ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
Изучение требований пожарной профилактики в школе и первичных средств тушения пожаров
Цель работы: изучить основные требования пожарной профилактики в школе, научить пользоваться первичными средствами пожаротушения, определять нормы их запаса для школ и других объектов.
Общие сведения
Пожарная безопасность — это состояние объекта, при котором исключается возможность пожара, а в случае его возникновения предотвращается воздействие на людей опасных факторов пожара и обеспечивается защита.
1.1. Пожарная профилактика в школе.
В основе пожарной профилактики — исключение условий, необходимых для горения, и использование принципов обеспечения безопасности.
Противопожарное состояние учебно-воспитательных учреждений должно отвечать требованиям основных условий пожарной безопасности для школ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных и других учебно-воспитательных учреждений, утвержденных Министерством просвещения СССР 3 января 1969 г. Ответственность за противопожарное состояние школы возложена персонально на ее директора. Однако каждый работник школы обязан заботиться о соблюдении норм пожарной безопасности.
В школах организуются добровольные пожарные дружины из преподавателей и обслуживающего персонала, кроме этого, из числа учащихся — юношеские добровольные пожарные дружины (ЮДПД). Членов ЮДПД — школьников — к непосредственной ликвидации огня привлекать нельзя, их используют для организации порядка и в профилактической работе. С членами добровольных пожарных дружин не реже одного раза в квартал проводятся занятия по вопросам предупреждения и тушения пожаров. Один раз в четверть с учащимися старших классов должны проводиться во внеурочное время специальные занятия по изучению правил пожарной безопасности, а с учащимися младших классов — беседы по изучению пожарной безопасности в школе и дома.
В каждом классе, кабинете, лаборатории, мастерских и на других объектах на видном месте должны быть вывешены противопожарная инструкция и табличка с фамилией ответственного за пожарную безопасность. Все обучающиеся обязаны знать и неуклонно выполнять требования инструкций. Ответственность за противопожарное состояние кабинетов, лабораторий, мастерских и других объектов возлагается приказом директора школы на учителей, лаборантов, заведующего учебной частью и т.д.
Первичной обязанностью каждого работника школьного и детского учреждения при пожарах является спасение жизни детей.
В целях противопожарной профилактики в школах необходимо [9] иметь:
— запасы воды для тушения пожара;
— количество эвакуационных выходов из помещений любо го этажа — не менее 2;
— свободные от посторонних предметов эвакуационные выходы, проходы, коридоры, тамбуры;
— открывающиеся наружу двери эвакуационных выходов.
В период нахождения детей в зданиях двери выходов допускается запирать только изнутри с помощью легко открываемых запоров (задвижек, крючков);
— от двери каждого эвакуационного выхода должно иметься по два ключа (один у дежурной, второй — в определенном месте, известном всему обслуживающему персоналу);
— не разрешается устанавливать металлические решетки на окнах в классах, в учебных мастерских и кабинетах;
— в многоэтажных школьных зданиях на первых этажах следует располагать детей младшего школьного возраста;
— на территории школы запрещено разводить костры;
— запрещено оклеивать классы обоями, окрашивать стены и потолки масляными и нитрокрасками;
— в помещениях, где проводятся массовые мероприятия, запрещается: курить, загромождать и закрывать двери эвакуационных выходов, закрывать окна ставнями, решетками, впускать в помещение людей, превышающих расчетное (вместимость зрительных и актовых залов рассчитывается, исходя из площади на одного зрителя не менее 0,7 м2);
— весь пожарный инвентарь (огнетушители, ящики с песком, бочки с водой, лопаты, ломы, багры, топоры, лестница, кошма, внутренние пожарные краны) должен содержаться в исправном состоянии.
Преподаватели и обслуживающий персонал должны знать расположение пожарного инвентаря и уметь им пользоваться.
1.2. Действия преподавателя и лаборанта при возникновении пожара.
При возникновении пожара необходимо:
1) Немедленно вызвать пожарную помощь по телефону 01.
2) Подать сигнал пожарной тревоги — продолжительный прерывистый звонок.
3) Принять меры для эвакуации из помещения, где возник пожар, в первую очередь детей младшего возраста.
4) Проверить эвакуированных по количеству и по списку.
5) Эвакуированных детей направить в безопасное место.
6), Одновременно приступить к тушению пожара своими силами и имеющимися средствами пожаротушения.
7) Для встречи вызванной пожарной части выделить из персонала школы ответственного, который должен четко информировать начальника прибывшей пожарной части о том, в каких помещениях еще остались неэвакуированные.
На случай возникновения пожара и спасения людей в каждой школе должен быть разработан план эвакуации и распределены обязанности персонала.
1.3. Средства и способы тушения пожара.
Пожаром называется неконтролируемое горение, наносящее материальный ущерб и создающее угрозу жизни и здоровью людей. Горение, потушенное в самой начальной стадии без нанесения ущерба, называют возгоранием.
Горение представляет собой сложный химический процесс, сопровождающийся выделением большого количества тепла и свечением, в основе которого лежит реакция окисления горячих веществ, т.е. соединения их с кислородом воздуха или другими окислителями (фтор, бром, хлор, и др.). Для возникновения и развития процесса горения необходимы горючее, окислитель и источник загорания. Горение прекращается, если нарушить какое-либо из этих условий. Обычно в воздухе содержится 20,95% кислорода. Для поддерживания реакций горения достаточно 16%, а при более низкой концентрации происходит тление горючих веществ, которое прекращается при содержании кислорода в воздухе менее 8%. Один из основных способов подавления горения — снижение концентрации кислорода в воздухе путем введения в зону горения инертных газов, паров и аэрозолей негорючих веществ.
Прекратить горение можно также охлаждением зоны горения ниже температур самовоспламенения, воспламенения; изоляцией очага горения от воздуха; ингибированием горения, т. е. интенсивным торможением скорости химических реакций в пламени. В соответствии с этим все огнетушащие вещества делятся на:
— разбавляющие (инертные газы, водяной пар, диоксид углерода и др.);
— охлаждающие (вода, водяные растворы солей, твердый диоксид углерода, пена и др.);
— изолирующие (пена химическая и воздушно-механическая или смесь их, вода с загустителями, порошковые состав, негорючие сыпучие вещества, листовые материалы и др.);
— химические, тормозящие реакцию горения (хладоны — галоидированные углеводороды, некоторые марки порошковых составов и др.).
Большинство огнетушащих веществ обладают комбинированным воздействием на горение. В табл.1 приведены рекомендации по выбору эффективных огнетушащих веществ в зависимости от характеристики горючей среды и класса пожара.
Таблица 1
Рекомендуемые огнетушащие средства в зависимости от класса пожара (по классификациям МСИСО 3941—77)*
Класс пожара | Характеристика горючей среды или объекта | Огнетушащее средство | ||
А | Обычные твердые сгораемые вещества и материалы (древесина, бумага, текстиль, уголь, резина и др. | Все виды огнетушащих средств и прежде всего вода | ||
В | Легко воспламеняющиеся и горючие жидкости и плавя- | Вода распыленная, пены всех видов: | ||
Класс пожара | Характеристика горючей среды или обьекта | Огнетушащее средство | ||
щиеся при нагревании твердые вещества и материалы (бензин, спирт, мазут, лаки, краски, стеарин, каучук, синтетические материалы) | газовые составы — хладоны, порошки | |||
С | Горючие газы (водород, ацетилен углеводороды) | Газовые составы — хладоны; инертные разбавители (СО2, Н2); порошки, вода для охлаждения | ||
Д | Металлы и их сплавы (кальций, калий, натрий, магний, титан, алюминий, цинк, гидраты, карбиты и др.) | Порошки | ||
Е | Электроустановки и оборудование, находящееся под напряжением | Газовые составы — хладоны, инертные разбавители, порошки | ||
* МСИСО — международная система индивидуальных средств огнетушения
Самое распространенное средство тушения пожаров — вода. Она обладает большой теплоемкостью и отнимает тепло у горящего вещества. При испарении воды ее объем значительно увеличивается (в 1700 раз), образующийся пар вытесняет кислород воздуха из зоны горения. Компактная струя воды сбивает пламя и тормозит горение. Смоченные водой поверхности горючих веществ ограничивают доступ кислорода в очаг горения. Однако вода имеет невысокое смачивающее свойство, поэтому в нее добавляют мыло, синтетические растворы и др.; она замерзает при 0°С; электропроводка, поэтому ее нельзя использовать для тушения пожаров электроустановок, находящихся под напряжением. При попадании воды на карбит кальция образуется пожаро- и взрывоопасный газ — ацетилен, а при попадании ее на негашеную известь выделяется значительное количество тепла, под действием которого могут воспламеняться находящиеся вблизи горючие материалы. Малоэффективно тушение нераспыленной струей воды горючих жидкостей легче воды (бензин, керосин и т.п.), так как они всплывают на ее поверхности и увеличивают тем самым размер пожара. Из-за плохой смачиваемости ее нецелесообразно использовать для тушения хлопка и шерсти в тюках.
Огнетушащие пены — это смесь газа с жидкостью, различают: химические пены, получаемые в результате химических реакций при смешивании специальных порошков и воды; воздушно-механические пены, представляющие собой механическую смесь воздуха, воды и поверхностно-активного вещества. Пены характеризуются кратностью и стойкостью. Кратность пены — это отношение ее объема к объему исходных продуктов. Стойкость — способность пены сохраняться во времени. Стойкость химической пены превышает 1 час, а воздушно-механической — 20... 40 мин. Зато кратность воздушно-механической пены выше кратности химической: соответственно 8... 100 и 5. Пена охлаждает верхний, наиболее» нагретый слой горящего вещества и изолирует его от атмосферного воздуха. Пену применяют для тушения загоревшихся жидкостей и твердых веществ, а также для защиты их or нагрева и воспламенения. Пена непригодна для тушения пожаров электроустановок под напряжением и некоторых веществ (натрий, калий, сероуглерод и др.), с которыми она вступает в реакцию взаимодействия.
Для тушения электроустановок, находящихся под напряжением, используют углекислоту. Углекислый газ создает вокруг очага горения зону с пониженным содержанием кислорода. Углекислотой нельзя тушить этиловый спирт, в котором она растворяется; натрий; калий; бериллий; титан; горящие в атмосфере СО2; а также химические соединения, способные гореть без доступа воздуха (хлопок, целлулоид, кинопленка, термит).
Для ликвидации небольших очагов пожара при горении веществ, не поддающихся тушению другими средствами, применяют твердые инертные вещества в виде порошков (двууглекислая и углекислая сода, поташ, квасцы, твердая двуокись углерода, песок, земля и др.). Порошок своей массой или образующейся при плавлении пленкой изолирует зону горения от горючего вещества. Это единственное средство для тушения горения щелочных металлов, урана, тория, ураноорганических соединений. Порошок обычно хранят в ящиках или ведрах. Лопатой или совком порошок слоем в несколько сантиметров наносят на горящее вещество.
Для своевременной ликвидации загораний силами обслуживающего персонала все учебные помещения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения в соответствии с установленными нормами (см.разд.II).
К первичным средствам пожаротушения относятся огнетушители, гидропомпы (небольшие поршневые насосы), внутренние пожарные краны, ведра, бочки с водой, лопаты, ящики с песком вместимостью 0,5; 1 и 3 м3; асбестовые палатки, войлочные маты, кошмы (размер 1x1 м, 2x1,5 м, 2x2 м), ломы, пилы, топоры. Противопожарный инвентарь группируют на специальных щитках. Щиты располагают в видных и доступных местах вблизи объектов наиболее вероятного их применения. На каждом щите должно быть не менее 2 топоров, ломов, лопат, огнетушителей, железных багров, ведер, возле щита должен находиться ящик с песком емкостью не менее 0,5м3. Инвентарь окрашивают в красный цвет, надписи и щит делают белыми.
Кошмы (грубое шерстяное или асбестовое полотнище) подвешивают в свернутом виде на стене в металлическом футляре в заметном и доступном месте, раз в месяц сушат и очищают от пыли. Их применяют для тушения загораний с малой площадью горения.
Рукава внутренних пожарных кранов должны быть сухими, скатанными, один конец рукава должен примыкать к стволу. Они располагаются в опломбированных шкафах на высоте 1,35 м от уровня пола. Каждые 6 месяцев необходимо осуществлять проверку кранов на работоспособность.
К размещению огнетушителей в помещении предъявляются следующие требования: высота подвески — не более 1,5м (или на полу) до нижнего торца огнетушителя; расстояние от крана двери при ее открывании — не менее 1,2; инструктивная подпись на его корпусе должна быть видна. Газовые огнетушители необходимо предохранять от нагревания. Пенные в зимнее время необходимо переносить в отапливаемые помещения. Школы-интернаты с круглосуточным пребыванием учащихся
должны быть обеспечены пожарной мотопомпой, которую обслуживает специальное выделенное лицо.
Огнетушители служат для ликвидации небольших очага возгораний или пожаров в их начальной стадии. По способ! транспортирования огнетушители подразделяют на переносные или ручные, передвижные и стационарные. По вид огнетушащего средства на:
— химические пенные (водные растворы щелочи и кисло ты);
— воздушно-пенные (водные растворы пенообразователя рабочий газ — азот, углекислый газ или воздух);
— углекислотные (сжиженный углекислый газ);
— аэрозольные (парообразующие средства на основе галоидированных углеводородов);
— порошковые (сухие порошки различной рецептуры).
По способу выброса огнетушащего средства: выброс огнетушащего средства происходит под давлением рабочего газа, образующегося в результате химической реакции компонентов заряда; под давлением самого огнегасительного заряда или рабочего газа, находящегося над огнетушащим средством; под давлением рабочего газа, содержащегося в отдельном баллончике; при свободном истечении огнетушащего вещества; под давлением энергии направленного взрыва.
По количеству используемого огнетушащего вещества: объемы корпусов до 5 л, 10 л и более 10 л. Технические характеристики огнетушителей приведены в прил. 2. В табл. 2 приведены области эффективного применения различных огнетушителей.
Огнетушители автоматические УАП-А5, УАП-А8, УАГ1-А16, заполненные хладоном 114В2 или порошками ПФ, ПСБ-3, используют для защиты помещений.
Существует еще много других видов огнетушителей. Например, огнетушитель аэрозольный хладоновый (ОАХ-0,5), хладоновый (OX-3, OX-7), жидкостный (ОЖ-5, ОЖ-10)
Стационарные огнетушители устанавливаются вблизи пожароопасных объектов и представляют собой обычно цилиндрические сосуды большой емкости, снабженные катушкой с пожарным рукавом, который в случае пожара протягивается непосредственно к очагу пожара. Передвижные огнетушители имеют один или два баллона, располагающихся на тележке.
Рекомендуемые огнетушащие средства в зависимости от класса пожара (по классификациям МСИСО 3941—77)*
Таблица 2