Дидактические функции педагогических тестов
По дисциплине Методика профессионального обучения »
Студент группы ______Сайгушев А.М.. (фамилия, имя, отчество) | |||
Руководитель доцент, к.п.н. Зацепина О.В должность (фамилия, имя, отчество) | «_15_» _сентября_ 2012г. (дата выдачи задания) | ||
Тема курсовой работы ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ | |||
Содержание курсовой работы
Разделы разработки | Сроки выполнения |
Список литературы | 25 сентября |
Введение, содержание | 9 октября |
Глава 1 | 6 ноября |
Глава 2 | 29 ноября |
Заключение | 18 декабря |
Срок сдачи работы «»2012 г.
Руководитель __________________ (подпись) | Студент _________________ (подпись) |
Содержание
Введение....................................................................................................................................................... 5
1. 1. Теоретические основы разработки тестовых заданий..................................................................... 6
1.1 Дидактические функции педагогических тестов......................................................................... 6
1.2 Требования к тестовым заданиям.................................................................................................. 9
1.3 Классификация тестовых заданий............................................................................................... 12
1.4 Тестовые задания закрытого типа................................................................................................. 15
1.5 Тестовые задания открытого типа................................................................................................ 21
2. Методическая разработка темы: «Microsoft Excel»............................................................................ 23
2.1 Назначение и место предмета «Программное обеспечение персонального компьютера» в структуре подготовки операторов ЭВМ.............................................................................................................. 23
2.2 Дидактический анализ темы «Microsoft Excel»........................................................................... 25
2.3 Фрагмент перспективно-тематического плана по теме: «Microsoft Excel»............................. 27
2.4 Планы уроков по теме «Microsoft Excel»..................................................................................... 28
2.5 Конспект урока 14/3 по теме «Относительные и абсолютные адреса в MS Excel»................ 36
2.6 Методические указания к уроку................................................................................................... 40
Список литературы .................................................................................................................................. 42
Введение
Изменения, происходящие в системе образования России, приводят к необходимости пересмотра существующих методов, форм и средств обучения с целью выявления наиболее оптимальных среди них. В настоящее время широкое распространение получают такие нетрадиционные для отечественного образования формы обучения и контроля как педагогические тесты. Однако при применении тестов педагоги сталкиваются с множеством проблем. Проблемы связаны с малым количеством методической литературы, которая позволила бы педагогу самому научиться составлять тесты, отвечающие определенным требованиям. Это приводит к тому, что педагог, не обладая достаточной теоретической базой, начинает сам составлять тесты, которые оказываются в итоге недостаточно качественными.
Цель курсовой работы: изучение и применение на практике методики разработки тестовых заданий. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) выявить дидактические функции педагогических тестов;
2) определить требования, предъявляемые к тестовым заданиям;
3) дать классификацию тестовым заданиям, рассмотреть их формы и виды;
4) спроектировать 3 урока по дисциплине «Информатика».
Теоретические основы разработки тестовых заданий
Дидактические функции педагогических тестов
Предыстория тестов уходит далеко в прошлое. Первые тесты чаще всего использовались для измерения индивидуальных различий между людьми в области физиологических возможностей организма и психических свойств личности. Их появление связывают с именами английского психолога Гальтона Ф. и американского психолога Каттела Дж. Именно им принадлежит первое определение понятия "тест". Крупный шаг в развитии тестирования был сделан французским психологом Бине А., который в 1905 г. разработал серию тестов по изучению особенностей мышления, диагностике умственного развития детей. После этого тесты все чаще начинают применяться, причем не только в психологии, но и в педагогике. В связи с этим возникла необходимость разделения тестов на педагогические и психологические. Это было сделано в начале 20 в. Макколом В.А. В нашей стране появление понятия педагогический тест связывают с именами Костюка Г.С., Аванесова B.C., Майорова А.Н. и др. [7]
Если изначально задача тестов — контроль уровня достижений учащихся, то сейчас тесты довольно успешно используются и для обучения тестируемых.
Под педагогическим тестом будем понимать систему тестовых заданий, создаваемую с целью выявления специальных способностей учащихся; измерения уровня знаний; оценивания результатов, достигнутых ими в процессе обучения; определения их профессиональной пригодности; различных личностных характеристик.
Пак Н.И. и Филиппов В.В. определяют тест как набор взаимосвязанных тестовых заданий, позволяющий дать оценку соответствия знаний ученика экспертной модели знаний предметной области и отвечающий следующим требованиям: 1) технологичность и экономичность по использованию; 2) легитимность. [7]
По определению Аванесова В.С., «тест определяется как система заданий возрастающей трудности, позволяющая эффективно измерить уровень и качественно оценить структуру подготовленности учащихся». [1]
Майоров А.Н. определяет тест как «инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности». А тестовое задание – «основная составляющая часть теста, которая состоит из инструкции для учащихся, текста задания (вопроса), имеет однозначный правильный ответ и может быть охарактеризован набором показателей». [5, 14]
Педагогический тест несет в себе широкий спектр дидактических функций, основными из которых являются следующие:
1. Тест может выполнять функцию методов обучения (упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности обучающего и обучаемого, направленные на достижение целей обучения) через совместную деятельность, осуществляемой обучаемым и обучающим через решение системы тестовых заданий, объединенной в тесты, и ориентированная на получение новых теоретических знаний.
Для эффективности проведения занятий преподавателю необходимо, во-первых, учитывать совокупность предварительных знаний обучаемых, на основе которых строится теоретический материал. Во-вторых, на последующих занятиях должна быть установлена обратная связь, которая подразумевает контроль и оценку приобретенных знаний, умений и навыков. В-третьих, должны быть продуманы средства обучения.
2. Тест может использоваться в качестве формы контроля (способ управления деятельностью обучаемого, который предполагает измерение уровня приобретенных знаний, умений и навыков) и самоконтроля (сознательная регуляция человеком собственных состояний, побуждений и действий на основе сопоставления их с некоторыми субъективными нормами и представлениями).
Тест как форма контроля — способ управления деятельностью обучаемого, подразумевающий контроль и оценку приобретенных знаний, умений и навыков с использованием (с помощью) тестов.
3. Тест может использоваться в качестве средства обучения и контроля знаний. Отметим, что тест выполняет все функции средств обучения:
1) функцию компенсаторности — облегчает процесс обучения, способствуя достижению цели с наименьшими затратами сил, здоровья и времени обучаемого;
2) адаптивную функцию — направлена на поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения, организацию демонстраций, самостоятельных работ, адекватность содержания понятия возрастным возможностям учащихся, преемственность знаний;
3) функцию информативности;
4) интегративную функцию — позволяет рассматривать объект или явление и как часть, и как целое и реализуется при комплексном использовании средств обучения;
5) инструментальную функцию — ориентирована на обеспечение определенных видов деятельности и достижение поставленной методической цели.
Анализ литературы показал, что наиболее разработанным является понятие теста как средства обучения и контроля. Однако, для целостного представления об использовании тестов в процессе обучения, наиболее важным является понятие теста как метода обучения и контроля.