Профессиональные компетенции (ПК)
Трудовое право
Учебно-методический комплекс
Для студентов заочной формы обучения
направление подготовки 030900.62; квалификация бакалавр
МОСКВА
Автор-составитель: Глухов А.В., доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения, к.ю.н., доцент
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Трудовое право» по направлению подготовки 030900.62. Юриспруденция (квалификация «бакалавр»). – М.: РАП. 2013.
Соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62. Юриспруденция (квалификация «бакалавр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки от 4 мая 2010 г. № 464.
Одобрен кафедрой трудового права и права социального обеспечения ФГБОУВПО «Российская академия правосудия» протокол от 10 сентября 2013 года № 1
Утвержден Учебно-методическим советом ФГБОУВПО «Российская академия правосудия» протокол № 1 от 01 октября 2013 года.
ã Глухов А. В., 2013
ã Российская академия правосудия, 2013
Содержание
Введение………………………………………………………………………...…4
Объем дисциплины и виды учебных занятий………………………….……….8
Тематический план………………………………………………………………..9
Программа………………………………………………………………….…….10
Планы семинарских (практических) занятий………………………………….29
Методические рекомендации по изучению дисциплины……………………..95
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов………………………………………………………………………128
Контрольные задания………….……………………………………………….130
Примерная тематика рефератов……………………………………………….171
Примерная тематика курсовых работ…………………………………………173
Литература……………………………………………………………………...176
Примеры тестовых заданий ………………………………………...…………191
Вопросы для подготовки к зачету/экзамену…………………………………197
Введение
Трудовое право является дисциплиной профессионального цикла дисциплин по направлению подготовки 030900.62; квалификация бакалавр «Юриспруденция», она устанавливает базовые знания для изучения специальных учебных дисциплин. Трудовое право – одна из ведущих отраслей российского права, предмет которой - регулирование общественных отношений в сфере труда.
Цели учебной дисциплины:
- усвоение сущности, основных принципов, положений и норм трудового права;
- развитие профессионально-правового подхода к анализу трудового права России с целью использования полученных знаний в практической деятельности.
Задачи дисциплины:
- изучить и усвоить основные принципы трудового права, их роль и значение в сфере труда и занятости;
- изучить вопросы правового регулирования трудовых отношений в условиях рыночной экономики;
- проанализировать причины возникновения трудовых споров и ознакомиться с практикой их разрешения.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
знать:
- содержание российского трудового права;
- принципы трудового права;
- основные права граждан и гарантии государства в сфере труда, права и обязанности работников и работодателей;
- права профсоюзов в сфере труда;
- формы социального партнерства;
- основания возникновения, изменения, прекращения трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, их содержание;
- права граждан в области занятости;
- порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора;
- виды рабочего времени и времени отдыха;
- гарантии по оплате труда;
- виды дисциплинарной и материальной ответственности;
- порядок разрешения трудовых споров.
уметь:
- применять нормы трудового права;
- работать с нормативными правовыми актами, включая международные правовые документы, имеющими непосредственное отношение к регулированию трудовых отношений в Российской Федерации;
- принимать правовые решения в сфере трудовых отношений;
- вскрывать и устанавливать факты правонарушений в сфере труда, определять меры ответственности и взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей;
- использовать полученные знания в своей практической деятельности.
иметь представление:
- об особенностях трудовых правоотношений в системе общественной организации труда;
- об основных правовых формах и средствах обеспечения прав и законных интересов работников и работодателей.
Компетенционные требования к выпускнику.
Общекультурные компетенции (ОК).
Выпускник должен:
1. осознавать социальную значимость профессии юриста, проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
2. добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
3. совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
4. свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);
5. компетентно использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).
Профессиональные компетенции (ПК).
Выпускник должен:
в правотворческой деятельности:
1. уметь разрабатывать нормативные правовые акты в сфере труда (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
2. уметь квалифицированно применять нормативные правовые акты в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, реализовывать нормы трудового и гражданско-процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
в правоохранительной деятельности:
3. уметь выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);
4. иметь способности к выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию правонарушений и преступлений, совершаемых в сфере труда (ПК-4);
5. уметь предупреждать правонарушения в сфере труда, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);
6. уметь выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);
в экспертно-консультационной деятельности:
7. обладать способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты в сфере труда (ПК-7);
8. принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в области трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (ПК-8);
в организационно-управленческой деятельности:
9. обладать способностью к принятию оптимальных управленческих решений (ПК-9);
10. воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);
в научно-исследовательской деятельности:
11. квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
в педагогической деятельности:
12. преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);
13. управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);
14. способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);
способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).