Дополнительные гарантии для членов КТС

Ст. 240 ТК РБ устанавливает дополнительные гарантии для членов КТС. Так, в период осуществления их полномочий не допускается понижения тарифной ставки, расторжение трудового договора с ним по инициативе нанимателя.

За исключением:

• систематического неисполнения работником обязанностей без уважительных причин, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее принимались меры дисциплинарного взыскания;

• прогула (в т.ч. отсутствие на работе более 3 часов в течение рабочего дня) без уважительной причины;

• появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств или токсических веществ в рабочее время или по месту работы;

• совершение по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановление органа, в компетенцию которого входит наложение административное взыскание;

• однократного грубого нарушения правил охраны труда, повлекшего увечье или смерть других работников;

• призыв работника на военную службу;

• восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу;

• нарушение установленных правил приема на работу а также в случае ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предприятия.

В соответствии с п. 22 постановления Пленума ВС РБ от 29 марта 2001г. № 2, если трудовой договор расторгнут по инициативе нанимателя с нарушением этих дополнительных гарантий, то такое увольнение является незаконным и работник подлежит восстановлению на работе.

Порядок обращения и рассмотрения споров в КТС.

В соответствии со ст. 242 ТК РБ работники могут обращаться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своего права. При пропуске по уважительной причине срока, он может быть восстановлен КТС и спор будет рассмотрен по существу. Уважительными причинами признаются такие обстоятельства, которые объективно препятствовали обращению за защитой (болезнь, длительная командировка).

Пропуск срока исковой давности при отсутствии уважительных причин является основанием к отказу в удовлетворении иска.

Десятидневный срок для обжалования в суд решений КТС не является сроком исковой давности.

Например,

1 января узнал о нарушении права. В течение трех месяцев мы обращались в КТС, т.е. по 1 апреля включительно. Если приходится на нерабочий день, то 2 апреля.

Отказ КТС в удовлетворении требования работника по причине пропуска срока на обращение за разрешением спора на момент его права обратиться за его решением в суд.

Заявленный спор КТС обязана рассмотреть в десятидневный срок (ст. 237.

В соответствии со ст. 237 ТК РБ заявление КТС подлежит обязательной регистрации и подается в письменной форме (по практике, регистрация производится профсоюзным комитетом. В случае устного обращения - делается запись в специальный журнал).

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление. Рассмотрение спора в отсутствии работника допускается только по его письменному заявлению.

При неявке работника на заседание КТС рассмотрение заявления откладывается. При вторичной неявке без уважительной причины КТС может вынести решение о снятии данного заявления с рассмотрения, что на момент работника подать заявление вновь, но в пределах трехмесячного срока.

Например,

т.е. 1 января узнал о нарушении права и по 1 апреля может подавать заявление. В случае снятия его может подавать также только по 1 апреля.

На заседании КТС ведется протокол, в котором указывается состав комиссии (т.е. кто избран от нанимателя, и кто - от профсоюза). Содержание требований работника, объяснения лиц, заслушанных на заседании КТС. Ведение протокола возлагается на секретаря комиссии. Протокол подписывается председателем и секретарем КТС

В соответствии со ст. 238 ТК КТС принимает решение по соглашению между председателями нанимателя и профсоюза, т.е. все члены КТС, принимающие участие в рассмотрении устного конкретного спора, должны прийти к однозначному решению. Если хотя бы 1 из членов КТС не согласен, решение считается непринятым.

КТС может вынести одно из следующих решений:

• об удовлетворении требований работника в полном объеме;

• о частичном их удовлетворении;

• об отказе в удовлетворении требований.

Решение КТС должно быть мотивированным, т.е. обоснованным нормами действующего законодательства, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными НА, а также соответствующим действительным обстоятельства дела, установленным комиссией в ходе рассмотрения спора.

Принятое КТС решение имеет обязательную силу с момента его принятия. Оно не нуждается в каком-либо утверждении нанимателем или профсоюзом.

Наши рекомендации