Порядок выполнения работы. 2.1. Исследовать соответствие учебного помещения, эвакуа­ционных путей и выходов

2.1. Исследовать соответствие учебного помещения, эвакуа­ционных путей и выходов требованиям безопасной эвакуации в здании. Проверить наличие планов эвакуации в здании.

2.2. Составить план помещений (этажа или другой части здания по указанию преподавателя) с нанесением путей эвакуа­ции (см. прил. 1 к разд. II).

2.3. Определить максимальную пропускную способность одного из эвакуационных выходов.

2.4. Проверить выполнение условия безопасной эвакуации, вычислив расчетное время и сопоставив его с необ­ходимым.

При невыполнении условия безопасной эвакуации опреде­лить требуемую для безопасной эвакуации ширину наружных дверей.

Содержание отчета

Отчет о проделанной работе должен содержать: название и цель работы; заключение о соответствии учебного помещения, эвакуационных путей и выходов нормативным требованиям безопасной эвакуации; план эвакуации людей из здания (см. прил. 1 к разд. II); численные расчеты максимальной пропускной способности эвакуационного выхода, расчетного времени эвакуации; вывод о выполнении условия безопасной эвакуации.

Контрольные вопросы

1) Перечислите и кратко охарактеризуйте опасные факторы пожара.

2) Каковы принципы классификации зданий по огнестой­кости? Укажите способы повышения огнестойкости конструк­ции.

3) Какими основными параметрами характеризуется про­цесс эвакуации из здания?

4) Что называют эвакуационными выходами и путями?

5)'Укажите этапы эвакуации из зданий.

6)'Каковы основные противопожарные требования к эвакуа­ционным путям и выходам?

7) Что является критерием безопасности людей при эвакуа­ции?

8) Берутся ли во внимание запасные выходы при расчете времени эвакуации?

9) Можно ли использовать лифты при эвакуации из много­этажных зданий?

10) Как определяется максимальная пропускная способ­ность эвакуационных выходов?

11) От чего зависит категория помещения по пожарной опасности?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

ДЕЛОВАЯ ИГРА «РАССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ»

Деловая игра разработана и проводится на базе «Положения о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся моло­дежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР», введенного в действие с 1 октября 1990 г.

Игра должна проводиться после изучения следующих теоретических положений:

— обучение учащихся безопасности труда (виды инструкта­жей по ТБ, их назначение, порядок проведения);

— надзор и контроль за состоянием охраны труда в школе;

— ответственность за нарушения требований БЖ;

— обязанности администрации и учебно-педагогического персонала при организации работы по БЖ в системе народного образования;

— схема и организация управления БЖ в учреждениях народного образования;

— причины травматизма и методы его анализа;

— основные положения по оказанию первой помощи.

Деловая игра обеспечивается следующими документами, находящимися в кабинете БЖ:

Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразова­ния СССР (см. разд. II). Приложения 6—11 к указанному Положению см. в разд. II

Акт о несчастном случае по форме Н-2 (прил. 6).

Журнал регистрации несчастных случаев с учащимися (прил. 7).

Сообщение о последствиях несчастных случаев с учащимися (прил. 8).

Акт специального расследования несчастного случая (прил. 10).

Схема сообщения о групповом несчастном случае, несчаст­ном случае со смертельным исходом (прил. 9).

Отчет о несчастных случаях с учащимися (прил. 11).

Приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая.

Проект приказа по результатам расследования случая.

Проект постановления профсоюзного комитета по резуль­татам расследования несчастного случая.

Заключение технического инспектора (при специальном расследовании).

Проект плана мероприятий по устранению причин несчаст­ного случая.

Проект доклада руководителя организации и представителя профкома о причинах несчастного случая в вышестоящую организацию.

Обязанности администрации и учебно-педагогического пер­сонала при организации работы по БЖ (директора, зав. мас­терской, зам. директора по производственному обучению, учите­ля, общественного инспектора профкома по охране труда и т. д.).

Справочная литература (по индивидуальным средствам за­щиты и т. д.).

Цели игры:

1) Закрепить знания студентов по расследованию и учету несчастных случаев, по оказанию первой помощи пострадавше­му, о служебных обязанностях при организации работы по БЖ в системе народного образования, о системе надзора и контроля за состоянием охраны труда в школе.

2) Научить пользоваться нормативно-технической докумен­тацией при проведении расследований несчастных случаев, обучении и инструктаже, выборе средств коллективной и инди­видуальной защиты. Научить выявлять причины несчастных случаев.

3) Научить обрабатывать документы по учету и расследо­ванию несчастных случаев, по обучению и инструктажу без­опасности труда; разрабатывать мероприятия по предупрежде­нию травматизма.

4) Привить навыки проведения деловых совещаний.

Состав играющих

Представитель районного, областного органа управления образования (вышестоящая организация). В этой роли высту­пает преподаватель, организующий проведение игры. Он ока­зывает методическую помощь студентам на стадии принятия ими решения в конкретной ситуации.

Директор школы.

Инспектор по охране труда.

Зав. мастерской.

Учитель, на занятии которого произошел несчастный слу­чай.

Общественный инспектор по охране труда профкома.

Желательно в каждую группу включить не менее 2 студен­тов (2 директора, 2 учителя и т. д.). Проекты их решений должны быть коллективными и предварительно ими обсужда­ются.

Наши рекомендации