Охрана труда на морском и речном флоте
Организация рабочих мест.
Организация любого трудового процесса на судах должна предусматривать необходимые мероприятия, обеспечивающие безопасность работающих и соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003—74 и ОСТ 15.210—79. Правильно организовать рабочие места и провести расстановку рабочей силы, а также обеспечить всех работающих спецодеждой и необходимыми индивидуальными защитными средствами — одна из главных обязанностей администрации судна. К основным мероприятиям по организации рабочих мест относятся: обеспечение безопасного доступа к рабочему месту, а в случае эвакуации — к спасательным средствам; обеспечение правильной передачи команд и распоряжений; оптимальная для данных условий компоновка рабочего места; устройство необходимых ограждений, защитных устройств, надписей, обеспечение работающих соответствующим инструментом, приспособлениями и такелажем; осуществление специальных мероприятий в зависимости от специфики работ.
Полы на тех рабочих местах, где по роду работ может быть скользко, должны иметь рифленую или ячеистую поверхность.
Площадки, расположенные на открытых палубах, в рыбце-хах, продолжительность работ на которых превышает 1 ч, в холодное время года покрывают материалом с низким коэффициентом теплопроводности (деревянные рыбинсы, маты).
Рациональная планировка рабочего места предполагает, прежде всего установление удобных и безопасных зон для выполнения трудовых операций и соответствующее размещение всего необходимого для работы оборудования.
Приспособления устанавливаются на палубе или стеллажах так, чтобы при качке судна, толчках или вибрации они не опрокидывались. Все тяжелые запасные части, приспособления надежно крепятся в положении по-походному в предусмотренных для этого на судне местах.
Рабочие места нельзя размещать в опасных зонах. Эти зоны по характеру действия опасных факторов определяются временем и размерами, а следовательно, могут быть как стационарными, так и нестационарными (условными), т. е. изменяющимися в размерах в зависимости от времени и характера действия опасного фактора.
Администрация судна, организуя работу вблизи опасных зон, обязана проверить наличие необходимых оградительных и защитных устройств, знаков и надписей. При отсутствии или неисправности постоянных ограждений устанавливаются временные ограждения. Согласно правилам техники безопасности ограждения устанавливаются на все открытые проемы в палубах, на рабочих местах, площадках, проходах, расположенных не выше 0,5 м. Кроме того, ограждаются все движущиеся части оборудования, а также тросы, расположенные в проходах и вблизи рабочих мест, места возможного прорыва горячей воды, пара, ядовитого газа и разброса твердых частиц.
Ограждения проемов и площадок, расположенных на высоте, должны отвечать требованиям ГОСТ 122.062—81 и устраиваться таким образом, чтобы исключить возможность травмирования работающих.
При организации рабочих мест необходимо осуществлять дополнительные мероприятия, связанные с особенностью работ, например санитарно-гигиенические и эстетические, противопожарные, спасательно-профилактические, при работе за бортом судна или на высоте, в штормовых условиях и др.
Правила передвижения экипажа по судну.
Поступающий на судно член экипажа должен быть ознакомлен с особенностями конструкции судна, судовых устройств, правилами поведения при переходе по палубам, коридорам, трапам, в стесненных и опасных местах.
Для безопасности членам судовой команды правилами не разрешается бежать по проходам и трапам, прыгать и шагать через несколько ступеней, съезжать по поручням, за исключением случаев сбора экипажа по тревоге. Люди, проходящие по трапам, должны держаться за поручни. При передвижении по вертикальным трапам должны соблюдаться правила непрерывной опоры на три точки. Нельзя ходить в нерабочей обуви в пищеблоке и других служебных помещениях, а также спускаться по трапам в трюмы, шахты и танки.
При движении по трапу не допускается скопления людей, причем уступается дорога комсоставу по старшинству или идущему сверху.
Особое внимание при обучении членов экипажа должно быть уделено умению обращаться с металлическими водонепроницаемыми дверями. Во избежание травм рук и ног, особенно во время качки судна, следует открывать двери двумя руками, одновременно отдавая обе задрайки. Переступить порог нужно тогда, когда под влиянием крена дверь легко пойдет в сторону накренившегося борта. Необходимо также постоянно следить за исправностью задраек, резиновых прокладок дверей, люков и наличием на них стопорных устройств достаточной прочности.
Правилами техники безопасности запрещается ходить по бортовым решеткам, планширю и сидеть на нем независимо от состояния погоды.
Контроль за состоянием проходов, трапов, сходней, палуб, а также за исправностью дверей и ограждений должен осуществляться повседневно вахтенной службой.
Командный состав судна обязан следить за тем, чтобы все помещения в темное время суток и не освещенные естественным светом, а также проходы, коридоры, шахты, трюмы, бытовые и служебные помещения были постоянно обеспечены искусственным светом.
Работа с якорным устройством.
Одним из основных и ответственных устройств на судне является якорное. От его состояния и обслуживания во многих случаях зависит сохранность судна, груза и безопасность людей, поэтому администрация судна обязана следить за техническим состоянием якорного устройства, в частности за действием вертлюгов и стопоров, и соблюдением правил техники безопасности при его эксплуатации.
Выполнение работ по подъему и отдаче якоря следует производить только с разрешения капитана или его вахтенного помощника лицом, имеющим допуск к обслуживанию якорного устройства.
Перед отдачей якоря необходимо освободить цепь (ленточный стопор на брашпиле должен быть закреплен, муфта сцепления брашпиля — разведена) и снять палубный стопор. Если брашпиль (шпиль) имеет ручной привод, надо снять его рукоятку, так как во время работы она может нанести травму. Следует также перед отдачей якоря разнести буйреп шлагами (или вытравить его за борт), а буек (томбуй) подготовить к безопасной отдаче (на планшире, киповой планке) и проследить за тем, чтобы при отдаче якоря на воде не было шлюпок, плотиков и т. п.
При отдаче якоря матросу нужно стоять у стопора брашпиля сбоку, не наклоняясь к нему близко; опасно находиться на линии движения якорной цепи и у клюзов.
При работе с якорным устройством необходимо соблюдать следующие меры предосторожности: при стопорении стравливаемой якорной цепи следить, чтобы на барабане брашпиля не оказалось соединительной скобы, что может повлечь разрыв якорной цепи: если при подъеме якоря произойдет заедание якорной цепи, зажатую в брашпиле цепь надо освобождать ходом брашпиля (руками — опасно); освобождать якорь от запутанного троса или якорной цепи необходимо с палубы судна баграми; все работы с якорной цепью должны производиться только при помощи специальных крючков; при подъеме буйка из воды необходимо поднимать его багром, стоя за фальшбортом (леерным ограждением).
Правилами по технике безопасности запрещается: разобщать муфту сцепления брашпиля, не убедившись в надежности крепления ленточного стопора, во время отдачи (подъема) якоря находиться на линии движения якорной цепи; становиться ногой на набитую (натянутую) якорную цепь; работать брашпилем при очистке якоря; после подъема оставлять якорь закрепленным только на ленточных стопорах; якорную цепь необходимо крепить стопорами.
Правилами не допускается нахождение людей в цепном ящике в момент отдачи якорей. Все работы с якорной цепью как в цепном ящике, так и на палубе следует выполнять только при помощи специальных крючьев. При стоянке судна у причала, в доке, а также на ходу якорные цепи должны быть застопорены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 «Судовые электроприводы и электродвижение судов» К.А. Чекунов, Ленинград,,Судостроение” 1969.
2 «Судовые электроприводы», Богословский и др. 1976.
3 «Правила эксплуатации судового электрооборудования» 1987.
4 «Судовые электроэнергетические системы» Г.С.Яковлев, Ленинград 1967.
5«Справочник судового электротехника» Г.И.. Китаенко 1980. том 2.