Порядок выполнения работы. 2.1. Исследовать соответствие учебного помещения, эвакуационных путей и выходов
2.1. Исследовать соответствие учебного помещения, эвакуационных путей и выходов требованиям безопасной эвакуации в здании. Проверить наличие планов эвакуации в здании.
2.2. Составить план помещений (этажа или другой части здания по указанию преподавателя) с нанесением путей эвакуации (см. прил. 1 к разд. II).
2.3. Определить максимальную пропускную способность одного из эвакуационных выходов.
2.4. Проверить выполнение условия безопасной эвакуации, вычислив расчетное время и сопоставив его с необходимым.
При невыполнении условия безопасной эвакуации определить требуемую для безопасной эвакуации ширину наружных дверей.
Содержание отчета
Отчет о проделанной работе должен содержать: название и цель работы; заключение о соответствии учебного помещения, эвакуационных путей и выходов нормативным требованиям безопасной эвакуации; план эвакуации людей из здания (см. прил. 1 к разд. II); численные расчеты максимальной пропускной способности эвакуационного выхода, расчетного времени эвакуации; вывод о выполнении условия безопасной эвакуации.
Контрольные вопросы
1) Перечислите и кратко охарактеризуйте опасные факторы пожара.
2) Каковы принципы классификации зданий по огнестойкости? Укажите способы повышения огнестойкости конструкции.
3) Какими основными параметрами характеризуется процесс эвакуации из здания?
4) Что называют эвакуационными выходами и путями?
5)'Укажите этапы эвакуации из зданий.
6)'Каковы основные противопожарные требования к эвакуационным путям и выходам?
7) Что является критерием безопасности людей при эвакуации?
8) Берутся ли во внимание запасные выходы при расчете времени эвакуации?
9) Можно ли использовать лифты при эвакуации из многоэтажных зданий?
10) Как определяется максимальная пропускная способность эвакуационных выходов?
11) От чего зависит категория помещения по пожарной опасности?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5
ДЕЛОВАЯ ИГРА «РАССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ»
Деловая игра разработана и проводится на базе «Положения о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР», введенного в действие с 1 октября 1990 г.
Игра должна проводиться после изучения следующих теоретических положений:
— обучение учащихся безопасности труда (виды инструктажей по ТБ, их назначение, порядок проведения);
— надзор и контроль за состоянием охраны труда в школе;
— ответственность за нарушения требований БЖ;
— обязанности администрации и учебно-педагогического персонала при организации работы по БЖ в системе народного образования;
— схема и организация управления БЖ в учреждениях народного образования;
— причины травматизма и методы его анализа;
— основные положения по оказанию первой помощи.
Деловая игра обеспечивается следующими документами, находящимися в кабинете БЖ:
Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР (см. разд. II). Приложения 6—11 к указанному Положению см. в разд. II
Акт о несчастном случае по форме Н-2 (прил. 6).
Журнал регистрации несчастных случаев с учащимися (прил. 7).
Сообщение о последствиях несчастных случаев с учащимися (прил. 8).
Акт специального расследования несчастного случая (прил. 10).
Схема сообщения о групповом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом (прил. 9).
Отчет о несчастных случаях с учащимися (прил. 11).
Приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая.
Проект приказа по результатам расследования случая.
Проект постановления профсоюзного комитета по результатам расследования несчастного случая.
Заключение технического инспектора (при специальном расследовании).
Проект плана мероприятий по устранению причин несчастного случая.
Проект доклада руководителя организации и представителя профкома о причинах несчастного случая в вышестоящую организацию.
Обязанности администрации и учебно-педагогического персонала при организации работы по БЖ (директора, зав. мастерской, зам. директора по производственному обучению, учителя, общественного инспектора профкома по охране труда и т. д.).
Справочная литература (по индивидуальным средствам защиты и т. д.).
Цели игры:
1) Закрепить знания студентов по расследованию и учету несчастных случаев, по оказанию первой помощи пострадавшему, о служебных обязанностях при организации работы по БЖ в системе народного образования, о системе надзора и контроля за состоянием охраны труда в школе.
2) Научить пользоваться нормативно-технической документацией при проведении расследований несчастных случаев, обучении и инструктаже, выборе средств коллективной и индивидуальной защиты. Научить выявлять причины несчастных случаев.
3) Научить обрабатывать документы по учету и расследованию несчастных случаев, по обучению и инструктажу безопасности труда; разрабатывать мероприятия по предупреждению травматизма.
4) Привить навыки проведения деловых совещаний.
Состав играющих
Представитель районного, областного органа управления образования (вышестоящая организация). В этой роли выступает преподаватель, организующий проведение игры. Он оказывает методическую помощь студентам на стадии принятия ими решения в конкретной ситуации.
Директор школы.
Инспектор по охране труда.
Зав. мастерской.
Учитель, на занятии которого произошел несчастный случай.
Общественный инспектор по охране труда профкома.
Желательно в каждую группу включить не менее 2 студентов (2 директора, 2 учителя и т. д.). Проекты их решений должны быть коллективными и предварительно ими обсуждаются.