Государственное управление охраной труда
В соответствии со статьей 4 Закона «Об охране труда» [1] государственное управление в области охраны труда осуществляют в пределах их компентенций:
Президент Республики Беларусь;
Правительство Республики Беларусь;
республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь;
местные исполнительные и распорядительные органы.
Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику в области охраны труда и осуществляет иные полномочия в этой области в соответствии с Конституцией и законодательством Республики Беларусь. Он издает Декреты, Указы и распоряжения по важнейшим вопросам жизни страны, в том числе и в области охраны труда. Например, Правила дорожного движения утверждаются Указом Президента Республики Беларусь.
Правительство Республики Беларусь осуществляет следующие полномочия в области охраны труда:
обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны труда;
определяет полномочия республиканских органов государственного управления в области охраны труда;
организует разработку республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда;
осуществляет иные полномочия в области охраны труда, возложенные на него конституцией, законодательством и актами Президента Республики Беларусь[1]. Например, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь утверждаются:
Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Республиканские целевые программы по улучшению условий и охраны труда и т.п.
Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, осуществляют:
государственное управление охраной труда на отраслевом уровне;
разработку и принятие в пределах своей компетенции отраслевых правил по охране труда, типовых инструкций по охране труда, других нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда;
разработку и реализацию отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда;
государственный контроль соблюдения требований по охране труда в подчиненных им организациях;
анализ результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в подчиненных им организациях, разработку и реализацию мер по их профилактике;
организацию обучения, повышения квалификации и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей подчиненных им организаций;
организацию проведения научно-исследовательских работ в области условий и охраны труда;
информационное обеспечение подчиненных им организаций по вопросам охраны труда;
пропаганду и распространение передового опыта в области охраны труда в подчиненных им организациях;
международное сотрудничество в пределах своей компетенции по вопросам охраны труда;
иные полномочия в области охраны труда, предусмотренные законодательством.
Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь помимо указанных для всех республиканских органов управления осуществляет дополнительно следующие полномочия:
координацию деятельности по вопросам охраны труда республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, специально уполномоченных государственных органов надзора и контроля, территориальных органов управления, профессиональных союзов;
разрабатывает с участием заинтересованных органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, предложения по основным направлениям и приоритетам государственной политики в области охраны труда, нормативные правовые акты по охране труда;
осуществляет разработку республиканских целевых программ по улучшению условий и охраны труда;
утверждает самостоятельно или совместно с республиканскими органами государственного управления межотраслевые правила по охране труда, типовые инструкции по охране труда, другие нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда;
разрабатывает с участием заинтересованных органов государственного управления и утверждает типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты;
организует осуществление государственного надзора и контроля соблюдения законодательства об охране труда;
осуществляет экспертизу условий труда и контроль качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
проводит мониторинг состояния условий и охраны труда, анализ нарушений законодательства об охране труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и вносит в установленном законодательством порядке в органы государственного управления предложения об их предупреждении;
организует и координирует проведение научно-исследовательских работ в области охраны труда;
участвует в совершенствовании государственной статистической отчетности в области охраны труда;
осуществляет международные связи и сотрудничество в области охраны труда, подготавливает проекты международных договоров и соглашений по вопросам охраны труда;
осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности республиканской комиссии для проверки знаний руководителей и членов комиссий республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, по вопросам охраны труда;
осуществляет иные полномочия в области охраны труда, предусмотренные законодательством [1].
Местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют:
государственное управление охраной труда на территориальном уровне;
разработку и реализацию территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
государственный контроль соблюдения требований по охране труда в организациях, расположенных на подведомственной им территории;
организацию обучения, повышения квалификации и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций, расположенных на подведомственной им территории, которые не находятся в подчинении республиканских органов государственного управления;
анализ причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях, расположенных на подведомственной им территории, разработку и реализацию мер по их профилактике;
информационное обеспечение организаций, расположенных на подведомственной им территории, по вопросам охраны труда;
пропаганду и распространение передового опыта в области охраны труда в организациях, расположенных на подведомственной им территории;
участие в разработке проектов нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в международном сотрудничестве по вопросам охраны труда;
иные полномочия в области охраны труда, предусмотренные законодательством.