Сигнализация стационарной пожарной системы
1) Сигнализация устанавливается для оповещения людей на их обычных рабочих местах или местах, к которым они имеют доступ. На судах типа РО-РО она имеется и на грузовых палубах.
2) Она предупреждает о том, что стационарная система пожаротушения данного отсека будет включена и там существует реальная угроза безопасности людей. Необходимо, чтобы все люди немедленно, кратчайшим безопасным путем покинули отсек. Существует задержка между звучанием сигнализации и включением системы в действие. Это сделано для того, чтобы люди имели время для безопасного выхода.
Другие сигнализации.
Они включают:
a) Разную сигнализацию машинного отделения.
b) Сигнализацию грузовых систем.
c) Сигнализацию Системы инертных газов.
d) Сигнализацию систем GMDSS и навигации.
e) Сигнализацию льяльных вод на баке и в помповом отделении.
f) Сигнализацию в холодильных камерах.
g) Сигнализацию в лазарете.
Пожарная безопасность.
Введение.
1) Это руководство издано в соответствии с требованиями Правила 16, Главы II, конвенции СОЛАС.
2) Его цель - служить руководством по пожарной безопасности во время управления судном и проведения грузовых операций.
3) Копия этого руководства должна быть в каждой столовой.
Общее.
1) На всех судах существует один и тот же риск возникновения пожаров в надстройке и машинном отделении. На танкерах, особенно перевозящих легко испаряющиеся нефтепродукты, дополнительно к другим рискам значительно возрастает риск возникновения катастрофического пожара, грозящего большими человеческими жертвами.
2) По этой причине обязательные требования на танкерах значительно выше, чем на сухогрузах. Для уменьшения возникновения аварийных ситуаций в их конструкцию вносятся изменения, в их насосных отделениях и других помещениях устанавливаются детекторы огнеопасных газов, а также Системы инертных газов и стационарные противопожарные системы.
3)Суда типа ОБО могут перевозить нефтегрузы как танкера, или в сухогрузном варианте - навалочные грузы. Однако даже в сухогрузном варианте они могут иметь на борту нефтепродукты. Поэтому Компания требует, чтобы на этих судах всегда применялись требования по безопасности как на танкерах.
Противопожарный режим на судне. Борьба с пожаром.
Основные инструкции по борьбе с пожаром.
Введение
Несмотря на то, что все пожары на судне отличаются друг от друга, имеются несколько правил, общих для всех пожаров от их обнаружения до тушения. До сих пор старый акроним не потерял своего значения:
FFind (Обнаружь)
IInform (Информируй)
RRestrict (Ограничь)
ЕExtinguish (Туши)
Обнаружение пожара.
1) Большинство современных судов в настоящее время оборудовано системой автоматического обнаружения пожара в машинном отделении, надстройке, помповых отделениях и грузовых помещениях. Однако бдительность не потеряла своего значения. Нос человека зачастую определит запах дыма или паров до срабатывания автоматических датчиков. Должны проводиться и записываться регулярные противопожарные обходы. Это особенно важно в ночные вахты и на старых судах, не полностью обеспеченных системами обнаружения пожара.
2) Система обнаружения пожара должна быть постоянно включенной, правильно эксплуатироваться и тщательно испытываться. Если необходимо отключить часть системы для выполнения сварочных работ или обслуживания, то обязательно об этом должны знать и система должна быть опять задействована как можно быстрее.
Оповещение.
1) При обнаружении пожара, возможности его существования, либо риске его возникновения наиболее важно немедленное предупреждение ответственного лица – Вахтенного помощника или Старпома.
2) Некоторые суда оборудованы ручными датчиками сигнализации. Чаще всего встречаются маленькие красные коробки, стратегически расположенные по судну и имеющие маркировку «разбить стекло в случае аварии». При их срабатывании, как правило, раздается постоянный звонок громкого боя, предупреждающий экипаж о тревоге. Однако они не извещают о месте и природе случившегося. Поэтому важно, чтобы ответственное лицо немедленно сообщило о характере происшедшего.
Ограничение пожара.
1) При обнаружении пожара и позже, ответственное лицо, получившее сведения о его месте и природе, должно предпринять действия для его ограничения. Неправильные действия, такие как оставление дверей открытыми, могут привести к распространению и расширению пожара, особенно в надстройке. Также должны приниматься действия по изоляции очага и возможного отсечения и ограничения пожара от источника горения или снабжения кислородом.
2) Смежное охлаждение также очень эффективно при ограничении расширения очага пожара.
Тушение пожаров.
Пожары разделяются на 4 категории: Классы A, B, C и D. Каждый класс требует разных методов тушения, но основные принципы остаются одинаковыми. Пожар может быть взят под контроль только при прекращении подачи кислорода, понижении температуры ниже температуры вспышки или удалении источника горения.
Пожары класса "А"
1) Вода, подаваемая распылением, лучший метод тушения пожаров класса «А».
2) Вода имеет наивысшую удельную теплоемкость из всех твердых и жидких веществ. Это означает, что она будет поглощать тепло лучше любого другого вещества. Кроме того, что она - лучшее средство для тушения пожаров класса «А», количество воды не ограничено на судах.
3) При тушении пожаров класса А, при использовании распыления, поверхность покрывается большим количеством капелек, которые понижают ее температуру ниже температуры вспышки значительно быстрее чем струя воды из шланга.
4) В дополнение, большой угол распыления защитит пожарного от огня пожара и позволит безопасно и удобно приблизиться к его очагу.
5) Непрерывное распыление, создаваемое пожарными стволами, поставляемыми на суда, обеспечивает полную защиту от нагревания и пламени, создавая температуру менее 2000°С на расстоянии в несколько дюймов от очага.
6) Вода в виде струи применяется только при тушении пожара, не доставаемого распылением, или где сила струи нужна для тушения глубоко расположенного пожара, такого как в трюмах сухогрузов.
Пожары класса "В"
1) Многие пожары в машинных отделениях не начинаются как возгорание нефтепродуктов (Класс В), но позже превращаются в них, так как в МКО большие запасы нефтепродуктов с высокой температурой вспышки.
2) Дизельное топливо с температурой вспышки 45°С и выше или мазуты с температурой 65°С, могут быть потушены, если мелко распыленная вода быстро подается на горящую поверхность, однако, во избежание вторичного возгорания, этот метод требует, чтобы площадь горения постоянно орошалась и была не загромождена.
3)Поэтому наилучшим тушением считается метод ограничения доступа кислорода к месту горения нефтепродукта. Для этого его поверхность покрывается пеной.
4) Пена имеет дополнительное преимущество в том, что она растекается по горящей поверхности, достигая мест, недоступных струе воды.
5) Принцип применения пены состоит в том, чтобы направить ее на удобную переборку и позволить растекаться, находя путь к горящей поверхности.
6) Немедленное уменьшение очага пожара при тушении нефтепродукта пеной не является необходимым как в большинстве случаев при тушении пожаров класса В водой. Поэтому нужна настойчивость и непрерывная подача пены.
7) Сообщается, что борьба с пожаром в машинном отделении более чем в 50% прекращалась преждевременно, а настойчивость и упорство, несомненно, привели бы к положительному результату.
8) Пожары класса «В» могут удовлетворительно тушиться порошковыми химическими огнетушителями. Основной их недостаток тот, что порошковые огнетушители не оказывают охлаждающего действия и пожар, казалось бы, потушенный, может вспыхнуть опять. Этот метод наиболее эффективен в первый момент тушения, а затем должны применяться пена, либо вода.
Пожары класса "С"
1) В случае возгорания электрооборудования (пожары класса «С») необходимо как можно быстрее отключить питание и удалить источник воспламенения. Однако, во избежание распространения огня, зачастую, до удаления источника электроэнергии, необходимо приступить к тушению пожара. Поэтому средства пожаротушения должны быть не электропроводны.
2) Углекислый газ (СО2) не проводит электричества и является наиболее подходящим средством для тушения электропожаров. Его действие основывается на подавлении огня вытеснением кислорода.
3) СО2 в 1.5 раза тяжелее воздуха и имеет стремление опускаться вниз. Он также легко рассеивается в случае турбулентности воздуха вблизи очага пожара.
4) Поэтому малоэффективно стремление потушить электропожар, используя СО2, если его очаг расположен под открытой шахтой вентиляции.
5) Альтернативным средством для тушения электропожара являются порошковые огнетушители, и они будут наиболее эффективными, если ими можно достигнуть источник пожара. В замкнутом пространстве, где порошковым огнетушителем невозможно прямо достигнуть огня, лучше использовать СО2.
6) Как СО2 так и порошок имеют свои преимущества и недостатки. На судах имеются как те огнетушители, так и другие с предпочтением порошковым, так как они могут перезаряжаться на судне, тогда как СО2 должны сдаваться на берег и имеют склонность к протечкам.
7) При тушении пожаров класса А или В в машинном отделении следует помнить, что до тех пор пока не остановлены генераторы, существует опасность поражения электротоком.
Пожары класса "D"
1) Горения металлов (пожары класса D), к счастью, очень редки на судах. Если они возникают, то обычно в котлах, как во вспомогательных (в пароподогревателе), так и в утиль котлах.
2) Тепло и продукты сгорания будут отводиться выхлопным трактом. Очень немного можно сделать в случае горения котла, но можно перекрыть подачу кислорода и производить хорошее смежное охлаждение.
3) Это наиболее важно, так как выделяемое при пожаре тепло очень велико и это может привести к вторичным возгораниям внутри надстройки или трубы.
4) Иногда выделяемое тепло настолько велико, что пожар превращается в гидрогенный, при котором применяемая вода превращается в топливо для разрушительного пожара.
Все больше и больше скоростных паромов и пассажирских судов строятся полностью или частично из алюминия. При том же весе прочность алюминия выше чем стали, но он более легкоплавкий металл. При нормальной температуре он хорошо реагирует с кислородом, образуя защитную пленку, защищающую металл. Плавясь быстрее, чем сталь, он, при этом, легко охлаждается большим количеством воды.
Судовая организация.
1) Для того, чтобы реагировать на аварийные ситуации, возникающие на судне, всему экипажу определены действия, которые он должен выполнять в этом случае.
2)Группа членов экипажа, возглавляемая Старшим помощником, называется «Аварийной партией».Услышав сигнал тревоги, эта группа, имеющая первичные средства борьбы с пожаром и другими авариями, собирается на «Месте сбора Аварийной партии».
3) Также собирается вторая группа «Группа поддержки»для оказания помощи Аварийной партии. Она подносит к месту аварии дополнительный инвентарь и оборудование, эвакуирует пострадавших и заменяет выбывших из строя Аварийной партии.
4) Оставшиеся члены экипажа будут выполнять обязанности в группе первой помощи, вахтенных, впередсмотрящих, посыльных и т.д.
5) Одобренное «Расписание по тревогам»,с подробными обязанностями каждого в случае аварии, вывешивается по всему судну. В нем также указываются сигналы тревог, места экипажа в шлюпках и персонал, обслуживающий аварийное оборудование.