ТО следует отличать от иных отношений, связанных с трудом, но регулируемых др отраслями права
ТРУДОВОЕ ПРАВО
ЗАЧЕТ
ЗИМА 2016
1. Понятие, предмет и метод трудового права. (см в тертадь)
2. Система трудового права. Отграничение трудового права от смежных дисциплин.
Система трудового права как отрасли и как науки
Система российского трудового права — соединение правовых норм в единое упорядоченное целое с их одновременным внутренним разделением на относительно самостоятельные и в то же время взаимосвязанные институты и их части (под институты). Многочисленные правовые нормы, регулирующие трудовые и иные тесно связанные с ними отношения, можно подразделить на две основные труппы.
Первая группа норм (институтов) определяет общие вопросы регулирования указанных отношений и составляет Общую часть трудового права, вторая группа, регламентирующая отдельные стороны (элементы) этих отношений, — его Особенную часть.
Особенная часть трудового права включает в себя правовые нормы, регулирующие отдельные стороны (элементы) трудовых отношений.
К Особенной части трудового права относятся следующие институты:
трудоустройства и занятости; трудового договора (контракта); профессиональной подготовки непосредственно на производстве; повышения квалификации непосредственно на производстве; рабочего времени; времени отдыха; дисциплины труда; материальной ответственности; нормирования труда; заработной платы; охраны труда; трудовых споров; надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.
Система, трудового законодательства в отличие от системы трудового права, включающей в себя правовые нормы, представляет собой совокупность нормативных актов о труде. Кроме того, если система трудового права содержит только чисто правовые нормы, то система трудового законодательства помимо нормативных актов о труде — еще и преамбулы, введения, указывающие на цель принятия соответствующих решений актов и их практическое значение.
Система российского трудового права — соединение правовых норм в единое упорядоченное целое с их одновременным внутренним разделением на относительно самостоятельные и в то же время взаимосвязанные институты и их части (подинституты).
В системе трудового права можно выделить три части: общую, особенную и специальную.
В Общую часть трудового права входят нормы, относящиеся к правовому регулированию труда всех работников в целом. Она включает в себя институты, определяющие предмет трудового права, нормы-принципы, правовой статус работников как субъектов трудового права, правовое положение трудовых коллективов и профсоюзов и т.п.
Особенная часть трудового права включает в себя правовые нормы, регулирующие:
1. собственно-трудовые отношения:
• трудовой договор;
• рабочее время;
• время отдыха;
• заработную плату, гарантии и компенсации за труд;
• охрану труда.
2. отношения, связанные с трудовыми:
• дисциплина труда;
• трудоустройство и занятость;
• профессиональная подготовка непосредственно на производстве;
• повышение квалификации непосредственно на производстве;
ТО следует отличать от иных отношений, связанных с трудом, но регулируемых др отраслями права.
Гражданское право.
Наиболее часто с трудовыми правоотношениями по ТП путают отношения по договорам, связанным с трудом, регулируемые нормами ГП. Речь идет о договорах подряда, поручения, авторском договоре, договоре оказания услуг и т.п.
Различают эти договоры прежде всего по предмету регулирования.
Если в трудовом договоре предметом является труд работника по определенной специальности, квалификации, должности, то предметом гражданского договораявляется результат труда (вещь, предмет, произведение и т.п.).
В процессе выполнения трудовой деятельности работник подчиняется внутреннему трудовому распорядку организации, а при исполнении гражданского договора такого подчинения, как правило, не бывает.
Предмет ГП и ТП составляют различные по своим особенностям общественные отношения. В ГП это имущественные отношения, связанные с принадлежностью имущества определенным лицам или с переходом имущества от одного лица к другому, а также связанные с ними некоторые личные неимущ отношения. Предметом ТП являются трудовые отношения и тесно связанные с ними иные общ отношения.
дминистративным правом (АП) регулируются отношения, связанные с работой по контрактам с военнослужащими, работниками милиции, таможенных органов, вневедомственной охраны, налоговой полиции и т.п., а также частично отношения по осуществлению гос-ой гражд-ой службы. Регулирование этих отношений отраслью АП вызвано тем, что превалирующими в них являются властно-подчинительные начала. Предмет АП образуют отношения по осуществлению исполнительно-распорядительной деятельности гос органов. А характерное для ТО следование внутреннему трудовому распорядку и подчинения работника распоряжениям руководителя как управляющей стороне лишь внешне сходно с административно-пр методом властных предписаний. Поэтому связи руководителей с работниками по организации и управлению совместным трудом носят характер производственного, а не административного управления.
ТП также отличается и от права социального обеспечения.
До недавнего времени отношения по социальному обеспечению входили в часть ТП. Отношения по соц обеспечению либо сопутствуют ТО, либо приходят им на смену, но указанные отрасли права различны.
Отличие их производится по предмету и методу регулирования.
Предмет права соц обеспечения составляет общественные отношения, складывающиеся при реализации гражданами права на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности и потери кормильца, а не права на труд. Они возникают между гражданами и специализированными гос органами по поводу предоставления отдельных видов обеспечения из различных гос фондов.Методу права соц обеспечения не свойственны договорный порядок возникновения, изменения правоотношений. Права и обязанности субъектов права соц обеспечения устанавливаются, как правило, непосредственно нормами права, издаваемыми гос-ом.
3. Основные принципы трудового права.
Под принципами ТП понимаются закрепленные в законодательстве руководящие начала, отражающие содержание норм ТП и основные направление гос политики в сфере наемного труда и направленные на их дальнейшее развитие.
Под основными принципами ТП понимаются основные начала и положения, определяющее его единство, существенные черты его содержания и общую направленность развития данной системы правовых норм.
Основные принципы трудового права связаны с общеправовыми и межотраслевыми принципами, закрепленными в КРФ. А КРФ, явл главным гарантов прав и свобод человека.
Правовые принципы принято разграничивать на:
а) общеправовые принципы, присущие всей системе права, большинству его отраслей (принцип законности, демократизма, защиты прав человека и др.)
б) межотраслевые принципы, выражающие то существенное, что характеризует несколько отраслей права (принцип свободы труда и запрещение принудительного труда, кот. присущи не только трудовому, но и гражданскому и административному праву в области трудовой деятельности)
в) отраслевые или основные принципы ТП, отражающие существенное в данной отрасли права и связанные с большинством норм общей части и институтов отрасли (ст.2 ТК)
г) принципы соответствующего института (принципы социального партнерства, рассмотрения индивидуальных либо коллективных трудовых споров и др.)
ТК РФ в ст.2 закрепляет основные принципы правового регулирования ТО и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Основные принципы ТП:
1. Свобода труда, включая право на труд. В РФ каждый вправе заниматься любой трудовой деятельностью по своему выбору.
Свобода труда право каждого распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деят-ти и профессию. Свобода труда не существует без запрета дискриминации и принудительного труда. Свобода труда позволяет заключить трудовой договор на добровольной основе.
Принцип запрещения принудительного труда и дискриминации. Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Принцип запрещения дискриминации означает, что каждый имеет равные возможности для реализации своего права на труд. Никто не может быть ограничен в своих в трудовых правах и свободах.
Принцип запрещения принудительного труда определяется как выполнение работы под угрозой применения какого- либо наказания.
Принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве.
РФ законом «О занятости населения РФ» определены основные направления гос политики в области занятости, разработка и реализация целевых программ, предусмотрены полномочия органов занятости и т.д.
2. Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда.
Право каждого на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд и т.д.
Справедливая заработная плата должна обеспечивать достойную жизнь работника и его семьи и не может быть ниже установленного ФЗ МРОТ.
3. Принцип равенства и возможностей работников.
Все работники наделяются равными правами независимо от пола, расы, национальности, языка и др.
4. Принцип обеспечения права работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы.
5. Принцип обеспечения равенства возможностей работников на продвижение по работе, проф. подготовку, переподготовку и повышение квалификации
6. Принцип обеспечения права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов.
В ТК закрепляется как непосредственная форма участия работников, н-р, на общем собрании организации, так и участие работников в управлении организацией через своих представителей, как правило , профсоюзы.
7. Принцип обеспечения права работников на участие в управлении организацией.
8. Принцип сочетания гос-го и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
9. Принцип социального партнерства.
10. Принцип обязательности возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
11. Принцип установления гос-ых гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществления гос-го надзора и контроля за их соблюдением.
12. Принцип обеспечения права каждого на защиту гос-ом его прав и свобод.
13. Принцип обеспечения права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку.
14. Обязанность сторон трудового договора соблюдать условия трудового договора, включая право работодателя требовать от работников выполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам и соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы ТП.
15. Принцип обеспечения права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы ТП.
16. Принцип обеспечения права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности.
17. Принцип обеспечения права на обязательное социальное страхование работников.
4. Понятие и виды источников трудового права.
Под источниками трудового права следует понимать результаты (продукты) правотворческой деятельности государства, а так же совместного нормотворчества работодателей и работников (их представителей) в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Источники ТП различаются по тем юр. формам, в которых воплощаются общеобязательные нормы или иные установления, издаваемые от имени государства. Другими словами, источники- это НПА: законы, указы, постановления, иные НПА, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.
ерархия источников получило свое выражение в ст.5 Т, где акты располагаются по их юр силе и сфере действия. При этом закреплен приоритет ТК перед другими ФЗ. Каждый нижестоящий по своей юр силе НПА не может противоречить вышестоящему.
Классификация источников:
1. по юридической силе:
международные акты; КРФ; ТК РФ и иные ФЗ; указы Президента РФ; постановления Прав-ва РФ; акты фед-х органов исп власти; конституции (уставы), законы и и ные НПА субъектов РФ; акты органов МСУ; локальные НА.
2. по содержанию и целевой направленности источники ТП следует подразделять на НА: - регулирующие общие вопросы ТП (КРФ, ТК);
- регулирующие отдельные вопросы конкретных институтов, входящих систему ТП (н-р, ФЗ «О коллективных договорах и соглашениях», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и др.);
- регулирующие трудовые правоотношения спец-х субъектов (н-р, ФЗ «О гос гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»).
3. по сфере действия источники бывают: федеральными (акты органов РФ), региональные (акты субъектов РФ), территориальные (акты органов МСУ) и локальные (акты конкретных организаций).
Система источников имеет свои особенности, главными из которых яв-ся:
1) соотношение единства и дифференциации в правовом регулировании отношений.
Это означает, что, с одной стороны, правовое регулирование трудовых отношений и тесно связанных с ними иных отношений происходит как посредством общего (единого) зак-ва, так и посредством его сочетания со специальным (дифференцированным) зак-вом.
2) наличие в системе большого числа межд-х актов, ратифицированных бывшим СССР и РФ. К их числу относятся акты ООН, конвенции и рекомендации Медж-ой организации труда (МОТ).
3) определенное сочетание централизованного, регионального, территориального и локального регулирования. При этом норма более низкого иерархического уровня по своему содержанию не может ухудшать положение работника по сравнению с нормой более высокого уровня.
4) участие в формировании системы источников работников, профсоюзов и работодателей. Такое участие осущ-ся через систему соц партнерства путем принятия соглашений и коллективных договоров.
Главное место отводится КРФ.
Она имеет высшую юр силу, прямое действие и применяется на всей тер-ии РФВ Конституции закреплены основные принципы трудового права (свобода труда, запрещение дискриминации и принудительного труда и др.)
В соответствии с КРФ признанные принципы и нормы межд права и международные договоры РФ явл составной частью ее правовой системы. В современных условиях придается большое значение конвенциям и рекомендациям МОТ. НЕ все ратифицированы, но многие учитываются в законотворческой и правоприменительной деят-ти.
Второе место занимают законы(как федеральные, так и субъектов Федерации).
В соответствии с КРФ труд зак-во находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов, компетенцию разграничивается также на основании КРФ.
Среди ФЗ важнейшее место отводится Трудовому кодексу-важнейшему кодифицированному акту, действующему на всей тер-ии РФ.
Новый ТК состоит из 6 частей, которые содержат 14 разделов, вкл 62 главы, а всего 424 статьи. По сравнению с КЗоТом введена новая глава, в которой впервые легализовано понятие «трудовые отношения». А также в 5 части впервые выделены разделы, посвященные вопросам защиты трудовых прав работников.
Так же значительное место занимают и иные ФЗ, н-р,«Об основах охраны труда в РФ» и т.д.
Среди подзаконных актовглавенствующее значение имеют указы Президента РФ, которые играют ведущую роль среди среди подзаконных актов источников тр права. Они обязательны для исполнения на всей тер-ии.
Постановления Правительства РФстоят вслед за ФЗ и указами През-та и должны им соответствовать. В случаях их противоречия КРФ, ФЗ, указам През-та они могут быть отменены През-ом РФ. Так же обязательны для исполнения на всей тер-ии РФ.
Определенное значение имеют постановления, инструкции и разъяснения Министерства труда и соц развития РФ, др министерств и ведомств, принимаемые ими в пределах их компетенции, предусмотренной законодательством. Постановления, инструкции и разъяснения Минтруда издаются в целях обеспечения правильного и единообразного толкования и применения законов о труде и актов вышестоящих органов гос управления, регулирующих общественные отношения в сфере труда.
Наряду с ФЗ, указами През-та, постановл Прав-ва, иными НПА к источникам относятся также законы и иные НПА субъектов РФ, которые действуют в пределах субъекта РФ.Их действие основано на конституциях и уставах субъектов РФ. Не должны противоречить КРФ и федеральным НПА.
ОМСУ вправе принимать в установленном порядке некоторые акты, содержащие нормы трудового права, в том числе акты, регулирующие деят-ть органов занятости и трудоустройства либо определяющие режим работы организаций торговли, сферы обслуживания, транспорта и др акты, действующие в пределах их территорий.
С развитием соц партнерства в условиях рынка труда получает распространение новые источники права. К ним относятся соглашения различного уровня:генеральное, заключаемое на фед уровне, региональное, на уровне субъектов,отраслевое- на уровне отрасли, территориальное- на территории мун образования.
Все они явл результатом договоренностей участвующих в соглашениях представителей работников в лице соответствующих органов.
К источникам в рамках организации относитсянормативная часть коллективного дог-ра, а также иные локальные нормативные акты, принимаемые в конкретной организации.
Акты ВС РФ НЕ!! Являются источниками трудового права, но они имеют важную форму для правоприменения.