Государственный надзор и общественный контроль
Надзор и контроль в области охраны труда осуществляют:
- Прокуратура
- Департамент государственной инспекции труда
- Специально уполномоченные органы государственного надзора и контроля
- Республиканские органы государственного управления
- Местные исполнительные и распорядительные органы
- Техническая инспекция труда профсоюзов
- Работодатели и служба охраны труда организации
- Общественные инспекторы по охране труда, уполномоченные представители профсоюзов.
Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства об охране труда республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля, работодателями и работающими осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры (Статья 35 Закона «Об охране труда» [1]).
Государственный надзор и контроль соблюдения законодательства об охране труда осуществляются Департаментом государственной инспекциитруда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, иными специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля в пределах их компетенции в соответствующих сферах деятельности (Статья 34 Закона «Об охране труда» [1]).
Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь осуществляет государственный надзор и контроль исполнения органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, работодателями законодательства об охране труда (Статья 36 Закона «Об охране труда» [1]).
Государственный контроль соблюдения требований по охране труда в подчиненных им организациях осуществляют республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь (Статья 7 Закона «Об охране труда» [1]).
Местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют государственный контроль за соблюдением требований по охране труда в организациях, расположенных на подведомственной им территории (Статья 8 Закона «Об охране труда» [1]).
к специально уполномоченным органам государственного надзора и контроля относятся:
- Государственная экспертиза условий труда;
- Государственный пожарный надзор;
- Государственный санитарный надзор;
- Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности;
- Департамент по ядерной и радиационной безопасности;
- Департамент контроля и надзора за строительством;
- Государственный энергетический надзор;
- Государственный комитет по стандартизации;
- Государственный метрологический надзор;
- Органы надзора и контроля безопасности на транспорте.
Органы государственной экспертизы условий труда создаются в структуре Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и в комитетах по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов в соответствии с законодательством.
Органы государственной экспертизы условий труда
осуществляют государственный контроль:
качества проведения всеми работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда,
обоснованности предоставления работникам компенсаций на основе аттестации рабочих мест по условиям труда,
соблюдения установленных требований по условиям труда в проектной документации на строительство и реконструкцию объектов производственного назначения;
анализируют состояние условий труда по отраслям экономики (Статья 37 Закона «Об охране труда» [1]).
Государственный пожарный надзор за соблюдением республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями, их должностными лицами и гражданами требований законодательства о пожарной безопасности, в том числе технических нормативных актов системы пожарного нормирования и стандартизации, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям (Статья 4 Закона «О пожарной безопасности» [8]).
Согласно Закону Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» [9] основной задачей санитарно-эпидемической службы Министерства здравоохранения является осуществление государственного санитарного надзора за соблюдением санитарного законодательства и санитарных правил предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Организация и проведение государственного санитарного надзора на территории Республики Беларусь возлагаются на следующих должностных лиц:
Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь и его заместителей;
главных государственных санитарных врачей областей, городов, районов, районов в городе и их заместителей;
иных должностных лиц и специалистов органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор.
Основными задачами Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациямявляются:
осуществление специальных (регулирующих, контрольных, надзорных, исполнительных и других) функций в области промышленной безопасности, безопасной перевозки опасных грузов, охраны и рационального использования недр;
предупреждение техногенных аварий и травматизма на опасных производственных и других объектах повышенной опасности Республики Беларусь;
регулирование деятельности организаций по обеспечению безопасного ведения работ, противоаварийной устойчивости производств и объектов;
выполнение иных задач по поручению МЧС.
Департамент в соответствии с возложенными задачами осуществляет в установленном порядке государственный надзор безопасности:
производств и объектов, на которых возможно образование взрывоопасных сред (смесь газов, паров, пыли с воздухом и другими окислителями, веществ, склонных к взрывчатому превращению или разложению), а также производств и объектов с вредными веществами;
оборудования и систем газоснабжения, магистральных газопроводов и нефтепроводов, подземных хранилищ газа;
металлургических (сталеплавильных, литейных, трубных, прокатных) производств;
горных работ, в том числе проводимых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; подземных и гидротехнических сооружений; работ по геологическому изучению недр (поиск и разведка месторождений полезных ископаемых), разработки месторождений полезных ископаемых, в том числе добычи нефти и газа; переработки минерального сырья;
охраны недр и их рационального использования при добыче полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, в том числе при строительстве метрополитенов;
перевозки грузов автомобильным, воздушным и речным транспортом;
геолого-маркшейдерского обеспечения при поисках, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, использованием недр в целях, не связанных с добычей, в том числе при строительстве метрополитенов и тоннелей различного назначения;
производства работ на объектах, осуществляющих утилизацию боеприпасов;
промышленных взрывчатых материалов и пиротехнических изделий, их разработки, изготовления, переработки, использования и реализации, в том числе взрывчатых веществ, полученных в результате утилизации боеприпасов, транспортировки взрывчатых материалов.
Департамент по ядерной и радиационной безопасности МЧС осуществляет надзор за ядерными ипредставляющими радиационную опасность производствами, объектами, установками и изделиями, за соблюдением правил и норм радиационной безопасности.
Государственный энергетический надзор осуществляется в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, устойчивого функционирования энергетического оборудования, систем энергоснабжения, соблюдения правил пользования электрической и тепловой энергией.
Основной задачей государственного энергетического надзора является контроль:
соблюдения потребителями величин и режимов потребления электрической и тепловой энергии, а также договорных условий по снабжению энергией;
проведения организациями энергоснабжения мероприятий по обеспечению надежного и качественного энергоснабжения потребителей, соблюдением установленных норм качества электрической и тепловой энергии;
технического состояния электрических и теплоиспользующих установок потребителей, условий их эксплуатации и проведения мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание этих установок;
технического состояния автономных энергетических источников потребителей;
соблюдения потребителями требований к качеству электрической и тепловой энергии, предусмотренных нормативными документами по стандартизации.
Органами, осуществляющими государственный энергетический надзор, являются: Управление государственного энергетического надзора Белорусского государственного энергетического концерна и предприятия “Энергонадзор” производственных объединений энергетики и электрификации.
Комитет по стандартизации и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь:
осуществляет реализацию единой государственной политики в области технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия объектов (продукция, процессы, оказание услуг, профессиональная компетентность персонала и др.) требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;
осуществляет общую координацию разработки технических регламентов и государственных стандартов;
устанавливает порядок разработки, утверждения, государственной регистрации и публикации технических кодексов, государственных стандартов и технических условий;
утверждает, вводит в действие, отменяет государственные стандарты, вносит в них изменения (кроме государственных стандартов в области архитектуры и строительства);
осуществляет государственную регистрацию технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов, технических условий (кроме технических условий, которые не проходят государственную регистрацию);
организует и проводит систематическую проверку действующих государственных стандартов (кроме государственных стандартов в области архитектуры и строительства) в целях их изменения или отмены;
осуществляет государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов (кроме технических регламентов, устанавливающих требования к зданиям, строениям и сооружениям);
применяет в пределах своей компетенции к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, нарушившим требования технических регламентов, меры воздействия;
обеспечивает создание и функционирование Системы аккредитации Республики Беларусь;
осуществляет аккредитацию, выдает аккредитованным органам по сертификации и (или) аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) аттестаты аккредитации;
осуществляет контроль деятельности аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);
обеспечивает создание и функционирование Национальной системы подтверждения соответствия в Республике Беларусь;
выполняет другие функции в области стандартизации и сертификации.
Надзор и контроль безопасности на транспорте осуществляют:
- Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций;
- Государственная автомобильная инспекция Министерства внутренних дел;
- Государственное объединение «Белорусская железная дорога»;
- Департамент по авиации;
- Белорусская инспекция речного судоходства.
Каждый из этих органов осуществляет надзор и контроль безопасности
движения, технического состояния соответствующих транспортных средств и правил их эксплуатации.
Указом Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами» [18] определены принципы и регламентирован порядок осуществления общественного контроля.
Основными принципами общественного контроля являются:
- социальное партнерство между профсоюзами, государственными органами и работодателями;
- соблюдение законодательства и ответственность представителей профсоюзов за принимаемые при осуществлении контроля решения.
Указом установлены две формы общественного контроля:
- проведение проверок;
- контроль не связанный с проведением проверок.
Проверка при общественном контроле представляет собой совокупность мероприятий, проводимых профсоюзами в отношении контролируемых субъектов, по итогам которых оценивается соответствие требованиям законодательства, коллективного договора (соглашения) по обеспечению трудовых и социально-экономических прав граждан действий или бездействия должностных лиц и иных работников контролируемых объектов.
Проверки проводятся:
соблюдения законодательства о труде – правовыми инспекторами профсоюзов;
соблюдения законодательства об охране труда – техническими инспекторами профсоюзов;
выполнения коллективного договора - правовыми и техническими инспекторами профсоюзов.
Плановая проверка проводится в соответствии с планом не чаще одного раза в два года.
Проверка не проводится на начальном этапе при создании организации или ее обособленного подразделения в течение двух лет.
Внеплановая проверка проводится:
- для расследования причин несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
- по заявлению контролируемого субъекта;
- при поступлении информации (кроме анонимной) о нарушениях законодательства о труде, об охране труда или о возникновении угрозы вреда здоровью и жизни граждан.
Перед проведением проверки проверяющий вносит сведения о проверке в книгу учета проверок. При отсутствии такой записи проверка может быть признана незаконной. За проведение незаконной проверки проверяющий может быть привлечен к административной ответственности, а за необоснованное проведение проверки из корыстной или личной заинтересованности, приведшей к нанесению существенного вреда проверяемым, – к уголовной ответственности.
Первичные профсоюзные организации осуществляют общественный контроль только в отношении контролируемых субъектов, в которых они созданы, в формах не связанных с проведением проверок. Эти организации могут выдавать контролируемым субъектам рекомендации по устранению нарушений законодательства, коллективных договоров (соглашений). Контролируемый субъект обязан рассмотреть рекомендацию профсоюза и информировать профсоюз о результатах рассмотрения рекомендации.