2.3 Мероприятия по охране труда и окружающей среды, энергосбережение и ресурсосбережение
Работники предприятий автомобильного транспорта (мастера, механики, контролеры), проверяющие автомобили и агрегаты после их ремонта, технического обслуживания, а так же при возвращении автомобилей с линии, должны обеспечить собственную безопасность, а так же безопасность людей, находящихся в непосредственной близости от места проверки.
Рабочим местом являются специальный верстак или станок (токарно-винторезный, фрезерный, сверлильный и т.п.). Характер выполняемых работ весьма разнообразен и при нарушении технологии, применении неисправного или несоответствующего инструмента резко возрастает число травмирующих факторов.
Перед началом работ слесарь обязан привести в порядок спецодежду, очистить рабочее место от лишних деталей и инструментов, стружки, проверить готовность и исправность оборудования и вспомогательных приспособлений. Проверяют заземление всех станков, чтобы во время работы рабочего не ударило током. После окончания работы инструмент и оборудование приводят в порядок, протирают и укладывают в соответствующие ящики, гнезда, на полки и стеллажи.
Убирают и чистят рабочее место ежедневно. О всех пломбах, неисправностях, обнаруженных в процессе работы, сообщается руководителю производственного участка.
Запрещается запрессовывать или выпреcсовывать детали с тугой посадкой молотком или кувалдой. Это, как правило, приводит к травме отлетающими кусками металла. Опасно проверять сопрягаемые отверстия пальцем. Для этого имеется набор специальных оправок.
Снятые при демонтаже тяжелые узлы и детали нельзя прислонять к стенам, оборудованию, оставлять в неустойчивом положении. Их следует укладывать на стеллажи, полки, специальные подставки.
Стружку, железные опилки и другие отходы, которые получают при точении, отправляют на переплавку или на специальную свалку, чтобы не загрязнять окружающую среду. Ветошь кладут в специальный ящик. Эту ветошь затем утилизируют или сжигают.
На этом участке по ремонту и восстановлению коленчатых валов автомобиля ФАЗ-35081, установили новейшее энергосберегающее оборудование, которое позволило сократить экономические потери и время ремонта. Ремонт коленчатых валов стал происходить быстрее и надежнее, а срок службы после ремонта вырос в 2. Обслуживание оборудование стало минимальное. Доходы предприятия выросли.
2.2 Технологический процесс слесарно-механического отделения
Коленчатый вал воспринимает усилия, передаваемые от поршней шатунами, и преобразует их в крутящий момент. Он имеет коренные и шатунные шейки, фланец для крепления маховика, носок, в котором имеется отверстие для установки храповика пусковой рукоятки. Шатунная шейка с шейками образует колено(или кривошип) вала. Расположение колен на валу обеспечивает равномерное чередование рабочих ходов.
Коленчатый вал штампуют из стали или отливают из магнивоего чугуна (ЗМЗ-54, ЗМЗ-53). Если шатунная шейка с двух сторон имеет коренную шейку, то такой коленчатый вал называется полноопорным. Полноопорный вал (ЗМЗ-54, ЗМЗ-53, ЗИЛ-130, КАМаЗ-740) меньше прогибается и обеспечивает лучшие условия работы подшипников и больше срок службы.
Коленчатые валы изготавливаются у ДВС ЗИЛ-130 из стали 45, НРС 52-62.
Схема технологического процесса
Слесарно-механическое отделение |
приспособлениями, инструментом, расстановку технологического оборудования, обслуживание рабочих мест.
Важное значение имеют мероприятия по совершенствованию нормирования и системы оплаты труда, созданию наиболее благоприятных условий труда.
Предусматриваются также мероприятия по совершенствованию организации ремонта, а также совершенствование технологических процессов путём внедрения рациональных методов и приёмов.
В слесарно-механическое отделении должны создаваться следующие условия труда:
-температура воздуха +20… +25°С;
-относительная влажность 20…40%;
-допустимая концентрация вредных веществ от 0,1 до 1,0 мг/м ;
-освещённость рабочего места 50…100 Лк.
При работе с оборудованием, находящимся под напряжением необходимо соблюдать меры электробезопасности.
Пол участка должен быть твёрдым, нескользким и ровным. Входные двери изготовляются из несгораемого материала и открываются наружу.
Опознавательную окраску следует выполнять в соответствии с требованием ГОСТ 14202-69.
Сигнальная окраска и знаки безопасности наносятся на элементы производственного оборудования, которые могут служить источниками опасности для работающих, поверхности ограждений, устройств пожарной техники.