ТО следует отличать от иных отношений, связанных с трудом, но регулируемых др отраслями права

ТРУДОВОЕ ПРАВО

ЗАЧЕТ

ЗИМА 2016

1. Понятие, предмет и метод трудового права. (см в тертадь)

2. Система трудового права. Отграничение трудового права от смежных дисциплин.

Система трудового права как отрасли и как науки

Система российского трудового права — соединение правовых норм в единое упорядоченное целое с их одновременным внутренним разделением на относительно самостоятельные и в то же время взаимосвязанные институты и их части (под институты). Многочисленные правовые нормы, регулирующие трудовые и иные тесно связанные с ними отношения, можно подразделить на две основные труппы.

Первая группа норм (институтов) определяет общие вопросы регулирования указанных отношений и составляет Общую часть трудового права, вторая группа, регламентирующая отдельные стороны (элементы) этих отношений, — его Особенную часть.

Особенная часть трудового права включает в себя правовые нормы, регулирующие отдельные стороны (элементы) трудовых отношений.

К Особенной части трудового права относятся следующие институты:
трудоустройства и занятости; трудового договора (контракта); профессиональной подготовки непосредственно на производстве; повышения квалификации непосредственно на производстве; рабочего времени; времени отдыха; дисциплины труда; материальной ответственности; нормирования труда; заработной платы; охраны труда; трудовых споров; надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

Система, трудового законодательства в отличие от системы трудового права, включающей в себя правовые нормы, представляет собой совокупность нормативных актов о труде. Кроме того, если система трудового права содержит только чисто правовые нормы, то система трудового законодательства помимо нормативных актов о труде — еще и преамбулы, введения, указывающие на цель принятия соответствующих решений актов и их практическое значение.

Система российского трудового права — соединение правовых норм в единое упорядоченное целое с их одновременным внутренним разделением на относительно самостоятельные и в то же время взаимосвязанные институты и их части (подинституты).

В системе трудового права можно выделить три части: общую, особенную и специальную.
В Общую часть трудового права входят нормы, относящиеся к правовому регулированию труда всех работников в целом. Она включает в себя институты, определяющие предмет трудового права, нормы-принципы, правовой статус работников как субъектов трудового права, правовое положение трудовых коллективов и профсоюзов и т.п.

Особенная часть трудового права включает в себя правовые нормы, регулирующие:
1. собственно-трудовые отношения:
• трудовой договор;
• рабочее время;
• время отдыха;
• заработную плату, гарантии и компенсации за труд;
• охрану труда.

2. отношения, связанные с трудовыми:
• дисциплина труда;
• трудоустройство и занятость;
• профессиональная подготовка непосредственно на производстве;
• повышение квалификации непосредственно на производстве;

ТО следует отличать от иных отношений, связанных с трудом, но регулируемых др отраслями права.

Гражданское право.

Наиболее часто с трудовыми правоотношениями по ТП путают отношения по договорам, связанным с трудом, регулируемые нормами ГП. Речь идет о договорах подряда, поручения, авторском договоре, договоре оказания услуг и т.п.

Различают эти договоры прежде всего по предмету регулирования.

Если в трудовом договоре предметом является труд работника по определенной специальности, квалификации, должности, то предметом гражданского договораявляется результат труда (вещь, предмет, произведение и т.п.).

В процессе выполнения трудовой деятельности работник подчиняется внутреннему трудовому распорядку организации, а при исполнении гражданского договора такого подчинения, как правило, не бывает.

Предмет ГП и ТП составляют различные по своим особенностям общественные отношения. В ГП это имущественные отношения, связанные с принадлежностью имущества определенным лицам или с переходом имущества от одного лица к другому, а также связанные с ними некоторые личные неимущ отношения. Предметом ТП являются трудовые отношения и тесно связанные с ними иные общ отношения.

дминистративным правом (АП) регулируются отношения, связанные с работой по контрактам с военнослужащими, работниками милиции, таможенных органов, вневедомственной охраны, налоговой полиции и т.п., а также частично отношения по осуществлению гос-ой гражд-ой службы. Регулирование этих отношений отраслью АП вызвано тем, что превалирующими в них являются властно-подчинительные начала. Предмет АП образуют отношения по осуществлению исполнительно-распорядительной деятельности гос органов. А характерное для ТО следование внутреннему трудовому распорядку и подчинения работника распоряжениям руководителя как управляющей стороне лишь внешне сходно с административно-пр методом властных предписаний. Поэтому связи руководителей с работниками по организации и управлению совместным трудом носят характер производственного, а не административного управления.

ТП также отличается и от права социального обеспечения.

До недавнего времени отношения по социальному обеспечению входили в часть ТП. Отношения по соц обеспечению либо сопутствуют ТО, либо приходят им на смену, но указанные отрасли права различны.

Отличие их производится по предмету и методу регулирования.

Предмет права соц обеспечения составляет общественные отношения, складывающиеся при реализации гражданами права на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности и потери кормильца, а не права на труд. Они возникают между гражданами и специализированными гос органами по поводу предоставления отдельных видов обеспечения из различных гос фондов.Методу права соц обеспечения не свойственны договорный порядок возникновения, изменения правоотношений. Права и обязанности субъектов права соц обеспечения устанавливаются, как правило, непосредственно нормами права, издаваемыми гос-ом.

3. Основные принципы трудового права.

Под принципами ТП понимаются закрепленные в законодательстве руководящие начала, отражающие содержание норм ТП и основные направление гос политики в сфере наемного труда и направленные на их дальнейшее развитие.

Под основными принципами ТП понимаются основные начала и положения, определяющее его единство, существенные черты его содержания и общую направленность развития данной системы правовых норм.

Основные принципы трудового права связаны с общеправовыми и межотраслевыми принципами, закрепленными в КРФ. А КРФ, явл главным гарантов прав и свобод человека.

Правовые принципы принято разграничивать на:

а) общеправовые принципы, присущие всей системе права, большинству его отраслей (принцип законности, демократизма, защиты прав человека и др.)

б) межотраслевые принципы, выражающие то существенное, что характеризует несколько отраслей права (принцип свободы труда и запрещение принудительного труда, кот. присущи не только трудовому, но и гражданскому и административному праву в области трудовой деятельности)

в) отраслевые или основные принципы ТП, отражающие существенное в данной отрасли права и связанные с большинством норм общей части и институтов отрасли (ст.2 ТК)

г) принципы соответствующего института (принципы социального партнерства, рассмотрения индивидуальных либо коллективных трудовых споров и др.)

ТК РФ в ст.2 закрепляет основные принципы правового регулирования ТО и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Основные принципы ТП:

1. Свобода труда, включая право на труд. В РФ каждый вправе заниматься любой трудовой деятельностью по своему выбору.

Свобода труда право каждого распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деят-ти и профессию. Свобода труда не существует без запрета дискриминации и принудительного труда. Свобода труда позволяет заключить трудовой договор на добровольной основе.

Принцип запрещения принудительного труда и дискриминации. Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Принцип запрещения дискриминации означает, что каждый имеет равные возможности для реализации своего права на труд. Никто не может быть ограничен в своих в трудовых правах и свободах.

Принцип запрещения принудительного труда определяется как выполнение работы под угрозой применения какого- либо наказания.

Принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве.

РФ законом «О занятости населения РФ» определены основные направления гос политики в области занятости, разработка и реализация целевых программ, предусмотрены полномочия органов занятости и т.д.

2. Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда.

Право каждого на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд и т.д.

Справедливая заработная плата должна обеспечивать достойную жизнь работника и его семьи и не может быть ниже установленного ФЗ МРОТ.

3. Принцип равенства и возможностей работников.

Все работники наделяются равными правами независимо от пола, расы, национальности, языка и др.

4. Принцип обеспечения права работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы.

5. Принцип обеспечения равенства возможностей работников на продвижение по работе, проф. подготовку, переподготовку и повышение квалификации

6. Принцип обеспечения права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов.

В ТК закрепляется как непосредственная форма участия работников, н-р, на общем собрании организации, так и участие работников в управлении организацией через своих представителей, как правило , профсоюзы.

7. Принцип обеспечения права работников на участие в управлении организацией.

8. Принцип сочетания гос-го и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

9. Принцип социального партнерства.

10. Принцип обязательности возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

11. Принцип установления гос-ых гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществления гос-го надзора и контроля за их соблюдением.

12. Принцип обеспечения права каждого на защиту гос-ом его прав и свобод.

13. Принцип обеспечения права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку.

14. Обязанность сторон трудового договора соблюдать условия трудового договора, включая право работодателя требовать от работников выполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам и соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы ТП.

15. Принцип обеспечения права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы ТП.

16. Принцип обеспечения права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности.

17. Принцип обеспечения права на обязательное социальное страхование работников.

4. Понятие и виды источников трудового права.

Под источниками трудового права сле­дует понимать результаты (продукты) правотворческой деятельно­сти государства, а так же совместного нормотворчества работодателей и работников (их представителей) в сфере регулирования тру­довых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Источники ТП различаются по тем юр. формам, в которых воплощаются общеобязательные нормы или иные установления, издаваемые от имени государства. Другими словами, источники- это НПА: законы, указы, постановления, иные НПА, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.

ерархия источников получило свое выражение в ст.5 Т, где акты располагаются по их юр силе и сфере действия. При этом закреплен приоритет ТК перед другими ФЗ. Каждый нижестоящий по своей юр силе НПА не может противоречить вышестоящему.

Классификация источников:

1. по юридической силе:

международные акты; КРФ; ТК РФ и иные ФЗ; указы Президента РФ; постановления Прав-ва РФ; акты фед-х органов исп власти; конституции (уставы), законы и и ные НПА субъектов РФ; акты органов МСУ; локальные НА.

2. по содержанию и целевой направленности источники ТП следует подразделять на НА: - регулирующие общие вопросы ТП (КРФ, ТК);

- регулирующие отдельные вопросы конкретных институтов, входящих систему ТП (н-р, ФЗ «О коллективных договорах и соглашениях», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и др.);

- регулирующие трудовые правоотношения спец-х субъектов (н-р, ФЗ «О гос гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»).

3. по сфере действия источники бывают: федеральными (акты органов РФ), региональные (акты субъектов РФ), территориальные (акты органов МСУ) и локальные (акты конкретных организаций).

Система источников имеет свои особенности, главными из которых яв-ся:

1) соотношение единства и дифференциации в правовом регулировании отношений.

Это означает, что, с одной стороны, правовое регулирование трудовых отношений и тесно связанных с ними иных отношений происходит как посредством общего (единого) зак-ва, так и посредством его сочетания со специальным (дифференцированным) зак-вом.

2) наличие в системе большого числа межд-х актов, ратифицированных бывшим СССР и РФ. К их числу относятся акты ООН, конвенции и рекомендации Медж-ой организации труда (МОТ).

3) определенное сочетание централизованного, регионального, территориального и локального регулирования. При этом норма более низкого иерархического уровня по своему содержанию не может ухудшать положение работника по сравнению с нормой более высокого уровня.

4) участие в формировании системы источников работников, профсоюзов и работодателей. Такое участие осущ-ся через систему соц партнерства путем принятия соглашений и коллективных договоров.

Главное место отводится КРФ.

Она имеет высшую юр силу, прямое действие и применяется на всей тер-ии РФВ Конституции закреплены основные принципы трудового права (свобода труда, запрещение дискриминации и принудительного труда и др.)

В соответствии с КРФ признанные принципы и нормы межд права и международные договоры РФ явл составной частью ее правовой системы. В современных условиях придается большое значение конвенциям и рекомендациям МОТ. НЕ все ратифицированы, но многие учитываются в законотворческой и правоприменительной деят-ти.

Второе место занимают законы(как федеральные, так и субъектов Федерации).

В соответствии с КРФ труд зак-во находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов, компетенцию разграничивается также на основании КРФ.

Среди ФЗ важнейшее место отводится Трудовому кодексу-важнейшему кодифицированному акту, действующему на всей тер-ии РФ.

Новый ТК состоит из 6 частей, которые содержат 14 разделов, вкл 62 главы, а всего 424 статьи. По сравнению с КЗоТом введена новая глава, в которой впервые легализовано понятие «трудовые отношения». А также в 5 части впервые выделены разделы, посвященные вопросам защиты трудовых прав работников.

Так же значительное место занимают и иные ФЗ, н-р,«Об основах охраны труда в РФ» и т.д.

Среди подзаконных актовглавенствующее значение имеют указы Президента РФ, которые играют ведущую роль среди среди подзаконных актов источников тр права. Они обязательны для исполнения на всей тер-ии.

Постановления Правительства РФстоят вслед за ФЗ и указами През-та и должны им соответствовать. В случаях их противоречия КРФ, ФЗ, указам През-та они могут быть отменены През-ом РФ. Так же обязательны для исполнения на всей тер-ии РФ.

Определенное значение имеют постановления, инструкции и разъяснения Министерства труда и соц развития РФ, др министерств и ведомств, принимаемые ими в пределах их компетенции, предусмотренной законодательством. Постановления, инструкции и разъяснения Минтруда издаются в целях обеспечения правильного и единообразного толкования и применения законов о труде и актов вышестоящих органов гос управления, регулирующих общественные отношения в сфере труда.

Наряду с ФЗ, указами През-та, постановл Прав-ва, иными НПА к источникам относятся также законы и иные НПА субъектов РФ, которые действуют в пределах субъекта РФ.Их действие основано на конституциях и уставах субъектов РФ. Не должны противоречить КРФ и федеральным НПА.

ОМСУ вправе принимать в установленном порядке некоторые акты, содержащие нормы трудового права, в том числе акты, регулирующие деят-ть органов занятости и трудоустройства либо определяющие режим работы организаций торговли, сферы обслуживания, транспорта и др акты, действующие в пределах их территорий.

С развитием соц партнерства в условиях рынка труда получает распространение новые источники права. К ним относятся соглашения различного уровня:генеральное, заключаемое на фед уровне, региональное, на уровне субъектов,отраслевое- на уровне отрасли, территориальное- на территории мун образования.

Все они явл результатом договоренностей участвующих в соглашениях представителей работников в лице соответствующих органов.

К источникам в рамках организации относитсянормативная часть коллективного дог-ра, а также иные локальные нормативные акты, принимаемые в конкретной организации.

Акты ВС РФ НЕ!! Являются источниками трудового права, но они имеют важную форму для правоприменения.

Наши рекомендации