Конфликты и методы их разрешения
Существенную роль во внешних успехах фирмы играют внутрифирменные конфликты, которых нельзя избежать даже при очень жестком стиле руководства кадрами.
Конфликт – это острое противостояние, столкновение взаимоисключающих интересов, мнений, ценностей между двумя и более сторонами.
Успех работы с конфликтом (в конфликте) во многом зависит от точности описания структуры конфликта: субъектов, предмета, инцидента, отношений, ситуаций.
• Инцидент (информационный) — событие, которое помогло осознать хотя бы одному из взаимодействующих (прямо или косвенно) субъектов отличие (полное или частичное) его интересов и ценностей от интересов и ценностей других участников взаимодействия.
• Инцидент (деятельностный) — повод для объявления (афиширования) конфронтационных действий по поводу различия интересов, ценностных ориентаций.
• Конфликтная ситуация — развитие конфликта в конкретный временной период.
• Субъекты конфликта — участники конфликтного взаимодействия, которые могут быть представлены индивидами, группой индивидов, социальной организацией.
• Предмет конфликта — конкретные интересы и ценностные ориентации, по поводу различия которых происходит конфликтное взаимодействие (то, из-за чего возник конфликт).
• Конфликтные отношения — форма и содержание взаимодействия между субъектами, их действия для завершения конфликта.
Различают следующие виды конфликтов:
1.по последствиям:
§ конструктивные – способствуют улучшению эффективности деятельности организации;
§ деструктивные – способствуют понижению эффективности деятельности;
§ безрезультатный – не приводит к никаким изменениям.
2.по содержанию:
§ внутриличностный - означает состояние готовности личности к конфликтам, вызванная недовольством человека собой и своей деятельностью, некорректностью заданий, низкой организационной культурой;
§ межличностный конфликт – возникает при внутренней конкуренции среди персонала, наличии большого числа претендентов на единственное освободившееся карьерное место, резкое повышение одного из коллег по службе, обычная зависть или жажда славы. Само явление получило название моббинг (от англ. mobbing — притеснять и преследовать кого-либо, кому-то грубить, нападать или придираться). Этим словом обозначается ситуация, в которой оказываются сотрудники фирмы на своем рабочем месте, подвергаясь конфронтации со стороны коллег, а порой и начальства;
§ конфликт между человеком и группой – порожден нарушением групповых норм, личных обязанностей, низким уровнем культуры и взаимоотношений;
§ межгрупповой конфликт – возникает между группами организации, как формальными, так и неформальными. Хотя теоретически все группы в организации работают ради одной и той же цели, они, конечно же, имеют разные интересы. К тому же многие группы обычно считают свою нагрузку нереальной, а оценку труда несправедливо Подобно людям, группы могут соперничать не только за деньги и власть, но также за престиж и признание. В результате соперничества в группе может смениться лидер;
§ конфликт между аппаратом управления и исполнительным аппаратом – возникает из-за неправильных управленческих решений.
Конфликт начинается с того момента, когда хотя бы один из взаимодействующих субъектов осознает различиесвоих интересов, ценностных ориентации от интересов, ценностных ориентации другого субъекта или начинает односторонние действияпо обеспечению своих интересов.
Признаком конфликта является напряженность. После перехода из одной фазы в другую напряженность спадает. В случае кризисов (т.е. задержки конфликта в одной фазе или возврате в предыдущую) напряженность усиливается.
Конфликт имеет следующие фазы
1. Конфронтационная (военная) — стороны стремятся обеспечить свой интерес за счет ликвидации чужого интереса (в их представлении это обеспечивается либо добровольным или вынужденным отказом другого субъекта от своего интереса, либо лишением его права иметь свой интерес, либо уничтожением носителя другого интереса).
2. Компромиссная (политическая) — стороны стремятся по возможности достигнуть своего интереса через переговоры, в ходе которых производят замену отличающихся интересов каждого субъекта на общий компромиссный (как правило, каждая сторона пытается обеспечить в нем по максимуму свой собственный).
3. Коммуникативная (управленческая) — выстраивая коммуникацию, стороны достигают согласия, основанного на том, что суверенитетом обладают не только сами субъекты конфликта, но и их интересы (консенсус), и стремятся к взаимодополнению интересов, ликвидируя лишь незаконные, с точки зрения сообщества, различия (либо правовой запрет на тот или иной интерес и его уголовное преследование, корпоративный запрет, грозящий нарушителям административным наказанием, либо изменение законодательства, системы фирменных инструкций, дающее или запрещающее право на тот или иной интерес, различие).
Если конфликт не контролируется, возникает кризис — период задержки процесса конфликтного взаимодействия субъектов. Он возникает внутри одной из фаз конфликта, т.е. такое взаимодействие субъектов, при котором не происходит поступательного перехода от фазы к фазе, что и приводит к возникновению напряженности. Снять ее помогает преодоление кризиса, продолжение развития конфликта.
Принято различать шесть стилей поведения в конфликтной ситуации, в основу классификации которых положена система Томаса — Килменна[1]. Она позволяет ориентировать любого человека в случае попадания его в конфликтную ситуацию.
Стили поведения в конфликтной ситуации связаны с главным источником конфликта — различием интересов и ценностных ориентации взаимодействующих субъектов.
Стиль поведения любого человека в конфликте определяется:
1) мерой удовлетворения собственных интересов;
2) активностью или пассивностью действий;
3) мерой удовлетворения интересов другой стороны;
4) индивидуальными или совместными действиями.
В основу графического изображения положена сетка Томаса — Килменна, которая определяет место и название стилей поведения (рис. ).
Рис. . Сетка Томаса — Килменна
Исходя из предложенной модели выделяют следующие способы регулирования конфликтов:
• конфронтация (соревнование) как стремление, активно и индивидуально действуя, добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другой стороны;
• приспособление, означающее в противоположность соперничеству принесение в жертву собственных интересов ради интересов другой стороны;
• уклонение (избегание), для которого характерно отсутствие как стремления к корпорации, так и тенденции к достижению собственных целей;
• конкуренция — соревновательное взаимодействие, не ориентируемое на обязательный ущерб другой стороне;
• компромисс как метод взаимных уступок;
• сотрудничество, когда принимаются решения, полностью удовлетворяющие интересы обеих сторон.
Таким образом, управление конфликтом — это деятельность по обеспечению развития конфликтного взаимодействия, то есть, управлять конфликтом — значит обеспечивать ему максимальную возможность для саморегулирования и содействие выходу из кризисов в следующую фазу. Сам по себе конфликт не усиливает и не ослабляет организацию. И служащие, и менеджеры должны управлять им, делая максимально полезным. Если же они избегают обсуждения своих трудностей и опасений, они не могут понять ни реального состояния, ни путей развития, ни извлечь уроков ни для себя, ни для других. Если же умело управлять конфликтом, он укрепляет коллектив и организацию в целом.