Порядок выполнения работы. 3.1. Измерить параметры микроклимата в учебном помещении
3.1. Измерить параметры микроклимата в учебном помещении. Определить их соответствие оптимальным нормам. Измерения проводить на высоте 1,5 м от уровня пола (на уровне груди). Для измерений использовать приборы, указанные преподавателем.
3.1.1. Измерить температуру воздуха, атмосферное давление.
3.1.2. Определить относительную влажность воздуха. При использовании простого психрометра необходимо предварительно проверить наличие в сосуде дистиллированной воды. Резервуар влажного термометра не должен касаться стенок сосуда и воды. Относительную влажность определить по психрометрической таблице и графику (прил. 3, 2).
При использовании аспирационного психрометра необходимо предварительно с помощью пипетки намочить гигроскопическую ткань одного из термометров, психрометр следует держать вертикально во избежание попадания воды в гильзы и головку прибора. Включить вентилятор психрометра и примерно через 4 мин, когда стабилизируются показания термометров, записать их в протокол. По психрометрической таблице (прил. 4) определить относительную влажность воздуха.
3.1.3. Измерить скорость движения воздуха.
При использовании крыльчатых или чашечных анемометров необходимо предварительно записать суммарное показание трех шкал счетчика (центральная стрелка показывает единицы и десятки, стрелки мелких циферблатов — сотые и тысячные деления). Затем арретиром отключить счетчик от крыльчатки, сориентировать прибор в воздушном потоке так, чтобы ось крыльчатки была параллельна ему. После того как крыльчатка наберет обороты (примерно через 10—15 с), включить одновременно счетчик анемометра и секундомер, через 50—100 с остановить счетчик и секундомер. Записать конечные показания прибора. Разность между конечными и начальными отсчетами разделить на время измерения и определить число единиц шкалы, приходящееся на одну секунду. Затем по градуировочному графику прибора определить скорость движения воздуха. Для этого на вертикальной оси отложить число единиц шкалы в секунду, а на горизонтальной оси получить значение скорости в м/с.
При использовании шарового кататометра необходимо опустить его в подогретую до 60—70°С воду. После того как спирт заполнит 1/3 верхнего резервуара, кататометр вытереть насухо и подвесить на место измерения. Определить время охлаждения от 38 до 35°С. Замерить термометром в начале и конце опыта температуру воздуха (t1и t2), затем вычислить вспомогательную величину Q по формуле
36, 5 – (t1 + t2)
Q = .
Определить теплоотдачу кататометра Н по формуле H=F/T,
где F — фактор кататометра, мкал/см2, показывающий потери тепла с каждого см2 поверхности резервуара при охлаждении его с 38 до 35°С;
τ время охлаждения кататометра с 38 до 35°С, с.
Фактор наносится заводом-изготовителем на кататометр.
Определить соотношение H/Q и по соответствующей таблице (прил. 5) определить скорость движения воздуха.
3.1.4. Результаты вычислений и измерений занести в протокол испытаний.
Форма 1
Период года_____________________________
Вид работы по тяжести_________________________
Параметр | Прибор | Обозначе ние единицы измерения | Значение параметра | |
Измерен ное | Оптималь ное | |||
Температура воздуха Атмосферное давление Относитель- ная влажность Скорость движения воздуха Эквивалентно-эффективная температура | Использующиеся приборы задаются преподавателем | t, °С Р, Па мм рт. ст. Τ, , V, м/с tЭ, ˚С |
Занести в протокол оптимального значения параметров микроклимата для времени года и вида работ по заданию преподавателя в соответствии с ГОСТ 12.1005-88 (см. прил. 1) или санитарными правилами по устройству и содержанию общеобразовательных школ (№ 1186-а-74). Сделать заключение о соответствии измеренных параметров микроклимата оптимальным нормам.
3.2. Определить комплексное воздействие параметров микроклимата на организм человека методом, основанным на определении эквивалентно-эффективной температуры (ЭЭТ).
Определить ЭЭТ по номограмме (рис. 2), для чего отметить показания сухого и влажного термометров и соединить их прямой линией. Точка пересечения ее с кривой, соответствующей скорости воздуха, показывает величину ЭЭТ и ее положение относительно зоны комфорта. Если значение ЭЭТ находится
в пределах зоны комфорта, то весь исследуемый комплекс метеорологических условий обеспечивает нормальный тепловой обмен. Если значение ЭЭТ находится вне пределов зоны комфорта, то по номограмме определяются пути создания комфортных условий. Это достигается изменением одного или нескольких параметров микроклимата.
Пределы изменения ЭЭТ, соответствующие зоне комфорта, равны:
— для легкой работы — 17,2—21,7°С;
— для работы средней тяжести — 16,2—20,7°С;
— для тяжелого труда — 14,7—19,2°С.
Приведенная номограмма не учитывает воздействия лучистого тепла.
Пример пользования номограммой
Пусть требуется определить по величине ЭЭТ комплексное воздействие на человека, выполняющего легкую работу в помещении, следующих измеренных параметров микроклимата: температуры воздуха по сухому термометру 20°С, по влажному 18°С, при скорости движения воздуха 2 м/с. Отложив показания сухого и влажного термометров на соответствующих шкалах, соединяем их прямой линией. Точка пересечения этой линии с V=2 м/с соответствует ЭЭТ 15,5°С. Эта ЭЭТ, например для легких работ, находится ниже зоны комфорта. Следовательно, исследуемое сочетание параметров не дает оптимальных тепловых ощущений. Для приведения параметров к зоне комфорта следует снизить в рабочей зоне скорость движения воздуха до 1 м/с и менее, или повысить температуру до 22°С по показаниям сухого термометра при неизменных показаниях влажного термометра (т. е. уменьшить относительную влажность воздуха).
Содержание отчета
В отчете о проделанной работе необходимо указать название и цель работы; описать параметры, входящие в понятия «метеорологические условия», привести их оптимальные нормы в учебных помещениях: перечислить приборы, применяемые для определения параметров микроклимата; заполнить таблицу протокола испытаний и сделать заключение о соответствии измеренных параметров микроклимата оптимальным нормам; указать пути создания комфортных условий в учебном помещении, если полученное сочетание параметров микроклимата их не обеспечивает для заданного вида работ.
5. Заданиедля учебно-исследовательской работы студентов
5.1. Определить по номограмме эквивалентно-эффективных температур для полученного сочетания параметров микроклимата в помещении значение каждого параметра, на которое необходимо его изменить при фиксированных значениях двух других параметров, для приведения метеорологических условий к зоне комфорта для всех категорий работ по степени тяжести. Указать, например, на какую величину нужно изменить скорость движения воздуха (V) при фиксированных значениях температуры (t) и относительной влажности воздуха (r) для приведения параметров к зоне комфорта при выполнении легких работ, работ средней тяжести и для тяжелого труда. Затем такой же анализ провести для двух других параметров: температуры и относительной влажности воздуха.
5.2. Указать возможные технические мероприятия и устройства, которые нужно использовать для приведения параметров микроклимата к зоне комфорта (практическая реализация рекомендаций пункта 1-го задания).
5.3. Для одной из категорий работ, например для легкого труда, построить графики зависимостей ∆t=f(t) при r=const, V=const; ∆t=f(r) при t=const, V=const; ∆t=f(V) при t=const, r=const, где ∆t=tэ'—tэ, t'э — ЭЭТ, полученная по номограмме конкретного сочетания параметров микроклимата; tэ = ЭЭT, соответствующая зоне комфорта для данной категории работ.
На рис. 3 показан пример графика функции t=f(V) для сочетания параметров, представленного выше в примере пользования номограммой ЭЭТ. Принято tэ=17,2°C, соответствует легкому труду.
В тех случаях, когда кривая не пересекает ось абсцисс, т. е. пределы изменения к зоне комфорта, необходимо предварительно изменить величину другого параметра для приближения условий к зоне комфорта.
Рис. 3. График зависимости ∆t=f(v)
Контрольные вопросы
1) Дайте определение микроклимата производственных помещений.
2) Что называется рабочей зоной?
3) Перечислите параметры микроклимата и дайте им определение.
4) В чем разница между абсолютной и относительной влажностью?
5) На какие категории подразделяются физические работы по степени тяжести?
6) Как влияют различные метеорологические условия на теплообмен человека с окружающей средой?
7) Что такое оптимальные метеорологические условия и чем они отличаются от допустимых?
8) Назовите оптимальные значения нормируемых параметров микроклимата в различных учебных помещениях общеобразовательных школ.
9) Что представляет собой эквивалентно-эффективная температура? Что с ее помощью определяют?
10) Каким образом достигается выполнение нормальных требований к метеорологическим условиям? Какие устройства используются для обеспечения оптимальных значений параметров микроклимата?
11) Какие вы знаете приборы, использующиеся для определения параметров микроклимата?
12) Показания какого термометра больше: сухого или влажного? Могут ли их показания быть равными?
13) Какие Недостатки при определении влажности присущи психрометру без вентилятора в сравнении с аспирационным психрометром?
14) Для измерения каких параметров предназначены термометры и кататометры?
15) Расскажите о принципе действия и значении актинометров.