Сухопутные войска России в ближайшем будущем
"Сухопутные войска - наиболее многочисленный и разнообразный по вооружению и способам боевых действий вид Вооруженных Сил, предназначенный для отражения агрессии противника на континентальных театрах военных действий, защиты территориальной целостности и национальных интересов Российской Федерации." - Таким образом официальные документы характеризуют самый большой по своей численности и масштабу возложенных на него задач вид Вооруженных Сил.
Казалось бы, в нынешний век высоких технологий, когда вооруженную борьбу невозможно представить себе без применения высокоточного оружия, пехоте в военных действиях должна отводиться все меньшая роль. Но, тем не менее, еще никто не сумел оспорить принцип, провозглашенный в незапамятные времена: какое-либо государство не может считаться побежденным до тех пор, пока на его землю не ступила нога иностранного солдата. Поэтому Сухопутные войска и по сей день остаются самым востребованным и необходимы видом вооруженных сил, который должен надежно отразить любую агрессию против нашего государства. Структурно Сухопутные войска включают в себя мотострелковые и танковые войска, ракетные войска и артиллерию, войска противовоздушной обороны, являющиеся родами войск, а также соединения и части специальных войск: разведывательные, связи, радиоэлектронной борьбы, инженерные, радиационной, химической и биологической защиты, технического обеспечения, автомобильные и охраны тыла, военно-учебные заведения, воинские части и учреждения тыла, другие воинские части, учреждения, предприятия и организации. Объединения и соединения Сухопутных войск составляют основу военных округов. Военный округ - общевойсковое оперативно-стратегическое территориальное объединение Вооруженных Сил, предназначенное для вооруженной защиты Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории в установленных границах ответственности. Границы ответственности военного округа устанавливаются Генеральным штабом Вооруженных Сил. В состав военного округа входят органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил и военные комиссариаты, находящиеся на его территории. Мотострелковые войска - самый многочисленный род войск, составляющий основу Сухопутных войск и ядро их боевых порядков. Они оснащены мощным вооружением для поражения наземных и воздушных целей, ракетными комплексами, танками, артиллерией и минометами, противотанковыми управляемыми ракетами, зенитными ракетными комплексами и установками, эффективными средствами разведки и управления.
По сути мотострелки наиболее точно подпадают под не совсем точный термин "пехота". Однако сегодня пехота уже совсем не такая, какой она была лишь несколько лет назад. Средства поражения противника, которые имеются на ее вооружении в состоянии обеспечить поражение противника на достаточно большом расстоянии. За счет техники, имеющейся сегодня на вооружении, нынешнюю пехоту лучше охарактеризовать как мобильные войска. По словам главнокомандующего Сухопутными войсками генерал-полковника Алексея Маслова, практически завершен первый важнейший этап реформирования войск. В основном создана их рациональная организационная структура, боевой и численный состав войск приведен в соответствие с оборонными потребностями и экономическими возможностями государства. В числе основных задач второго этапа -дальнейшая оптимизация оргштатной структуры войск, наращивание их возможностей по огневому поражению, оснащение современными образцами вооружения и военной техники, совершенствование системы управления войсками, переход на контрактную систему комплектования, повышение качества оперативной и боевой подготовки штабов и войск, укрепление воинской дисциплины и правопорядка, решение социальных вопросов.
Что касается оптимизации оргштатной структуры, в 2005 году по этому вопросу было сделано очень много. Штатная численность вида Вооруженных Сил была сокращена более чем на 30 тыс. военнослужащих, проведена оптимизация учебной сети по подготовке младших специалистов Сухопутных войск, ее штатная емкость приведена к реальной потребности войск, в ПУрВО сформирована миротворческая мотострелковая бригада, а дислоцирующаяся на территории Республики Таджикистан 201-я мотострелковая дивизия переформирована в 201-ю военную базу. Не меньше работы в этом направлении предстоит и в текущем году. Начинается формирование двух горно-стрел-ковых бригад, которые будут дислоцироваться в СКВО. На их создание бюджетом РФ выделяется 12,8 миллиарда рублей. В настоящее время идет строительство городков и полигонов, на которых военнослужащие будут тренироваться в ведении боя в тяжелых ландшафтных условиях. Бригады будут комплектоваться исключительно по новому контрактному принципу. Кстати перевод ряда частей и подразделений Сухопутных войск на новый принцип комплектования - одна из приоритетных задач. По официальной информации, в ходе выполнения Федеральной целевой программы (ФЦП) по обеспечению комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, в 2005 году проводились мероприятия по комплектованию 30 соединений и воинских частей. Всего в течение года на контрактную службу было принято около 28 тыс. чел. Общая численность сержантов и солдат, проходящих военную службу по контракту в Сухопутных войсках, к концу 2005 г. составляла более 43 тыс. чел. В текущем году мероприятия по переводу на контрактную службу будут проведены в 18 соединениях.
Никто не делает секрета из того, что основную часть так называемых профессионалов составляют вчерашние солдаты-срочники, которые после полугода, в редком случае -года, службы заключили с министерством обороны контракт. То есть по сути дела все остается по прежнему, только солдаты вместо двух лет, будут служить три года, а после окончания контракта разъедутся по домам и лишь единицы из них захотят остаться на второй, третий сроки. Контрактная система комплектования Вооруженных Сил изначально создавалась для зрелых сознательных людей, которые целенаправленно хотят служить в качестве военного профессионала. Как правило, это люди старше тридцати лет, имеющие семью, и для них в первую очередь важна стабильность. К сожалению, сейчас таких в войсках - единицы. Однако пока есть вчерашние "срочники", кадровая проблема остро не стоит. Актуальна другая - социальная. Во многих частях и подразделениях, переводимых на контракт. Исполнительный этап реализации программы совпадает с подготовительным. То есть одновременно с набором граждан для прохождения военной службы по контракту идет строительство для них жилья и других социальных объектов. То есть если молодой человек из запаса поступает на военную службу и заключает контракт, он не получает сразу тех условий, которыми должен быть обеспечен. Естественно, такое положение дел никого не устраивает, особенно семейных людей. Но это лишь, так сказать, сопутствующие вопросы, которые необходимо решать. Основные же связаны с боевой подготовкой: поставки нового вооружения и военной техники в войска, совершенствование материальной базы, повышение профессионализма военнослужащих. Основные усилия в подготовке соединений и воинских частей Сухопутных войск в прошлом году направлялись на боевое сла-живание батальонов как тактических единиц, способных самостоятельно вести бой в отрыве от главных сил. Практически полностью выполнены мероприятия одиночной подготовки военнослужащих к выполнению обязанностей в объеме занимаемой должности. По официальным данным, с целью повышения слаженности подразделений (соединений и воинских частей) за учебный год было проведено: дивизионных тактических учений с боевой стрельбой -1 (с мотострелковой дивизией ПУрВО); полковых и бригадных тактических учений - более 50 (из них 12 - с боевой стрельбой); батальонных тактических учений - более 300. Более чем на 30 % увеличился стаж практического вождения механиков-водителей.
В 2005 г. все боевые стрельбы и тактические учения проводились со штатным вооружением и военной техникой, что существенно повысило уровень тактической выучки и слаженности подразделений. План проведения учений и тренировок был выполнен полностью. Всего было проведено более 500 командно-штабных учений различного масштаба. При этом на все командно-штабные учения на местности привлекались подразделения для обозначения действий противника и своих войск. Тем не менее, главком Сухопутных войск в интервью одному из изданий признался: "Анализ боевой подготовки в соединениях и воинских частях постоянной готовности Сухопутных войск, показывает, что требуемое ее качество пока не достигнуто. Иными словами, как бы ни комплектовались войска -военнослужащими, проходящими военную службу по контракту или по призыву, - практически отсутствует разница в достигнутых ими результатах. Это говорит о том, что уровень боевой выучки военнослужащих-контрактников еще остается низким, да и эффективность занятий и тренировокс их участием оставляет желать лучшего". В первую очередь такое положение дел связано с человеческим фактором. Многие командиры отмечают недостаточный уровень профессиональной и методической подготовки офицеров батальонного, ротного и, особенно, взводного звена, сержантского состава. Командира отделения пока еще нельзя назвать главным помощником младших офицеров. Одним из вариантов решения такой проблемы может стать введение в практику системы усовершенствования (переподготовки) офицеров для выполнения ими обязанностей на различных должностях. То есть командиры взводов будут проходить допод-готовку на курсах при военных вузах, командиры рот и батальонов – в Учебном центре по переподготовке офицерских кадров Общевойсковой академии ВС РФ (бывшие курсы "Выстрел"), остальные командиры - на высших академических курсах при Общевойсковой академии ВС РФ. И совсем нельзя упускать из виду профессиональную подготовку сержантского состава. Именно они должны быть непосредственно теми людьми, которые будут обучать солдата, особенно при первоначальной одиночной боевой подготовке. По сути дела сержант должен стать хорошо подготовленным инструктором-педагогом, который бы исходя из своего личного опыта и полученных теоретических знаний, осуществлял подготовку своих подчиненных. Для того, чтобы создать такой институт, в первую очередь, необходимо добиться того, чтобы среди сержантского состава частей постоянной боевой готовности не было текучки кадров. Так как если на должность командира отделения каждые два-три года будет приходить новый человек, то не будет систематической работы в этом направлении. Сержанта самого необходимо будет учить, что называется "с нуля", вместо того, чтобы совершенствовать его подготовку. Однако если же в этих вопросах многое зависит только лишь от желания человека работать над собой и добиваться качественного улучшения в боевой подготовке вверенного ему подразделения, то есть такие проблемы, решение которых лежит совершенно в иной плоскости. Это совершенствование учебно-материальной базы, на которой ведется обучение военнослужащих, а также закупка новых образцов вооружения и военной техники, а также текущий ремонт уже имеющейся. Здесь ничего не зависит от рядового командира взвода. Вопрос должен решаться на уровне Министерства обороны и Правительства РФ. Материально-техническая база для занятий по боевой подготовке многих подразделений и частей, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Если где она и существует в хорошем состоянии, то это лишь благодаря тем энтузиастам, которые поддерживают ее в надлежащем состоянии, самостоятельно изыскивая для этого возможности. Сейчас на мишенных полях полигонов эксплуатируется оборудование, изготовленное в лучшем случае в 90-е годы прошлого века. Оно уже выработало свой ресурс надежности, что не может не сказываться на качестве проводимых мероприятий боевой подготовки. Ситуация усугубляется еще и потому, что с каждым годом сокращается серийный выпуск полигонного оборудования. Существующий же в войсках парк учебно-тренировочных средств физически и морально устарел. А вот тренажеры и компьютерные средства обучения нового поколения производятся заводами-изготовителями в ограниченном количестве. Их применение крайне удешевило бы подготовку личного состава из-за того, что отпала бы необходимость чрезмерного расходования боеприпасов, топлива. Однако сегодня такая техника является крайне дорогой и выпускается чуть ли не в единичных экземплярах. Самой же насущной проблемой по-прежнему остается закупка вооружения и военной техники для Сухопутных войск. В рамках Государственного оборонного заказа в текущем году в войска поступят батальонный комплект танков Т-90 (31 ед.), более 100 бронетранспортеров, около 1 тыс. автомобилей многоцелевого назначения. Кроме того, запланирован капитальный ремонт с проведением модернизации еще 139 танков, 125 артиллерийских орудий, а также другого вооружения и военной техники. Неплохо уже и то, что идут хоть какие-то поставки, однако же, это всего лишь капля в море. По прогнозам военных экспертов, для того чтобы хотя бы к 2020 обеспечить Сухопутные войска новой бронетанковой техникой, ежегодно необходимо закупать как минимум триста ее единиц. То есть пройдет еще достаточно много времени, прежде чем Сухопутные войска будут вооружены по-новому. Конечно, темпы закупок техники ежегодно растут, однако не в той степени в какой хотелось бы. Пока же армии, которая строится по новому контрактному принципу, приходится работать на старой,уже выработавшей свой ресурс, технике, которая зачастую находится в критическом состоянии. В целом, развитие Сухопутных войск идет, но темпы, которыми оно осуществляется, оставляют желать лучшего. Конечно, в последнее время положение дел стало улучшаться: прекратилось массовое увольнение младших офицеров, большинство людей хочет служить, повышать свой профессиональный уровень и добросовестно выполнять поставленные задачи. Единственное чего не хватает – финансирования. Необходимо с каждым годом увеличивать объемы поставок техники в войска, совершенствовать учебно-материальную базу, улучшать социально-бытовые условия военнослужащих. Все это требует значительных средств. Будем надеяться, в скором времени они появятся.