Дополнительные сигналы бедствия
В международной практике используют сигналы, облегчающие спасение терпящих бедствие.
Условные сигналы самолета, обнаружившего терпящих бедствие, судну-спасателю
(рис. 5.):
а – самолет делает круг над судном-спасателем;
б – пересекает курс судна, открывая и закрывая дроссельные заслонки;
в – ложится на курс, в направлении которого должно следовать судно для оказания помощи.
Если помощь больше не нужна, самолет пересекает курс судна на малой высоте по корме, открывая и закрывая дроссельную заслонку.
Сигналы спасателя о приеме сигнала бедствия и оказании срочной помощи: три белые ракеты с интервалом в 1 мин; оранжевый дым.
Рис. 5. Сигналы, подаваемые самолетом
Сигналы береговых спасательных станций:
• пуск зеленой ракеты или вертикальное движение белого огня (белого флага) -утвер -дительное значение (спасательный линь принят, канат закреплен, начинаем буксировку, высадка безопасна);
• пуск красной ракеты или горизонтальное движение белого огня (белого флага) - отри - цательное значение (трави, задержи, высадка опасна).
Точное знание терпящими бедствие международных сигналов по оказанию помощи гарантирует успешное проведение операций по спасению.
Факторы, влияющие на эффективность поиска терпящих бедствие
После получения сигнала бедствия спасатели должны учесть все факторы, которые могут сказаться на эффективности поисков.
Смещение объекта поиска происходит вследствие его дрейфа под влиянием постоянных морских течений, приливов и отливов, ветровых течений и бокового сноса, вызванного ветром. Значения скорости ветрового течения в зависимости от силы ветра приведены в табл.4.
Скорость бокового сноса, вызванного ветром, следующая.
Тип судна. Скорость бокового сноса, %, по отношению к скорости ветра
Спасательная шлюпка ........................... 2
Прогулочный катер с людьми............... 5
Прогулочный катер порожний ............. 6
Парусное судно, промысловое судно тралового лова....... 3-4
Таблица 4. Скорость ветрового течения
Скорость ветра по шкале Бофорта | Скорость ветрового течения, | |
Баллы | Узлы | мили/сутки |
1—3 | ||
4—6 | ||
7—10 | ||
11—16 | ||
17—21 | ||
22—27 | ||
28—33 |
С учетом фактора смещения объекта и вероятностных ошибок в определении первоначального места район начального поиска можно ограничить квадратом, образованным касательными к окружности радиусом в 10 миль с центром в исходном месте объекта. Повторные поиски в первоначальном районе и постепенное расширение его при необходимости повышают вероятность обнаружения объекта (шлюпки, плота и др.).
Дальность обнаружения объекта поиска, как правило, меньше дальности видимости, зависящей от метеорологических условий, и зависит от многих факторов, каждый из которых может влиять индивидуально или в совокупности с другими. Тип, размер, конфигурация объекта поиска и его цвет сильно влияют на дальность обнаружения. Большое судно значительно легче обнаружить, чем спасательную шлюпку или плот. Еще сложнее обнаружить человека в спасательном жилете или гидротермокостюме. Наиболее заметны на поверхности воды оранжевый, черный, затем красный и белый цвета. Синий, зеленый и серый цвета можно заметить только при хорошем освещении в непосредственной близости.
Метеорологические условия оказывают на эффективность поиска решающее значение: эффективность поиска уменьшается во время тумана, смога, мглы; низкая облачность снижает отражающую способность объекта; ливневый дождь ухудшает условия не только визуального, но и радиолокационного наблюдения; барашки, полосы пены, волнение, брызги и солнечные блики могут замаскировать объект поиска и уменьшить яркость подаваемого им сигнала; скопление водорослей и нефтяные пятна могут быть ошибочно приняты за объект поиска, особенно в случае ухудшения видимости.
В солнечный день наилучшее время поиска — полдень, когда при высоком положении Солнца отсутствуют ослепляющие наблюдателя блики. Более реально видны объекты, освещенные лучами Солнца, поэтому эффективнее наблюдение в направлении от Солнца, когда море кажется значительно темнее, и даже туман становится прозрачнее.
В лунную ночь наблюдение следует вести в направлении на Луну, когда улучшается различимость предметов.
Как видно из табл. 5., днем наиболее эффективны дымовые сигналы, а ночью — световые.
Все объекты надо искать в том направлении, в котором они наиболее освещены, ярки по цвету и контрастны. Направление поиска надо выбирать с таким расчетом, чтобы наблюдателям, приходилось как можно меньше смотреть в направлении Солнца.
Таблица 5. Различимость различных объектов
Объект на воде | Дальность обнаружения при ясной погоде (наблюдение с моря на расстоянии 6 м над водой с биноклем), мили | |
днем | ночью | |
Желтый спасательный плот | 1—2 | — |
Сигнальное зеркало | — | |
Светоотражающий материал (при освещении) | ||
Белый дым (при слабом ветре) | — | |
Проблесковый свет | — | |
Пиротехника | ||
Свет фонаря спасательного жилета | — | 0,5 |
Трассирующие пули |
Действия судов в аварийной ситуации. При авариях многое зависит от правильных четких действий экипажей как судна, терпящего бедствие, так и судна-спасателя.
Судно, терпящее бедствие и нуждающееся в помощи, должно передать сигнал тревоги и бедствия:
• на частоте 500 КГц (радиотелеграф) сигнал тревоги — 12 тире продолжительностью 4 с каждое с интервалом 1 с; по этому сигналу срабатывают автоматические устройства приема аварийных сигналов (авто-лармы) и привлекается внимание вероятных спасателей; следом идет сигнал бедствия — троекратно повторяемое SOS по азбуке Морзе;
• за сигналом SOS следует длинное тире в течение 10-15 с, а затем позывные судна; передача повторяется через одинаковые промежутки времени, что дает возможность судам-спасателям запеленговать аварийное судно;
• на частоте 2182 КГц (радиотелефон) сигнал тревоги — последовательность чередующихся через 0,25 с (без паузы) тонов звуковых частот 1300 и 2200 Гц, подающихся автоматически в течение 30-60 с непрерывно, затем в течение 30-60 с идет сигнал бедствия — троекратно произносится слово "МЭЙ-ДЭЙ" ("MAY-DAY"), следом за сигналом бедствия идут позывные судна.
Сообщение о бедствии содержит: название и местонахождение судна; характер бедствия и требуемая помощь; необходимые дополнительные данные — положение судна, намерение капитана и т.д.
При установлении радиообмена с судном-спасателем передается следующая информация: погода в районе бедствия (ветер, волнение, видимость); наличие навигационных опасностей (скалы, мели, айсберги и т.д.); время оставления судна и число людей, оставшихся на борту; число пострадавших, нуждающихся в медицинской помощи; число и тип спущенных на воду спасательных средств и наличие на них аварийных средств определения местоположения.
Судно, принявшее сигнал бедствия, должно немедленно:
• установить связь с аварийным судном и подтвердить прием сигнала бедствия;
• ретранслировать на международных аварийных частотах 500 и 2182 КГц, 156,8 МГц сигнал бедствия в адрес "Всем-всем-всем", а также на ближайшую береговую радиостанцию;
• постараться взять пеленги во время передачи о бедствии и держать вахту с помощью радиопеленгатора на частотах 500 КГц и 2182 КГц;
• передать аварийному судну название судна-спасателя, его координаты, скорость и вероя • тное время подхода, а если возможно, его истинный пеленг;
• - нести непрерывную радиовахту на всех доступных аварийных частотах (500, 2182 и 8364 КГц; 121,5; 156,8 и 243 МГц);
• непрерывно вести наблюдение по РЛС, зафиксировать положение и следить за движением других судов, принявших сигнал бедствия, и за сигналами авиации.
Во время следования в район бедствия на судне-спасателе подготовить все для немедленного начала операции спасения:
• по обоим бортам несколько выше ватерлинии, от носа до кормы протянуть леера и прикрепить шкентели — для удержания шлюпок и плотов у борта;
• вооружить краны и грузовые стрелы спасательными сетками для быстрого подъема людей из воды;
• на самой нижней открытой палубе подготовить бросательные концы, штормтрапы, спасательные сетки;
• подготовить группу спасателей в соответствующей экипировке;
• подготовить к спуску спасательные шлюпки и плоты, обеспечить связь с ними;
• на случай волнения подготовить емкости с маслом и шланги;
• развернуть пункт медицинской помощи и эвакуации пострадавших;
• подготовить все необходимое к возможной буксировке и борьбе за живучесть аварийного судна;
• подготовить к действию максимальное число прожекторов.
Использование сигналов бедствия и других сигналов, которые могут быть приняты за сигналы бедствия, допускается только в аварийной ситуации.
Подача сигналов бедствия должна быть немедленно прекращена в том случае, если обстоятельства изменились, и помощь больше не требуется.
Отчет о работе:Письменно ответить на нижеследующие вопросы.
1.Ведення спостереження на море.
2.Принципи дії ГМССБ у межах морських районів.
3.Система супутникового зв'язку «ИНМАРСАТ».
4.Апаратура АРБ.
5.Організація й принцип дії Супутникової системи КОСПАС – SARSAT.
6.Комплектація суднового встаткування. Засоби предметного зв'язку МСС.
7.Засобу світлового зв'язку й сигналізації.
8.Піротехнічні засоби сигналізації й правила їхнього зберігання.
9.Міжнародні сигнали небезпеки на море.
10.Фактори, що впливають на ефективність пошуку тих що потрапили в біду.