

3. Субъекты трудового права, их трудовая правосубъектность.

Субъекты труд. права—участники труд. и иных, непосредственно с ними связанных отношений.

Субъекты труд. права являются сторонами правоотношений труд. права и как таковые — носителями труд. прав и соответствующих им труд. обязанностей.

Поскольку субъекты труд. права имеют на основании законодательства труд. права и обязанности, то д/их обладания и реализации они должны иметь: трудовую правоспособность — признаваемую законом способность иметь труд. права и обязанности; трудовую дееспособность — способность по труд. законодательству осуществлять лично своими действиями труд. права и обязанности; трудовую деликтоспособность— признаваемую труд. законодательством способность отвечать за труд. правонарушения.

Все вместе - правосубъектность. Труд. правосубъектность— признаваемая труд. законодательством способность данного лица (физического или юридического) быть субъектом труд. и непосредственно с ними связанных правоотношений, иметь и реализовывать труд. права и обязанности и отвечать за труд. правонарушения.

Виды субъектов труд. права: - граждане (работники); - работодатели (предприятия, учреждения, организации, фирмы любой формы собственности); - представители работников и работодателей; - профкомы или иные уполномоченные работниками выборные на производстве органы; - социальные партнеры в лице их соответствующих представителей на федеральном, отраслевом, региональном, территориальном и профессиональном уровне; - органы службы занятости и трудоустройства, юрисдикционные органы по рассмотрению труд. споров, органы надзора и контроля за соблюдением труд. законодательства, охраны труда.

Каждый из указанных субъектов имеет свой трудоправовой статус на основании труд. законодательства.

Правовой статуссубъекта труд. права — это его основное правовое положение, определяемое труд. законодательством. В трудоправовой статус субъекта входят: - его труд. правосубъектность (труд. праводееспособность и деликтоспособнс-сть); - статутные (основные) труд. права и обязанности; - основные юридические гарантии (общие и специальные) статутных труд. прав и обязанностей; - предусмотренная законодательством и договором ответственность за нарушение им труд. обязанностей.

4. Общая характеристика и классификация прав профсоюзов.

Профсоюз— это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-труд. прав и интересов. Правовое регулирование – ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» 1996г.

Его основными функциями являются представительская (на всех уровнях организации) и защитная — по защите и повышению социально-труд. прав и интересов трудящихся. Профсоюзы являются субъектами труд. права на всех этапах правового регулирования труда — при создании норм труд. права, их применении, контроле за соблюдением труд. законодательства, охраны труда, а также в разрешении коллективных труд. споров как представители работников.

Все права профсоюзов можно классифицироватьпо сфере их деятельности и по объему компетенции в правах.

По объему компетенциив правах различают:

а) права самостоятельного характера: - участвуют в обеспечении мер по содействию занятости и трудоустройству; - участвуют в коллективных переговорах, заключают коллективные договоры и соглашения от имени работников; - представляют и защищают права и интересы работников на всех уровнях правового регулирования труда; - осуществляют общественный контроль за исполнением труд. законодательства, правил охраны труда; - обладают правом требовать наказания (вплоть до увольнения) должностных лиц администрации, нарушающих труд. законодательство, коллективные договоры, соглашения, права профсоюзов;

б) права совместного характера: - участвуют в распределении жилья, построенного производством, в решении вопросов о занесении на Доску почета и в Книгу почета (где существуют), решают индивидуальные неисковые споры совместно с администрацией;

в) согласительные права профкома по применению администрацией ряда норм труд. законодательства.

По сфере деятельностиразличают следующие права:

- представительства работников д/ осуществления своей защитной функции; - на участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности; - на защиту права на труд, в том числе по обеспечению занятости, защите от необоснованных отказов в приеме на работу, незаконных переводов и увольнений; - на социальную защиту трудящихся (обеспечение высокого уровня условий труда, охрана труда, его оплата и т.д.); - профсоюзного контроля за охраной труда, соблюдением труд. законодательства и жилищно-бытового обслуживания работников; - на участие в социально-партнерских отношениях и рассмотрении коллективных труд. споров, включая объявление забастовки; - на участие в управлении гос. социальным страхованием, санаторно-курортными учреждениями.

5. Социальное партнерство в сфере труда: понятие, основные принципы, уровни и формы.

Социальное партнерствов сфере труда - система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами гос. власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования труд. отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Основные принципы: - равноправие сторон; - уважение и учет интересов сторон; - заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; - содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; - соблюдение сторонами и их представителями труд. законодательства; - полномочность представителей сторон; - свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; - добровольность принятия сторонами на себя обязательств; - реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; - обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; - контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; - ответственность сторон за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Формы: - коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений; - взаимные консультации (переговоров) по вопросам регулирования труд. отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий труд. прав работников и совершенствования труд. законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы труд. права; - участие работников, их представителей в управлении организацией; - участие представителей работников и работодателей в разрешении труд. споров.

6. Понятие и содержание коллективного договора. Порядок его заключения.

Коллективный договор— правовой акт, регулирующий социально-труд. отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Содержание и структураколлективного договора определяются сторонами.

В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя последующим вопросам: - формы, системы и размеры оплаты труда; - выплата пособий, компенсаций; - механизм регулирования оплаты труда; - занятость, переобучение, условия высвобождения работников; - рабочее время и время отдыха; - улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи; - соблюдение интересов работников при приватизации гос. и муниципального имущества; - экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве; - гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

оздоровление и отдых работников и членов их семей; - частичная или полная оплата питания работников; - др.

Порядок заключенияколлективного договора включает следующие стадии:

1. принятие решения о необходимости заключения договора, кот. принимается либо соответствующим профсоюзом, либо иным представительным органом коллектива. Если администрация организации отказывается от заключения договора, окончательное решение принимается общим собранием коллектива.

2. определение и фиксация порядка, сроков разработки и заключения договора, создание комиссий д/ведения коллективных переговоров и разработки проекта коллективного договора.

Д/разработки, заключения, изменения коллективного договора проводятся переговоры м/д представительным органом работников и работодателем. Инициатором может выступать любая из сторон, причем ни одна из них не может уклониться от участия в переговорах.

Срок действия коллективного договора от 1 года до 3 лет.

7. Понятие безработного. Правовой статус безработного.

Определение правового статуса безработных означает установление круга лиц, относящихся к данной категории граждан, их прав и обязанностей, а также гарантий соблюдения этих прав.

Безработнымипризнаются граждане, кот.: а) трудоспособны; б) не имеют работы и заработка (при этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата); в) зарегистрированы в органах занятости в целях поиска подходящей работы; г) ищут работу; д) готовы приступить к ней.

Трудоспособность гражданина определяется их возрастом и состоянием здоровья. Не м/б признаны безработными граждане, не достигшие 16 лет, а также те, кому в соответствии с пенсионным законодательством РФ назначена пенсия по старости.

Граждане, претендующие на получение статуса безработных, должны искать работу. Этот критерий характеризует субъективное намерение гражданина, однако у такого намерения есть внешние проявления. Свидетельством того, что гражданин ищет работу, является его явка по приглашению органов занятости д/знакомства с предлагаемой работой. Предусмотрен отказ в регистрации в качестве безработных тех, кто отказался в течение 10 дней со дня регистрации в органах занятости в целях поиска работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а д/впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности) — также от двух предложений профессиональной подготовки.

В регистрации в качестве безработного будет отказано гражданину, не явившемуся без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска работы в органы занятости д/предложения ему подходящей работы, а также не явившемуся в срок, установленный этими органами д/регистрации в качестве безработного.

Наконец, безработный гражданин д/б готов приступить к работе. Это означает, что в момент регистрации не должно быть препятствий к тому, чтобы гражданин смог начать работу, как только она ему будет найдена. Если такие препятствия неустранимы, то признание безработным невозможно. Гражданин, признанный безработным, приобретает определенные права и обязанности.

Права: - на получение помощи государства в поиске работы и в трудоустройстве; - на получение бесплатной информации от органов службы занятости.

Обязанности: - представить ряд документов при регистрации в качестве безработных; - являться на перерегистрацию в сроки, установленные органами службы занятости, и т.д.

8. Социальная поддержка безработного. Пособие по безработице. Основание и порядок его выплаты.

Социальная поддержка безработного.

Государство гарантирует безработным:

- выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

- выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

Время, в течение кот. гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое д/переезда по направлению органов службы занятости в другую местность д/трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением гос. обязанностей, не прерывают труд. стажа.

Наши рекомендации