Модуль 2. Особенная часть трудового права
1. Комплексная цель модуля: получение правовых знаний по регулированию отношений, связанных с индивидуальным договорным регулированием, рабочим временем, его режимами, временем отдыха, оплатой труда и иными вопросами, относящимися к конкретным институтам особенной части трудового права. В конечном итоге студенты должны ориентироваться в основополагающих легальных категориях данных институтов, знать их видовую дифференциацию и другие вопросы, а также решать конкретные правовые ситуации по соответствующей тематике в рамках изученных ими тем.
2. Содержание модуля:
Тема № 7. Трудовой договор.
Форма проведения занятия: лекция
Цель лекции: сформировать целостное представление о трудовом договоре как акте индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений, его видовом многообразии.
Задачи лекции:
- проанализировать легальное определение понятия «трудовой договор» в аспекте его сопоставления с иными договорами, опосредующими трудовую деятельность;
- рассмотреть субъектный состав трудовых договоров;
- определить основные требования к содержанию трудового договора и правовые последствия их несоблюдения;
- осуществить видовую дифференциацию трудовых договоров.
План лекции:
1. Трудовой договор – основа взаимоотношений между работником и работодателем. Понятие трудового договора.
2. Стороны трудового договора.
3. Содержание трудового договора. Обязательные и дополнительные условия трудового договора. Вступление трудового договора в силу.
4. Виды трудовых договоров. Их значение в сфере регулирования трудовых отношений. Критерии дифференциации.
Ключевые термины: трудовой договор, трудовая функция, обязательные условия трудового договора, дополнительные условия трудового договора, срочный трудовой договор.
Выводы по теме:
- легальное определение трудового договора позволяет выделить следующие отличительные признаки: личное выполнение работником трудовой функции, которая является предметом договора; организация работодателем условий труда; подчинение работника внутреннему распорядку работодателя;
- сторонами трудового договора выступают работник и работодатель; особенности субъектного состава определяют дифференциацию трудовых договоров на виды (например, трудовой договор с работником, не достигшим 14-летнего возраста);
- содержание трудового договора образуют его условия, которые делятся на обязательные и дополнительные;
- срочный трудовой договор заключается по соглашению сторон в случаях, определенных законом, а также если трудовые отношения не могут быть установлены на определенный срок с учетом характера работы и условий ее выполнения.
Форма проведения занятия: семинарское занятие № 1.
Цель семинарского занятия: изучить особенности заключения трудового договора и оформления приема на работу.
Задачи семинарского занятия:
- определить стадии заключения трудового договора;
- ознакомиться с документами, оформляемыми при приеме на работу;
- проанализировать эффективность установленных законодательством гарантий при приеме на работу;
- исследовать особенности заключения трудового договора с условием об испытании работника и правовые последствия испытания.
План семинарского занятия:
1. Порядок заключения трудового договора.
2. Гарантии при приеме на работу. Документы, необходимые при приеме на работу.
3. Оформление приема на работу. Трудовая книжка – основной документ о трудовой деятельности работника.
4. Испытание при приеме на работу.
Организация семинарского занятия:
Помимо устного опроса в ходе проведения занятия, критерии оценки которого изложены применительно к теме № 1, на данном семинарском занятии студенту предлагается выполнение контрольного задания «Работа над ошибками». Выполнение задания предполагает анализ взаимосвязанных документов, оформленных кадровой службой на вновь принятого работника, и выявление в них ошибок. В числе таких документов преподаватель может предложить: приказ о приеме на работу, фрагмент трудового договора, фрагмент записи в трудовой книжке, фрагмент карточки Т-2 и др.
№ | Форма текущего контроля | Критерий оценки | Описание критерия |
1. | Контрольное задание «Работа над ошибками» | 2 балла | За выполненную работу студент получает 0,5 либо 2 балла. Максимальное количество баллов выставляется в случае, когда студентом обнаружены все допущенные работодателем ошибки, содержащиеся в оформленных при приеме на работу документах |
Форма проведения занятия: семинарское занятие № 2.
Цель семинарского занятия: проанализировать основания и порядок изменения трудового договора.
Задачи семинарского занятия:
- изучить понятийный аппарат данного подинститута (перевод, перемещение, смена собственника имущества организации, отстранение от работы);
- классифицировать случаи возможного изменения трудового договора и исследовать особенности данной процедуры в каждом случае;
- научиться отграничивать изменение трудового договора от иных процедур, используемых сторонами в процессе его функционирования;
План семинарского занятия:
1. Изменение трудового договора. Понятие и виды.
2. Постоянные и временные переводы на другую работу. Перемещения.
3. Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда.
4. Смена собственника имущества организации, изменение подведомственности и ее реорганизация – правовые последствия для лиц, находящихся в трудовых отношениях.
5. Отстранение от работы.
Организация семинарского занятия: семинарское занятие организуется аналогично занятию по теме № 4.
Форма проведения занятия: семинарское занятие № 2.
Цель семинарского занятия: изучить основания и порядок прекращения трудового договора по воле одной из его сторон.
Задачи семинарского занятия:
- определить соотношение понятий: прекращение трудового договора, расторжение трудового договора и увольнение;
- выявить особенности прекращения трудового договора по соглашению сторон;
- исследовать процедурные особенности расторжения трудового договора по инициативе работодателя при виновном поведении работника и отсутствии вины работника;
- проанализировать основные ошибки, допускаемые работодателями при увольнении работника по материалам судебной практики;
План семинарского занятия:
1. Прекращение трудового договора, расторжение трудового договора и увольнение работника: соотношение понятий.
2. Основания прекращения трудового договора. Их классификация (по соглашению сторон, по инициативе работника, по инициативе работодателя, по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон и др.).
3. Соглашение сторон как основание прекращения трудового договора.
4. Расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию).
5. Классификация оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя.
6. Основания и порядок расторжения трудового договора при виновном поведении работника.
7. Основания и порядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя при отсутствии виновных действий со стороны работника.
Организация семинарского занятия: Наряду с устным опросом в ходе проведения занятия, критерии оценки которого изложены применительно к теме № 1, подготовка к данному семинарскому занятию предполагает анализ судебной практики по отдельно взятому основанию прекращения трудового договора.
№ | Форма текущего контроля | Критерий оценки | Описание критерия |
1. | Анализ судебной практики | 3 балла | Самостоятельная работа оценивается по шкале от 0,5 балла до 3 баллов. 3 балла выставляется в случае, если в результате проведенного анализа (минимум 5 судебных решений) студентом сделаны самостоятельные выводы о причинах правоприменительных ошибок и путях их устранения |
Форма проведения занятия: семинарское занятие № 3.
Цель семинарского занятия: изучить основания и порядок прекращения трудового договора по обстоятельствам, не обусловленным волеизъявлением сторон трудового договора; проанализировать общие требования к процедуре прекращения трудового договора.
Задачи семинарского занятия:
- обозначить особенности прекращения трудового договора в связи с истечением срока его действия;
- исследовать процедурные особенности прекращения трудового договора по основаниям, указанным в статьях 83, 84 ТК РФ;
- приобрести навыки работы с документами, оформляющими прекращение трудового договора;
План семинарского занятия:
1. Истечение срока действия трудового договора как основание его прекращения.
2. Основания и порядок прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст.83 ТК РФ).
3. Основания и порядок прекращения трудового договора вследствие нарушения правил его заключения (ст.84 ТК РФ).
4. Процедура прекращения трудового договора. Общий и специальный порядок оформления прекращения трудового договора.
Организация семинарского занятия: семинарское занятие организуется аналогично занятию по теме № 4.
Тема № 8.Правовое регулирование рабочего времени.
Форма проведения занятия: лекция
Цель лекции: получение студентами правовых знаний по регулированию отношений, связанных со временем привлечения работников к трудовой деятельности.
Задачи лекции:
- определить значение рабочего времени в трудовом праве, его взаимосвязь с иными правовыми категориями;
- научиться различать виды рабочего времени и основания их использования в конкретных правоотношениях;
- исследовать режимы рабочего времени и порядок их установления.
План лекции: