Комплектование учреждения дошкольного образования
Основные направления развития системы дош. Обр. на современном этапе
Основные направления:
I. приоритетное развитие образования и воспитания:
2. опора на национально-культурные традиции
3. гуманизация и демократизация образования;
4. многовариативность подходов;
5. подготовка специалистов на уровне мировых требований.
В 90-е годы началось преобразование существующей в Беларуси образовательно-воспитательной системы путем перевода ее е режима жестко регламентированной деятельности в состояние творческого функционирования с предоставлением учебным учреждениям, педагогам и учащимся свободы выбора содержания, форм и методов обучения. В 1991 году был принят закон "Об образовании в Республике Беларусь", в котором записано, что Республика Беларусь как суверенное государство имеет собственную систему образования и гарантирует каждому своему гражданину возможность развития личности, получения образования, соответствующего ее потребностям и способностям, активное приобщение к культурно-историческому наследию белорусского народа. Республика Беларусь обеспечивает приорететное развитие образования, соответствующие социально-экономические условия функционирования этой сферы, права граждан на получение общих и профессиональных знаний, освоение общекультурных ценностей, защиту интеллектуальной собственности, таланта и образованности. В законе сформулированы принципы государственной политики в области образования: приоретет общечеловеческих ценностей, национально-культурная основа, научность, ориентация на Мировой уровень образования, гуманизм, связь с общественной практикой, экологическая направленность, преемственность и непрерывность, единство обучения, духовного и физического совершенствования, демократизм, светский характер, поощрение таланта и образованности, обязательность базового образования.
Функционирование и развитие системы образования Республики Беларусь
Дошкольное образование
Дошкольное образование – уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста (до 6 лет) в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.
Достигнутый уровень охвата детей дошкольными учреждениями является одним из самых высоких среди стран СНГ (71,4%), при этом охват детей от 3 до 6 лет еще более высокий – 93,3 %, в том числе в сельской местности – 68,7 %. Обеспечен полный охват детей пятилетнего возраста подготовкой к школе.
Доступность дошкольного образования сохраняется за счет развития многофункциональной сети дошкольных учреждений, внедрения новых форм организации дошкольного образования в соответствии с запросами родителей.
В настоящее время в республике функционируют 104 дошкольных центра развития ребенка (в 2006 г. – 70), 87 санаторных учреждений дошкольного образования (в 2006 г. – 59), 981 детский сад – школа (в 2006 г. – 815), 2518 групп кратковременного пребывания (в 2006 г. – 111). Созданы условия для предоставления качественных образовательных услуг детям с особенностями психофизического развития: работают 376 групп интегрированного воспитания и обучения (в 2006 г. – 173).
Процесс воспитания и обучения в дошкольных учреждениях обеспечивают 51,4 тыс. педагогов (в 2006 г. – 50,4 тыс.). Сохраняется позитивная тенденция повышения их образовательного уровня: за последние 5 лет на 6,6 % увеличилось число педагогов с высшим образованием, что составляет 49,4 %. от общей их численности
С целью дальнейшего устойчивого развития системы дошкольного образования Правительством Республики Беларусь принята Программа развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009–2014 гг., предусматривающая: оптимизацию сети учреждений дошкольного образования, формирование здоровьесберегающей системы в учреждениях дошкольного образования, повышение качества услуг, предоставляемых детям дошкольного возраста, преодоление различий в материально-техническом обеспечении учреждений дошкольного образования и воспитания, повышение социального статуса работников системы дошкольного образования.
КОМПЛЕКТОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
42. В учреждение дошкольного образования принимаются дети, постоянно проживающие в Республике Беларусь, независимо от их местожительства и гражданства.
43. Прием детей в учреждение дошкольного образования для получения дошкольного или специального образования на уровне дошкольного образования осуществляется в течение календарного года при наличии в нем свободных мест и на основании:
заявления законных представителей несовершеннолетнего;
направления, выданного учредителем учреждения дошкольного образования (для государственных учреждений дошкольного образования);
свидетельства о рождении ребенка;
медицинской справки о состоянии здоровья;
выписки из истории развития ребенка с заключением врачебно-консультативной комиссии (для санаторных учреждений дошкольного образования (групп));
заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (для специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания).
Зачисление детей в учреждение дошкольного образования оформляется приказом по учреждению.
44. Комплектование групп учреждения дошкольного образования и перевод воспитанников из одной возрастной группы в другую осуществляются ежегодно на начало учебного года (1 сентября).
Комплектование учреждения дошкольного образования воспитанниками осуществляется с учетом основных показаний, общих и отдельных противопоказаний к приему в учреждение дошкольного образования согласно приложению 1 к настоящему Постановлению.
При комплектовании разновозрастной группы учитывается возможность организации режима дня, оптимально соответствующего возрастным анатомо-физиологическим и индивидуальным особенностям детей.
45. Нормы наполняемости групп в учреждении дошкольного образования устанавливаются согласно приложению 2.
При необходимости учредитель учреждения дошкольного образования принимает решение о снижении норм наполняемости групп воспитанниками.
46. В учреждении дошкольного образования, реализующем образовательные программы специального образования, число лиц с особенностями психофизического развития не должно превышать 20 процентов от общего числа воспитанников.
Перевод воспитанников с особенностями психофизического развития из специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания в группы общего назначения осуществляется в соответствии с заключением государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и по заявлению законного представителя несовершеннолетнего.
47. Руководитель учреждения дошкольного образования:
ведет (заполняет) сведения о движении детей в учреждении, информацию об их законных представителях;
предоставляет информацию о наличии свободных мест в группах учреждения дошкольного образования в управление (отдел) образования местного исполнительного и распорядительного органа.
48. За воспитанниками сохраняется место в учреждении дошкольного образования в случаях:
их болезни при условии предъявления медицинской справки;
на период прохождения санаторно-курортного лечения, карантина;
на период оздоровления ребенка сроком до 90 дней в летний период;
по заявлению, болезни или отпуска законных представителей несовершеннолетнего.
В иных случаях, не предусмотренных настоящим Положением, решение о сохранении места принимает учредитель в интересах воспитанника.
5. Порядок открытия дошкольного учреждения, организация приема детей. Правила комплектования детьми дошкольных учреждений разного типа.
Типовые перечни мебели в дошкольных учреждения. Методические указания к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек. Структура предметно-развивающей среды дошкольного учреждения (групповые помещения, изостудия, видеозал, детский клуб, бассейн, методический кабинет, галерея детского творчества, кабинет психолога, территория детского сада).
Типовой перечень физкультурного и спортивного инвентаря и оборудования детских дошкольных учреждений.
Государственное регулирование содержания и методов дошкольного образования.
Положение о лицензировании и регистрациях дошкольных учреждений в республике, которое определяет основные нормы и принципы лицензирования вновь открываемых негосударственных учреждений или учреждений, реорганизуемых в связи с изменением статуса.
Аттестация педагогических и руководящих работников в учреждениях образования («Положение об аттестации»).
Основные нормативно правовые документы, обеспечивающие работу современного дошкольного учреждения.
Закон об образовании в Республике Беларусь (1991г.; 1996г.).
Основные документы, определяющие организационную структуру дошкольного учреждения. Органы самоуправления. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
Организация работы педагогического и обслуживающего персонала в соответствии с «Положением об учреждении дошкольного образования», «Типовыми правилами внутреннего трудового распорядка для работников учреждений дошкольного образования в Республике Беларусь», «Санитарными правилами и нормами устройства и содержания учреждений дошкольного образования».
Содержание труда работников дошкольного учреждения. Должностная инструкция. Критерии квалификации должностей. Тарифно-квалификационные характеристики.
«Устав детского сада» и «Родительский договор»: принципы взаимоотношения сторон. Обязанности дошкольного учреждения. Обязанности родителей. Ответственность сторон.
Коллективный договор как механизм правовой защищенности, регулирующий коллективно-договорные отношения между администрацией и трудовым коллективом (профсоюзом). Содержание коллективного договора:
- задачи, функция, структура;
- организация и оплата труда;
- правовое обеспечение трудовых отношений, развитие социального партнерства;
- гарантии занятости;
- охрана труда;
- улучшение жилищно-бытовых условий, укрепление здоровья, организация отдыха работающих и членов их семей;
- гарантии деятельности профсоюза.
Совет учреждения образования как высший орган управления. Компетенция: планирование развития дошкольного учреждения; определение текущих задач, разработка мероприятий по их выполнению; утверждение правил внутреннего трудового распорядка, штатного расписания, положения об оплате труда, о материальном поощрении, о материальной ответственности; утверждение сметы доходов, а также видов, размеров и направления использования фондов; принятие решения о единовременной материальной помощи или материальном поощрении.
Попечительский Совет как общественно-государственный орган управления в районе (городе). Главные направления его деятельности: решение вопросов материально-технического содержания учреждений, обеспечение социальной защиты детей.
Программно-методическое обеспечения: принцип адекватности особенностям психологического развития ребенка; принцип двойной адресованности; принцип преемственности дошкольного и школьного образования; принцип координации подходов к обучению и воспитанию в условиях детского сада и семьи.
Программа дошкольного образования «Пралеска».
«Программа воспитания и обучения детей 6-го года жизни, не посещающих детские дошкольные учреждения».
Программа «Воспитание и обучение детей седьмого года жизни, не посещающих детские дошкольные учреждения».
Программа «Воспитание и обучение детей седьмого года жизни в старшей группе (второй год обучения) в дошкольном учреждении».
Программа воспитания и обучения «Гибкий режим дня в детском саду».
«Примерное положение о специальном учреждении для детей с недостатками умственного и физического развития».
Постановление «О детском дошкольном учреждении с кратковременным пребыванием детей».
Инструктивно-методическое письмо «О режиме работы детских дошкольных учреждений, в которых организовано обучение детей шестилетнего возраста в подготовительном классе».
Инструктивно-методическое письмо «О соблюдении гигиенических требований в детских дошкольных учреждениях, работающих по программам с использованием открытой системы семейного общественного воспитания».
«Программа семейного воспитания детей раннего возраста (для родителей)».
«Программа семейного детского сада».
Учебная программа дошкольного образования. Её структура.
Требования к охране жизни и здоровья детей в дошкольных учреждениях и на детских площадках. Инструктивные документы по организации охраны жизни и здоровья детей. Организация работы по предупреждению детского дорожного травматизма.
Комплексная оценка состояния здоровья детей по группам здоровья. Показатели эффективности оздоровления детей. Положение о республиканской (городской) медико-педагогической комиссии.
О государственной поддержке и социальной защите детства и семьи. Создание диагностико-реабилитационных центров.
Инструкция по технике безопасности для работников дошкольных учреждений. Правила пожарной безопасности для школьных учреждений. Контроль за их выполнением.
Использование международного опыта работы в системе организации дошкольного образования.
6.Организационно-правовая база дошкольных учреждений
Социально-правовое положение дошкольных учреждений в современном обществе. Задачи дошкольного образовательного учреждения.
Создание открытой модели учебно-воспитательных учреждений. Многофункциональная система дошкольного образования. Визитная карточка дошкольных учреждений разных видов и типов. Содержание обязанностей дошкольного учреждения по отношению к социуму. Установление коммуникаций между дошкольным учреждением и референтными социальными группами.
Порядок открытия дошкольного учреждения, организация приема детей. Правила комплектования детьми дошкольных учреждений разного типа.
Типовые перечни мебели в дошкольных учреждения. Методические указания к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек. Структура предметно-развивающей среды дошкольного учреждения (групповые помещения, изостудия, видеозал, детский клуб, бассейн, методический кабинет, галерея детского творчества, кабинет психолога, территория детского сада).
Типовой перечень физкультурного и спортивного инвентаря и оборудования детских дошкольных учреждений.
Государственное регулирование содержания и методов дошкольного образования.
Положение о лицензировании и регистрациях дошкольных учреждений в республике, которое определяет основные нормы и принципы лицензирования вновь открываемых негосударственных учреждений или учреждений, реорганизуемых в связи с изменением статуса.
Аттестация педагогических и руководящих работников в учреждениях образования («Положение об аттестации»).
Основные нормативно правовые документы, обеспечивающие работу современного дошкольного учреждения.
Закон об образовании в Республике Беларусь (1991г.; 1996г.).
Основные документы, определяющие организационную структуру дошкольного учреждения. Органы самоуправления. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
Организация работы педагогического и обслуживающего персонала в соответствии с «Положением об учреждении дошкольного образования», «Типовыми правилами внутреннего трудового распорядка для работников учреждений дошкольного образования в Республике Беларусь», «Санитарными правилами и нормами устройства и содержания учреждений дошкольного образования».
Содержание труда работников дошкольного учреждения. Должностная инструкция. Критерии квалификации должностей. Тарифно-квалификационные характеристики.
«Устав детского сада» и «Родительский договор»: принципы взаимоотношения сторон. Обязанности дошкольного учреждения. Обязанности родителей. Ответственность сторон.
Коллективный договор как механизм правовой защищенности, регулирующий коллективно-договорные отношения между администрацией и трудовым коллективом (профсоюзом). Содержание коллективного договора:
- задачи, функция, структура;
- организация и оплата труда;
- правовое обеспечение трудовых отношений, развитие социального партнерства;
- гарантии занятости;
- охрана труда;
- улучшение жилищно-бытовых условий, укрепление здоровья, организация отдыха работающих и членов их семей;
- гарантии деятельности профсоюза.
Совет учреждения образования как высший орган управления. Компетенция: планирование развития дошкольного учреждения; определение текущих задач, разработка мероприятий по их выполнению; утверждение правил внутреннего трудового распорядка, штатного расписания, положения об оплате труда, о материальном поощрении, о материальной ответственности; утверждение сметы доходов, а также видов, размеров и направления использования фондов; принятие решения о единовременной материальной помощи или материальном поощрении.
Попечительский Совет как общественно-государственный орган управления в районе (городе). Главные направления его деятельности: решение вопросов материально-технического содержания учреждений, обеспечение социальной защиты детей.
Программно-методическое обеспечения: принцип адекватности особенностям психологического развития ребенка; принцип двойной адресованности; принцип преемственности дошкольного и школьного образования; принцип координации подходов к обучению и воспитанию в условиях детского сада и семьи.
Программа дошкольного образования «Пралеска».
«Программа воспитания и обучения детей 6-го года жизни, не посещающих детские дошкольные учреждения».
Программа «Воспитание и обучение детей седьмого года жизни, не посещающих детские дошкольные учреждения».
Программа «Воспитание и обучение детей седьмого года жизни в старшей группе (второй год обучения) в дошкольном учреждении».
Программа воспитания и обучения «Гибкий режим дня в детском саду».
«Примерное положение о специальном учреждении для детей с недостатками умственного и физического развития».
Постановление «О детском дошкольном учреждении с кратковременным пребыванием детей».
Инструктивно-методическое письмо «О режиме работы детских дошкольных учреждений, в которых организовано обучение детей шестилетнего возраста в подготовительном классе».
Инструктивно-методическое письмо «О соблюдении гигиенических требований в детских дошкольных учреждениях, работающих по программам с использованием открытой системы семейного общественного воспитания».
«Программа семейного воспитания детей раннего возраста (для родителей)».
«Программа семейного детского сада».
Учебная программа дошкольного образования. Её структура.
Требования к охране жизни и здоровья детей в дошкольных учреждениях и на детских площадках. Инструктивные документы по организации охраны жизни и здоровья детей. Организация работы по предупреждению детского дорожного травматизма.
Комплексная оценка состояния здоровья детей по группам здоровья. Показатели эффективности оздоровления детей. Положение о республиканской (городской) медико-педагогической комиссии.
О государственной поддержке и социальной защите детства и семьи. Создание диагностико-реабилитационных центров.
Инструкция по технике безопасности для работников дошкольных учреждений. Правила пожарной безопасности для школьных учреждений. Контроль за их выполнением.
Использование международного опыта работы в системе организации дошкольного образования.
Условия эффективного управления дошкольным учреждением. Основные принципы педагогического руководства на современном этапе (гуманизация, демократизация, сотрудничество).