Экономическая активность населения

  I квартал 2011г. II квартал 2011г. Июнь Июль Июль к июню 2011г. (+,-)
Тыс.человек          
Экономически активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила)
занятые1)
безработные
_______________ 1) С учетом лиц, отнесенных к занятым на основе ответов на дополнительные уточняющие вопросы, введенные в анкету обследования, начиная с 2011 года. В июле 2011 г. в численность занятого населения дополнительно были включены 514 тыс.человек (из них 98 тыс.человек без учета дополнительных вопросов были бы классифицированы как безработные, а 416 тыс.человек - как экономически неактивные).
В процентах          
Уровень экономи- ческой активности(экономически актив- ное население к чис- ленности населения в возрасте 15-72 лет) 67,7 68,3 68,6 69,1 0,5
Уровень занятости (занятые к численно- сти населения в возрасте 15-72 лет) 62,6 63,8 64,4 64,6 0,2
Уровень безработицы (безработные к численности эконо- мически активного населения) 7,5 6,6 6,1 6,5 0,4
           

По сравнению с июнем 2011 г. численность занятого населения увеличилась на 199 тыс. человек или 0,3%, численность безработных за этот период увеличилась на 401 тыс.человек или на 8,7%. Рост численности безработных в июле 2011 г. по сравнению с июнем 2011 г. вызван выходом на рынок труда выпускников учебных заведений. Так, в июле 2011 г. доля лиц в возрасте 15-19 лет среди безработных составила 8,6% и была выше, чем в июне 2011 г. на 2,2 процентных пункта. Доля лиц в возрасте 20-25 лет - 21,9%, выше, чем в июне 2011 г. на 1,3 процентных пункта. Доля лиц, не имеющих опыта работы, увеличилась на 4,4 процентных пункта.

По сравнению с июлем 2010 г. численность занятого населения выросла на 253 тыс.человек, численность безработных сократилась на 233 тыс.человек, или на 4,4% (в сопоставимой методологии).

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,6 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце июля 2011 г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1384 тыс.человек.

Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 64,7%безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в июле 2011 г. составила 33,1%, среди безработных женщин - 38,0%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.

Экономическая активность населения - student2.ru

Безработица по полу и месту проживания. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в июле 2011 г. составила 46,1%, доля городских жителей - 64,3%.

Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В июле 2011 г. это превышение составляло 1,6 раза.

Уровень безработицы по полу и месту проживания

в процентах

  Всего Мужчины Женщины Городское население Сельское население
2011 г.          
Январь 7,8 8,4 7,1 6,5 11,4
Февраль 7,6 8,3 6,8 6,3 11,2
Март 7,1 7,9 6,3 6,2 10,0
Апрель 7,2 7,9 6,5 5,9 11,0
Май 6,4 6,6 6,2 5,3 9,5
Июнь 6,1 6,4 5,7 5,2 8,5
Июль 6,5 6,9 6,2 5,6 9,2
           

Возрастной состав безработных.Средний возраст безработных в июле 2011 г. составил 34,1 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 30,5% (в июне 2011 г. - 27,0%), в том числе в возрасте 15-19 лет - 8,6%, 20-24 лет - 21,9%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (33,4%) и 20-24 лет (13,8%). По сравнению с июнем 2011 г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет увеличился на 2,8 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - на 0,9 процентного пункта.

Экономическая активность населения - student2.ru

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в июле 2011 г. составил 16,5%, в том числе среди городского населения - 16,0%, среди сельского населения - 17,6%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,3 раза, в том числе среди городского населения - 3,9 раза, сельского населения - 2,3 раза.

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 37,0% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 30,1% безработных (застойная безработица).

Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 35,2%, среди городских - 27,2%.

Наличие опыта работы. В численности безработных 32,7% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В июле 2011 г. их численность составила 1,6 млн.человек (в июне 2011 г. - 1,3 млн.человек, или 28,3%). В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 22,7% составляет молодежь до 20 лет, 45,8% - от 20 до 24 лет, 16,6% - 25-29 лет.

В июле 2011 г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 19,9%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 22,0%.

Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

Экономическая активность населения - student2.ru

Данные по субъектам Российской Федерации приведены в приложении.

В целях повышения представительности данных об экономической активности населения показатели занятости и безработицы по субъектам Российской Федерации приводятся в среднем за три последних месяца.

Приложение

Экономическая активность населения в возрасте 15-72 лет(по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости в среднем за май - июль 2011 г.)

  Экономи- чески активное население, тыс. человек В том числе Уровень экономи- ческой активности населения, в % Уровень занятости, в % Уровень безрабо- тицы, в %
занятые безра- ботные
Российская Федерация 76183,3 71356,9 4826,4 68,7 64,4 6,3
Центральный федеральный округ 20286,7 19487,1 799,6 69,3 66,6 3,9
Белгородская область 767,2 733,3 33,9 63,9 61,1 4,4
Брянская область 643,6 594,3 49,3 64,5 59,5 7,7
Владимирская область 770,7 733,3 37,4 69,0 65,6 4,8
Воронежская область 1142,9 1066,8 76,1 64,8 60,5 6,7
Ивановская область 555,9 519,9 36,0 66,6 62,3 6,5
Калужская область 548,1 525,2 22,9 69,8 66,9 4,2
Костромская область 373,7 359,5 14,2 70,1 67,4 3,8
Курская область 593,3 555,9 37,4 66,7 62,5 6,3
Липецкая область 611,5 581,2 30,3 67,8 64,4 5,0
Московская область 3809,1 3677,0 132,1 71,1 68,6 3,5
Орловская область 401,9 378,7 23,2 63,5 59,8 5,8
Рязанская область 562,6 520,9 41,7 62,8 58,2 7,4
Смоленская область 513,2 465,7 47,5 67,6 61,3 9,3
Тамбовская область 538,3 504,8 33,5 63,6 59,6 6,2
Тверская область 721,7 678,0 43,6 68,8 64,7 6,0
Тульская область 806,7 772,7 34,1 67,0 64,2 4,2
Ярославская область 704,8 675,5 29,3 68,8 65,9 4,2
г.Москва 6221,4 6144,4 77,0 73,4 72,5 1,2
Северо-Западный федеральный округ 7562,2 7181,8 380,5 71,1 67,5 5,0
Республика Карелия 366,1 328,1 38,1 67,9 60,8 10,4
Республика Коми 533,1 495,0 38,2 70,4 65,4 7,2
Apxaнгельская область 682,7 639,0 43,7 69,4 65,0 6,4
в том числе Ненецкий авт.округ 23,5 21,5 2,0 73,2 66,9 8,5
Вологодская область 651,9 600,2 51,7 69,5 64,0 7,9
Калининградская область 539,2 493,2 45,9 72,2 66,0 8,5
Ленинградская область 924,1 892,8 31,2 71,1 68,7 3,4
Мурманская область 504,9 462,9 42,0 73,9 67,7 8,3
Новгородская область 347,5 335,7 11,8 70,3 67,9 3,4
Псковская область 359,4 326,1 33,4 67,5 61,3 9,3
г.Санкт-Петербург 2653,3 2608,8 44,5 72,4 71,2 1,7
Южный федеральный округ 7060,6 6580,1 480,6 66,0 61,5 6,8
Республика Адыгея 210,5 193,0 17,5 61,7 56,6 8,3
Республика Калмыкия 143,7 124,2 19,5 66,8 57,8 13,6
Краснодарский край 2558,7 2414,1 144,6 63,8 60,2 5,7
Астраханская область 538,0 490,2 47,8 69,2 63,1 8,9
Волгоградская область 1366,9 1274,1 92,8 67,6 63,0 6,8
Ростовская область 2242,9 2084,5 158,4 67,4 62,7 7,1
Северо-Кавказский федеральный округ 4490,7 3865,1 625,6 65,7 56,5 13,9
Республика Дагестан 1328,6 1171,8 156,8 67,1 59,2 11,8
Республика Ингушетия 248,4 127,5 120,9 67,4 34,6 48,7
Кабардино-Балкарская Республика 416,5 376,6 39,8 60,1 54,4 9,6
Карачаево-Черкесская Республика 207,8 188,2 19,6 64,5 58,5 9,4
Республика Северная Осетия - Алания 353,1 330,3 22,7 66,9 62,6 6,4
Чеченская Республика 550,5 361,7 188,8 65,9 43,3 34,3
Ставропольский край 1385,9 1309,0 77,0 65,7 62,0 5,6
Приволжский федеральный округ 16189,7 15180,2 1009,6 68,9 64,6 6,2
Республика Башкортостан 2141,3 1993,0 148,3 69,0 64,2 6,9
Республика Марий Эл 371,7 340,0 31,8 68,0 62,2 8,5
Республика Мордовия 463,7 440,8 23,0 71,0 67,5 5,0
Республика Татарстан 2025,5 1940,0 85,5 69,1 66,2 4,2
Удмуртская Республика 864,9 811,2 53,7 73,1 68,5 6,2
Чувашская Республика 686,3 636,1 50,2 69,1 64,1 7,3
Пермский край 1432,9 1321,1 111,8 68,4 63,1 7,8
Кировская область 750,3 685,6 64,6 69,1 63,2 8,6
Нижегородская область 1791,5 1658,3 133,2 69,0 63,9 7,4
Оренбургская область 1123,7 1065,5 58,2 68,4 64,8 5,2
Пензенская область 685,5 649,1 36,4 63,2 59,8 5,3
Самарская область 1765,3 1679,2 86,1 70,1 66,7 4,9
Саратовская область 1375,1 1295,7 79,5 67,7 63,8 5,8
Ульяновская область 711,9 664,5 47,4 69,0 64,4 6,7
Уральский федеральный округ 6724,8 6276,1 448,7 69,9 65,3 6,7
Курганская область 476,7 426,4 50,3 65,2 58,4 10,5
Свердловская область 2388,4 2229,4 159,0 69,5 64,8 6,7
Тюменская область 1936,2 1824,8 111,4 71,4 67,3 5,8
в том числе: Ханты-Мансийский авт.округ - Югра 903,1 845,7 57,4 73,5 68,8 6,4
Ямало-Ненецкий авт.округ 330,5 319,4 11,1 76,0 73,5 3,4
Челябинская область 1923,5 1795,5 128,0 70,4 65,7 6,7
Сибирский федеральный округ 10316,5 9471,2 845,3 67,8 62,3 8,2
Республика Алтай 104,9 90,7 14,2 68,5 59,3 13,5
Республика Бурятия 463,2 419,0 44,2 63,7 57,6 9,5
Республика Тыва 144,5 121,1 23,4 64,4 54,0 16,2
Республика Хакасия 280,6 260,8 19,8 67,2 62,5 7,0
Алтайский край 1285,0 1164,8 120,3 66,2 60,0 9,4
Забайкальский край 540,9 481,5 59,4 63,8 56,8 11,0
Красноярский край 1557,2 1477,1 80,1 68,3 64,7 5,1
Иркутская область 1317,8 1188,5 129,3 68,2 61,5 9,8
Кемеровская область 1490,9 1361,0 129,8 67,9 62,0 8,7
Новосибирская область 1470,2 1355,6 114,6 70,7 65,2 7,8
Омская область 1135,8 1071,1 64,7 72,1 68,0 5,7
Томская область 525,6 480,0 45,6 63,4 57,9 8,7
Дальневосточный федеральный округ 3551,9 3315,3 236,6 69,4 64,8 6,7
Республика Саха (Якутия) 498,9 460,6 38,3 69,5 64,1 7,7
Камчатский край 204,8 192,1 12,7 73,2 68,7 6,2
Приморский край 1083,6 1006,7 76,9 67,9 63,1 7,1
Хабаровский край 766,9 722,1 44,8 68,2 64,3 5,8
Амурская область 473,8 448,0 25,8 70,0 66,1 5,5
Магаданская область 103,1 98,6 4,5 78,2 74,8 4,4
Сахалинская область 294,9 271,3 23,6 71,8 66,0 8,0
Еврейская авт.область 94,1 86,1 8,1 64,6 59,1 8,6
Чукотский авт.округ 31,8 30,0 1,8 83,2 78,5 5,6
______________________ В отдельных случаях незначительные расхождения между итогом и суммой слагаемых объясняются округлением данных.

Российская безработица быстро снижается и уже достигла докризисного уровня. Обозреватель "Власти" Сергей Минаев считает это результатом усилий властей США и еврозоны по борьбе с безработицей в собственных странах.
Неделю назад Росстат подвел итоги обследования ситуации с безработицей в России в апреле 2012 года. Ситуация оказалась чрезвычайно благоприятной: если в апреле 2011 года уровень безработицы составлял 7,2% экономически активного населения, а в марте нынешнего года — 6,5%, то в апреле безработных на российском рынке труда было уже 5,8%. Таким образом, сейчас она ниже тех 6,3%, которые были в 2008 году до кризиса. Здесь следует пояснить, как считается уровень безработицы в России и в других странах. Безработными признают не всех тех, кто не имеет работы или доходного занятия, а тех, кто искал место в течение нескольких месяцев, а получив предложение, готов приступить к работе в течение недели. Те, кто работу не искал (например, потому что отчаялся), безработными не считаются. Все занятые и безработные составляют экономически активное население: его в России в апреле насчитывалось 75,2 млн человек (53% от общего населения). Количество безработных составляло 4,4 млн человек.
По сравнению с мартом занятость в апреле увеличилась на 1064 тыс. человек, или на 1,5%, а численность безработных уменьшилась на 502 тыс. человек, или на 10,3%. А по сравнению с апрелем 2011 года занятого населения стало больше на 1143 тыс. человек, или на 1,6%, а безработных меньше на 1039 тыс. человек, или на 19,2%. Не исключено, конечно, что численность безработных уменьшилась потому, что кто-то отчаялся найти работу и выпал из категории экономически активных граждан. Но так как увеличение количества занятых значительно превышает уменьшение количества безработных, скорее всего, очень многие граждане, прежде не имевших работы, действительно ее нашли. Надо заметить, что в России имеются и официально зарегистрированные безработные, которые состоят на учете в службе занятости (и соответственно, ищут работу через эту службу), но их в 3,5 раза меньше, чем фактически безработных. К концу апреля в службе занятости стояли на учете 1254 тыс. человек. Поиск работы через эту службу был более популярен среди женщин (так поступало 35,6% безработных женщин), чем среди мужчин (28,9%). В основном российские безработные ищут и находят работу через родственников, друзей и знакомых, причем этот способ становится все более распространенным: в апреле прошлого года так поступало 55,5% безработных, а в апреле нынешнего — уже 59,5%. Кроме того, все больше российских граждан ищут работу через интернет (год назад — 22,7%, в нынешнем апреле — 29,8%). Разумеется, когда речь идет о снижении безработицы, имеются в виду все трудоспособные граждане в возрасте от 15 до 72 лет. Но в России, как в других странах, на рынке труда очень многое зависит от возраста. Средний возраст российского безработного составляет 35,2 года; среди безработных молодые люди до 25 лет составляют 28,1%, в том числе в возрасте 15-19 лет — 5,4%, 20-24 лет — 22,7%. Среди граждан 15-19 лет и 20-24 лет безработица не просто высокая: соответственно 32,7% и 13,9%. Она еще и растет: соответственно на 4,0 и 0,3 процентного пункта за год. В целом в России безработица граждан в возрасте до 24 лет более чем в три раза превышает безработицу граждан в возрасте от 30 до 49 лет. Российские работодатели предпочитают молодежь не нанимать. Среди безработных в России все больше тех, кто увольняется с прежнего места работы по собственному желанию, и все меньше тех, кто оставил место работы в связи с сокращением штатов, ликвидации организации или собственного дела. В апреле нынешнего года доля оставшихся без работы не по собственному желанию в общем числе безработных составила 17,9%, а по собственному — 27,6% (в апреле 2011 года — соответственно 21,6% и 22,9%). Таким образом, можно считать, что экономический спад, вызванный кризисом 2008-2009 года, продолжает преодолеваться. Потому что именно для спада типично принудительное увольнение, а для подъема — увольнение по собственному желанию. Ведь в этом случае ясно, что увольняющийся все-таки надеется найти себе новую работу. Как бы то ни было, российская безработица с начала 2010 года демонстрирует устойчивое и довольно значительное сокращение (см. график "Безработица в России" ниже). В период мирового финансового кризиса в России, как и во всех других странах, именно безработица стала наиболее ярким проявлением происшедшего: она выросла с 6,3% экономически активного населения в 2008 году сразу до 8,4% в 2009 году. В США рост был еще значительнее: с 5,8% до 9,3%. Однако в 2010 году российская безработица сократилась до 7,5%, а в США, наоборот, еще более выросла и достигла 9,6% (см. график "Как менялся уровень безработицы в разных странах" ниже). Как отмечал в начале 2011 года МВФ, "на рынке труда США кризис преодолеть к началу 2011 года так и не удалось. После того как в 2008-2009 годах было уволено 8,5 млн работников, в 2010 году было нанято всего 1,5 млн работников. Пакет мер по бюджетному стимулированию экономики, одобренный в середине декабря 2010 года, способен добавить к темпам роста 0,5 процентных пункта. Однако в 2011 году увеличение мировых цен на нефть будет тормозить экономический рост в США, и эти цены сами по себе способны свести на нет эффект от небывало мягкой денежной политики ФРС. Безработица будет оставаться высокой". В 2011 году американская ФРС приступила к борьбе с безработицей с помощью печатного станка. Выступая перед американским Конгрессом в апреле того года, глава ФРС Бен Бернанке подчеркнул: "Так как безработица не снижается, все сомневаются, что американская экономика продолжит восстановление. Обычно в таких условиях ФРС снижает процентную ставку. Однако уже с декабря 2008 года она является нулевой, так что дальше снижать ее некуда. На первый план выходит новый метод денежного стимулирования — покупка ФРС долгосрочных облигаций американского правительства. Конечно, покупка долгосрочных облигаций является менее привычным средством проведения стимулирующей денежной политики, чем снижение процентной ставки. Однако эти два подхода в схожи в том, как они действуют на экономику. Когда ФРС покупает долгосрочные облигации американского правительства, оно сразу снижает их доходность, так как увеличивает спрос на них и тем самым воздействует на ставку по долгосрочным кредитам в экономике непосредственно, а не через краткосрочные кредиты. Как в случае со снижением процентной ставки, покупка долгосрочных облигаций приводит к улучшению финансового положения граждан, расширению их потребительских расходов и, следовательно, стимулирует рост производства и занятости". К июню 2011 года ФРС завершила операцию с облигациями, купив их на $600 млрд за свеженапечатанные доллары. Эффекта это не дало: в августе в американской экономике вовсе не было создано новых рабочих мест. ЕЦБ также решил бороться с безработицей путем печатания денег: в конце прошлого года и начале нынешнего он раздал европейским банкам ?1 трлн, чтобы те могли кредитовать производство, создавая рабочие места. А в результате сейчас безработица в ЕС достигла рекордных 11% экономически активного населения. Вместо того чтобы создавать рабочие места, напечатанные доллары и евро направились на финансовые рынки, прежде всего нефтяной. В результате за прошлый год мировые нефтяные цены выросли на 19% и сейчас продолжают оставаться сверхвысокими. Если в США и ЕС предприниматели не желают нанимать новых работников, полагая что состояние экономики в их странах очень плохое (в том числе из-за высоких мировых цен на нефть), то в России ситуация противоположная. Предприниматели готовы создавать рабочие места, полагая, что состояние экономики совсем неплохо, прежде всего из-за высоких цен на нефть. Таким образом, возник парадокс: борясь с безработицей в своих странах, американцы и европейцы страны побороли не свою, а российскую безработицу. Разумеется, безработица в России отличается от ведущих индустриальных стран. Там безработные предпочитают регистрироваться в органах занятости, получают значительное пособие. Благодаря системе, введенной в период мирового финансового кризиса, пособие платят в течение длительного времени. Поэтому у западных безработных нет нужды вешать на шею табличку "Согласен на любую работу", широко известную по фотографиям времен Великой депрессии в США 1930-х годов, которые с удовольствием воспроизводила советская печать. Предприниматели в США и Европе прекрасно знают, что должны будут, нанимая новых работников, предложить им приличную зарплату. А российские работодатели — что приличную зарплату можно не предлагать: новые работники согласятся на любую.

Экономическая активность населения - student2.ru

Рис. Изменение безработицы в России и других странах

Заключение

В ходе написания данного реферата были сделаны следующие выводы: Категории занятости и безработицы занимают одно из важнейших мест в анализе рынка труда. Занятость населения определяет уровень и качество жизни как отдельных граждан, так и общества в целом. Существует множество видов безработицы, которые объединяются экономистами в три основных типа: фрикционную, структурную, циклическую.

Российский рынок труда имеет свои особенности. Например в России безработица измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости, но из-за низких пособий по безработице, люди не спешат регистрироваться. Низкие пособия способствуют сохранению невысокого официального уровня безработицы.

Таким образом, реальный уровень безработицы занижен, что происходит в связи с действующей системой регистрации безработицы, чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда.

В этой связи особую роль играет составление региональных программ занятости, на основе которых возможно прогнозирование ситуации и выработка системы мероприятий, смягчающих негативные последствия ее неблагоприятного развития. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ - соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости.

Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.

Список использованной литературы.

1. Авраамов А.И., Райгородская В.С. «Нормирование труда в дорожном хозяйстве», Москва: МАДИ (ГТУ). 2002 од.

2. «Технология и организация строительства автомобильных дорог» //Под редакцией Горелышев Н.В., Москва: Транспорт. 1992 год.

3. «Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы: сборник Е2, часть1 «Механизированные и ручные земляные работы»». 1989 год.

4. «Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы: сборник Е17 «Строительство автомобильных дорог». 1989 год.

5. «Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы: сборник Е20 «Ремонтно – строительные работы»». 1989 год.

[ii] Экономическая теория: учеб. для вузов под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. 3-е изд. СПб., 2001

Наши рекомендации