Порядок выполнения лабораторной работы

Требования безопасности

- запрещается работать на стенде без разрешения преподавателя;

- при обнаружении неисправности стенда, работа должна быть прекращена и сообщено преподавателю.

4.2 Выбрать вариант задания по таблице 2 самостоятельно или с помощью преподавателя и подготовить в своей рабочей тетради таблицу 2 для проведения исследований.

Таблица 2 – варианты лабораторных заданий

№ варианта Положение реостата Положение переключателей 4, 5 Величина тока утечки мА в режиме Показатель безопасности защиты ПБЗ
Сигнал Iс Отключение Iо
  А, I =    
   
Б, I =    
   
С, I =    
   
  А, I =    
   
Б, I =    
   
С, I =    
   
  А, I =    
   
Б, I =    
   
С, I =    
   
  А, I =    
   
Б, I =    
   
С, I =    
   
    Б, I =          
   
   
   

4.3 Проверить и привести в исходное положение приборы на панели стенда:

а – реостат 7 устанавливаем в положение А – соответствующему варианту задания;

б – переключатель 8 - в позицию 30;

в – выключатель 11 – ставим в нижнее положение;

г – резистор 10 – переводим в крайнее левое положение;

д – автоматический выключатель 9 следует установить сначала в положение «откл», а затем в положение «вкл» (т.е. рычаг сначала переводится вправо до упора и тут же его нужно перевести назад влево до упора).

4.4 Включить стенд в розетку, строго соблюдая соответствие фаз на вилке 12 и розетке (на розетке и вилке с торца указаны красным цветом метки «Ф» и «О»). Выполнить свой вариант задания в следующей последовательности на примере варианта 1:

а – реостат 7 установить в положение А;

б – переключатель 8 – в позиции 30;

в – выключатель 11 – установить в верхнее положение;

г – нажать на клавишу 13 со стороны метки «В» на корпусе розетки. В результате этих действий включаются в работу амперметры 1,2 и загорается зелёным цветом контрольная лампочка 6. Стенд готов к работе;

д – записать в рабочую тетрадь величину тока нагрузки по амперметру 1 в колонку 2 таблицы результатов исследования;

е – поворотом вправо резистора 10 увеличиваем плавно и осторожно ток утечки до загорания лампочки 3. Это ток сигнала неисправности электроустановки. Величину этого тока следует довести до величины (18), указанной в задании, и записать в свою тетрадь (колонка 4 таблицы 2);

ж – поворотом вправо резистора 10 очень плавно увеличиваем ток утечки до срабатывания УЗО на отключение. Момент отключения электроустановки (стенда) наступает неожиданно, сопровождаясь громким звуком. Поэтому в этот момент нужно быть внимательным и следить за показаниями миллиамперметра 2. Величина показаний миллиамперметра в момент отключения и является током отключения (уставкой) электроустановки. Результат заносится в тетрадь (колонка 5 таблицы 2) против позиции “30” колонки 3.

Если же отключение произошло так неожиданно, что вы не успели зафиксировать величину тока отключения Iо, эксперимент следует повторить заново, приведя в исходное положение приборы стенда;

з – после измерения тока сигнала Iс и тока отключения Iо в позиции переключателя “30”, последний переводится в позицию “100”, положение реостата 7 при этом не меняется. Приборы 9, 10, 11, 13 переводятся в исходное положение;

и – вновь выключатель 11 переводим вверх, нажимаем на клавишу 13 – стенд и УЗО включены в сеть и готовы к работе, о чём свидетельствует свечение зелёным цветом лампочки 6. Поворотом вправо резистора 10 замеряем ток сигнала Iс (по заданию Iс = 40 мА) и ток отключения Iо. Результаты заносим в тетрадь (колонки 4,5 таблицы 2) против позиции “100” колонки 3;

к – аналогично описываемому выше делаем замеры при нагрузке на реостате Б и С. Результаты показаний Iс и Iо занести в рабочую тетрадь в соответствующие строки таблицы 2 варианта 1.

После окончения экспериментов обесточить стенд, приборы привести в исходное положение, и привести в порядок свое рабочее место.

По результатам эксперимента вычислить показатель безопасности УЗО, используя формулу: пбЗ = (Iо - Iс) / Iо для уставки 30 и 100 по трём вариантам нагрузки (положение реостата) А, Б и С. Результаты расчёта занести в таблицу 2.

Оформить отчет о работе и защитить его у преподавателя.

Содержание отчета

В отчете должно быть отражено:

- Название работы ее цели и план выполнения;

- Основные причины электротравмотизма;

- Схема устройства и работы защитного заземления (рисунок 2) и схема УЗО

(рисунок 6);

- Вариант задания с указанием экспериментальных данных (таблица 2);

- Построить график зависимости предельно допустимых значений переменных напряжений и токов Uпд, Iпд, от времени воздействия на человека по данным таблицы 1;

- Дать заключение (выводы) в каком положении токов сигнала и отключения опасность поражения для людей наибольшая.

6 Контрольные вопросы

1 Причины электротравмотизма;

2 Технические меры защиты;

3 Устройство и работа защитного заземления;

4 Устройство и работа зануления;

5 Структурная схема УЗО и его основные части;

6 Схема трансформатора тока нулевой последовательность;

7 Причины возникновения токов утечки;

8 Когда возникает (ток) напряжение нулевой последовательности;

9 Назначения и область применения УЗО;

10 Что такое “Уставка”.

Литература

1. Средства защиты в машиностроении: Расчет и проектирование: спр-к/ С.В.Белов, А.Ф. Козваков, О.Ф.Партолин и др.; под ред. С.В.Белова. – М.:Машиностроение,1989 – 368с.

2. Чекалин Н.А., Полукина Г.Н., Чекалина С.А. Охрана труда в электрохозяйствах промышленных предприятий: учебник для техникумов. – М: Энергоатомиздат,1990- 256с.

3. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для ВУЗов/ С.В.Белов, А.В.Ильницкая, А.Ф. Козвяков и др: Выс.шк., 1999. – 448с.

4. П.П.Кукин, В.А.Лапин, Е.А. Подгорных и др. Безопасность технологических процессов и производств. – М.: Высш. школа 1999.

Содержаниестр.

1 Общие сведения по электробезопасности………………………………………………..3

1.1 Основные причины электротравматизма……………………………………………….3

1.2 Технические меры защиты от электротока……………………………………………..4

2 Защита от поражения электрическим током с помощью отключающих устройств…...6

2.1 Назначение и область применения устройств защитного отключения (УЗО)………..6

2.2 Типы и составные части УЗО…………………………………………………………….7

2.3 УЗО, реагирующие на появление напряжения корпуса электроустановки

относительно земли…………………………………………………………………………..9

2.4 УЗО, реагирующие на появление тока нулевой последовательности

(ток разбаланса электросистемы в аварийных ситуациях)……………………………….10

3 Устройство и работа лабораторного стенда……………………………………………..11

4 Порядок выполнения лабораторной работы……………………………………………..13

4.1 Требования безопасности……………………………………………………………….13

4.2 Выбрать вариант задания по таблице 2………………………………………………...13

4.3 Проверить и привести в исходное положение приборы………………………………14

4.4 Включить стенд………………………………………………………………………….15

4.5 После окончания экспериментов……………………………………………………….15

4.6 Оформить отчёт о работе и защитить его у преподавателя…………………………..15

5 Содержание отчёта………………………………………………………………………...16

6 Контрольные вопросы……………………………………………………………………..17

Литаратура…………………………………………………………………………………...18

[1] - в нормальных условиях работы электроустановки электрическая проводимость фаз относительно земли и друг друга (в трех фазных сетях) одинаковая. Электрическая система в этом случае находится в равновесии, т.е. по всем проводам кабеля течет одинаковой величины электроток и соответственно одинаковое напряжение.

Наши рекомендации