Охрана труда несовершеннолетних

Государство учитывает определенные физические, физиологические и другие особенности несовершеннолетних и проявляет заботу о здоровье молодого поколения. Законодательно это закреплено, в частности, в ст. 43 Конституции Украины. В соответствии с этой статьей запрещается применение труда несовершеннолетних, то есть лиц возрастом. до восемнадцати лет, на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах. Министерством здравоохранения Украины издан приказ от 31. 03. 1994 г. № 46, которым утвержден «Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда несовершеннолетних».

Запрещается также привлекать несовершеннолетних к подъему и перемещению тяжелых предметов, масса которых превышает установленные для них предельные нормы. Предельные нормы подъема и перемещения тяжелых предметов несовершеннолетними утверждены приказом МОЗ Украины от 22. 03. 1996 г. № 59 (табл. 1).

На работу могут приниматься на работу лица, которые достигли пятнадцати лет по согласию (письменному) одного из родителей или лица, его заменяющего (ст. 188 КЗоТ). Для подготовки молодежи к производительному труду допускается прием на работу учеников общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений с 14 лет для выполнения легкой работы, которая не причиняет вред здоровью и не нарушает процесса обучения, в свободное от учебы время по согласию одногоиз родителей или лица, его заменяющего.

С Законом «О ратификации европейской социальной хартии» эта статья также имеет противоречия. Например, в ней указано, что:

- минимальный возраст приема на работу составляет 15 лет, за исключением случаев, когда дети заняты на легких работах, не наносящих вред их здоровью;

- медосмотр проходят до 18 лет, дети занятые на определенных видах работ.

19. Охрана труда инвалидов.

Согласно ЗУ «Про охорону працi», ст.12

Предприятия, использующие труд инвалидов, обязаны создавать для них условия труда с учетом рекомендаций медико-социальной экспертной комиссии и индивидуальных программ реабилитации, принимать дополнительные меры безопасности труда, которые отвечают специфическим особенностям этой категории работников.

В случаях, предусмотренных законодательством, работодатель обязан организовать обучение, переквалификацию и трудоустройство инвалидов в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Привлечение инвалидов к сверхурочным работам и работам в ночное время возможно только с их согласия и при условии, что это не противоречит рекомендациям медико-социальной экспертной комиссии.

20. Медицинские осмотры.

Согласно ЗУ «Про охорону працi», ст.17

Работодатель обязан за свои средства обеспечить финансирование и организовать проведение предварительного (при принятие на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда или таких, где есть потребность в профессиональном отборе, ежегодного обязательного медицинского осмотра лиц в возрасте до 21 лет. По результатам периодических медицинских осмотров в случае необходимости работодатель должен обеспечить проведение соответствующих оздоровительных мероприятий. Медицинские осмотры проводятся соответствующими учреждениями здравоохранения, работники которых несут ответственность согласно законодательству за соответствие медицинского заключения фактическому состоянию здоровья работника. Порядок проведение медицинских осмотров определяется центральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Работодатель имеет право в установленном законом порядке привлечь работника, уклоняющегося от прохождения обязательного медицинского осмотра, к дисциплинарной ответственности, а также обязан отстранить его от работы без сохранения заработной платы.

Работодатель обязан обеспечить за свой счет внеочередной медицинский осмотр работников:

- по заявлению работника, если он считает, что ухудшение состояния его здоровья связано с условиями труда;

-по своей инициативе, если состояние здоровья работника не позволяет ему выполнять свои трудовые обязанности.

За время прохождения медицинского осмотра за работниками сохраняются место работы (должность) и средний заработок.

21. Служба От на предприятии.

Согласно ЗУ «Про охорону працi», ст.15

Руководитель службы охраны труда на предприятии должен иметь высшее образование, полученное в ВУЗЕ 3 или 4 уровней аккредитации и стаж работы связанный с руководством работами не менее 1 года.

На предприятии с количеством работающих от50 человек работодатель организует службу охраны труда.

При < 50 функции службы охраны труда исполняется по совместительству лицами, которые имеют соответствующую подготовку.

При < 20 могут привлекаться сторонние специалисты на договорных началах.

Служба ОТ подчиняется непосредственно работодателю.

Специалисты ОТ за должностью и зарплатой приравниваются к основным службам.

Специалисты ОТ при выявлении нарушений имеют право:

- выдавать руководителям подразделений предписания, получать от них необходимые данные и документации и объяснения;

- требовать отстранение от работы лиц, которые не прошли медосмотр, обучение, инструктаж, проверку или не имеют допуска к соответствующим работам или не выполняют требований техники безопасности;

- останавливать работу предприятия, участка машин и т.д. в случае нарушений, которые создают угрозу жизни или здоровья работающих;

- сообщать работодателю о нарушителях для привлечения к ответственности.

Предписание специалиста ОТ может отменить только работодатель.

Ликвидация службы ОТ допускается только при ликвидации предприятия.

22. Комиссия по вопросам ОТ на предприятии.

Согласно ЗУ «Про охорону працi», ст.16

На предприятии с целью обеспечения пропорционального участия работников в решении любых вопросов безопасности, гигиены труда и производственной среды по решению трудового коллектива может создаваться комиссия по вопросам охраны труда.

Комиссия состоит из представителей работодателя и профессионального союза, а также уполномоченного наемными работниками лица, специалистов по безопасности, гигиены труда и других служб предприятия в соответствии с типовым положением, утверждаемым центральным органом исполнительной власти по надзору за охраной труда.

Решение комиссии носят рекомендательный характер.

Основными задачами комиссии являются:

– защита законных прав и интересов работников в области охраны труда;

–согласование, путем двухсторонних консультаций, позиций сторон в разрешении практических вопросов в области охраны труда;

– устанавливать степень вины потерпевшего, при решении вопроса о размере единовременного пособия;

– анализировать состояние условий и безопасности труда на предприятии, выполнение соответствующих программ и коллективных договоров;

– свободного доступа на все участки производства и обсуждения с работающими вопросов охраны труда.

Члены комиссии выполняют свои обязанности, как правило, на общественных началах. При привлечении к отдельным проверкам, проведении обучения они могут освобождаться от основной работы на предусмотренный коллективным договором срок с сохранением за ними среднего заработка.

Комиссия осуществляет свою деятельность на основании планов, а разрабатываемых на квартал, полугодие или год. Решения комиссии оформляются протоколами и имеют рекомендательный характер, внедряются в жизнь приказами собственника. При несогласии собственника с рекомендациями комиссии он дает аргументированный ответ. Комиссия не менее одного раза на год отчитывается о своей работ на общих собраниях (конференции) трудового коллектива.

23. Финансирование ОТ.

В соответствии со ст. 19 Закона Украины «Об ОТ» финансирование охраны труда осуществляется работодателем.Финансирование профилактических мероприятий по охране труда, выполнение общегосударственной, отраслевых и региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, других государственных программ, на­правленных на предотвращение несчастных случаев и профессиональных заболеваний, предусматривается, наряду с другими источниками финансирования, определенными законодательством, в государственном и местных бюджетах, выделяемых отдельной строкой.

Для предприятий, независимо от форм собственности, или физических лиц, использующих наемный труд, расходы на охрану груда составляют не менее 0,5 процента от суммы реализованной продукции.

На предприятиях, содержащихся за счет бюджета, расходы на охрану труда предусматриваются в государственном или местных бюджетах и составляют не менее 0,2 процента от фонда оплаты труда.

Суммы расходов по охране труда, относящихся к валовым расходам юридического или физического лица, в соответствии с законодательством использует наемный труд, определяются согласно перечню мероприятий и средств по охране труда, утверждаемому Правительством министров Украины.

24. Порядок расследования несчастных случаев и профзаболеваний.

Численно вероятность такого случайного события выражается риском – опасных последствий за определенный промежуток времени к возможному количеству событий, т.е. это реализация потенциальной опасности.

Несчастные случаи подразделяются по тяжести, количеству пострадавших и связи с производством (страховой признак).

По страховому признаку травмы делятся на производственные и непроизводстввенные.

Этот порядок определяет процедуру расследования на всех предприятиях всех форм собственности и распространяется на работодателей и работников, которые заключили с работодателем трудовой договор (контракт) или фактически были допущены к работе и лиц которые обеспечивают себя работой самостоятельно при условии уплаты ими взносов в фонд СС.

Расследование производится в случае:

- резкого ухудшения состояния здоровья работника; его исчезновения или смерти;

- получения им ранения или травмы, в том числе, причиненной им другим лицом;

- острого профзаболевания или отравления;

- получение теплового удара, ожога, обморожения, утопления;

- поражения эл.током, молнией или ионизирующим излучением;

- получение других повреждений в случае аварии, стихийного бедствия или другого стихийного бедствия;

- контакта с представителями животного или растительного мира;

Работодатель обязан в случае одиночного НС

1) немедленно уведомить:

- рабочий орган исполнительной дирекции ФСС по местонахождению предприятия;

- предприятие, где работает пострадавший, если пострадавший работник другого предприятия;

- пожнадзор, если НС произошел вследствие пожара;

- СЭС в случае острого профзаболевания (отравления);

2) создать комиссию по расследованию НС в составе:

- руководителя (специалист службы ОТ) – председатель;

- представитель ФСС;

- представитель первичной организации профсоюза или уполномоченный;

- другие лица.

В составе комиссии не может включать руководитель работ, который непосредственно отвечает за ОТ на рабочем месте, где произошел несчастный случай.

Комиссия обязана в течение 3 суток:

- обследовать место несчастного случая, получить объяснение пострадавшего, опросить свидетелей;

- определить соответствие условий труда требованиям законодательства об ОТ;

- выяснить обстоятельства и причины НС;

- установить лиц, допустивших нарушение требований законодательства по ОТ и разработать мероприятия по предотвращению подобных случаев;

- составить акт по формуле Н-5 в трех экземплярах и акт Н-1 (в шести экземплярах), если случай связан с производством или НПВ, если не связан и передать их на утверждение работодателю;

- в случае острого профзаболевания, связанного с производством составить карту профзаболевания по форме П-5 в четырех экземплярах.

Работник или лицо, представляющее его в состав комиссии не включается, но может участвовать в заседаниях, высказывать свое мнение, получать информацию о ходе расследования.

В состав спец. комиссии входят:

- Представитель (1 погибш.), руководитель территориального органа (2-4 погибш.), руководящий работник центрального органа Госгорпромнадзора – председатель

- Представитель территориального органа ФСС;

- Представитель органа, к среде управления которого относится предприятие, а в случае его отсутствия – местной госадминистрации;

- Руководитель (специалист) службы от предприятия или другой представитель работодателя;

- Представитель первичной профорганизации или уполномоченный;

- Представитель профсоюза высшего уровня;

- Представитель террит. СЭС (при профзаболеваниях);

- Представитель инспекции Гостехнадзора Минагрополитики, если НС случай произошел во время эксплуатации с/х машин и механизмов.

Кроме указанных ранее в обязанности комиссии по спецрасследованию входит встреча с семьями пострадавших, в целях решения их социальных проблем и дать разъяснения об их правах в связи с наступлением НС.

Наши рекомендации