Расчёт численности рабочих
Технологически необходимое (явочное) число производственных рабочих Рт и штатное Рш определяем по формулам:
(8)
(9)
где Т - годовой объем работ, чел.-ч;
Фт и Фш - соответственно годовой фонд времени технологически необходимого рабочего при односменной работе и штатного рабочего, ч.
Для специальностей с вредными условиями труда установлены фонды Фт = 1780 ч и Фш = 1560 ч (35 ч продолжительность недели и 24 дня отпуска). Для всех других специальностей Фт = 2020ч и Фш = 1770ч (40 ч продолжительность недели и 24 дня отпуска).
Для нашего примера результаты расчёта общей численности, производственных рабочих СТО (ТО и ТР, УМР, приемка и выдача автомобилей,) приведены в таблице 1.6.
Таблица 1.6 - Результаты расчета общей численности производственных рабочих СТО
Вид работ | Годовой объем работ, чел-ч | Рт | Рш | ||
расчетн. | принят. | расчетн. | принят. | ||
ТО-ТР | 13,5 | 15,3 | |||
Приемка и выдача | 85,5 | 0,04 | 0,05 | ||
УМР | 85,5 | 0,04 | 0,05 | ||
Итого | 17.4 | 15,4 |
Численность вспомогательных рабочих:
Результаты расчета численности производственных рабочих ТО и ТР по видам работ и месту выполнения приведены в табл. 1.7.
Таблица 1.7 - Результаты расчета численности производственных рабочих ТО и ТР по видам работ и месту выполнения
Вид работ | Объем работ ТО и ТР выполняемый | Численность производственных рабочих | ||||||||
на рабочих постах, чел-ч | на про-извод. участках чел-ч | На рабочих постах | На производственных участках | |||||||
Рт | Рш | Рт | Рш | |||||||
расч. | прин | Расч | прин. | расч. | прин. | расч. | прин. | |||
Диагностические | - | 0,8 | 0,9 | - | - | - | - | |||
ТР в полном объеме | - | 4,7 | 5,4 | - | - | - | - | |||
Электротехнические | - | 0,7 | 0,8 | - | - | - | - | |||
Ремонт узлов, систем и агрегатов | - | 0,5 | 0,4 | - | - | - | - | |||
Кузовные и арматурные (жестяницкие, медницкие, сварочные) | - | 2,9 | 3,4 | - | - | - | - | |||
Окрасочные | - | 0,2 | 0,4 | - | - | - | - | |||
Обойные | 0,5 | 0,4 | 0,5 | 0,4 | ||||||
Слесарно-механические | - | - | - | - | - | 2,3 | ||||
Уборочно-моечные | 0,2 | 0,2 | 0,1 | 0,1 | ||||||
Противокоррозионные | 1,4 | 1,6 | 1,4 | 1,6 | ||||||
Итого | 11,9 | 13,5 | 4,4 |
Примечание. Принятая итоговая численность рабочих устанавливается в пределах округления расчетного значения до целого числа.
Расчет числа постов
Посты по своему технологическому назначению подразделяются на рабочие и вспомогательные.
Рабочие посты - это автомобиле-места, оснащенные соответствующим технологическим оборудованием и предназначенные для технического воздействия на автомобиль, поддержания и восстановления его технически исправного состояния и внешнего вида (посты УМР, диагностирования, ТО, ТР, кузовных, окрасочных и противокоррозионных работ).
Число рабочих постов:
(10)
где - годовой объем постовых работ, чел.-ч;
- коэффициент неравномерности загрузки постов (1,15);
- число рабочих дней в году;
- продолжительность смены, ч;
- число смен;
- среднее число рабочих на посту (0,9 – 1,1 чел.);
- коэффициент использования рабочего времени поста (0,85 – 0,90).
Для расчета числа рабочих постов ТО и ТР принимаем и . Результаты расчета числа постов ТО и ТР по видам работ приведены в табл. 1.8.
В результате анализа данных табл. 1.5, 1.7 и 1.8 установлено, что объемы работ и численность производственных рабочих явно недостаточны для организации отдельных участков по таким видам работ, как электротехнические, ремонт приборов системы питания, аккумуляторные и шиномонтажные. Их целесообразно выполнять на рабочих постах по ремонту (или ТО) и частично на участке по ремонту узлов, систем и агрегатов.
Таблица 1.8 – Результаты расчёта числа рабочих постов ТО и ТР по видам работ
Вид работ | Годовой объём работ, чел-ч. | Число рабочих постов | |
Расчетное Принятое | |||
Диагностические | 0,3 | ||
Электротехнические | 0,3 | ||
Ремонт узлов, систем и агрегатов | 0,3 | ||
ТР в полном объеме | 1,8 | ||
Уборочно-моечные | 0,2 | ||
Кузовные и арматурные (жестяницкие, медницкие, сварочные) | 1,5 | ||
Окрасочные | 0,1 | ||
Противокоррозионные | 1,1 | ||
Обойные | 0,3 | ||
Слесарно-механические | 0,7 | ||
Итого | 6,6 |
Диагностические работы, работы по регулировке углов установки управляемых колес и по ремонту и регулировке тормозов предлагается проводить на посту ТО.
Электротехнические, аккумуляторные и работы по системе питания предусматривается выполнять на слесарно-механическом участке, или на участке ремонта узлов, систем и агрегатов.
В окончательном виде результаты предлагаемого перераспределения объемов работ ТО и ТР, расчета численности производственных рабочих и рабочих постов даны в табл. 1.9.
Таким образом, отдельные (обособленные) участки предусматриваются для следующих видов работ:
- диагностических;
- регулировки управляемых колес;
- электротехнических и аккумуляторных;
- по системе питания.
Таблица 1.9 – Принятый вариант распределения объемов работ ТО и ТР по видам и месту выполнения, расчет численности производственных рабочих и рабочих постов
Виды работ | Распределение объема работ ТО и ТР по видам | Распределение объема работ по ТО и ТР по месту выполи. | Численность производственных рабочих | Число рабочих гостов | ||||||||||||
на рабочих постах | на произв. участках | на рабочих постах | на производственных участках . | |||||||||||||
Рт | Рш | Рт | Рш | расч. | прин. | |||||||||||
% | чел-ч | % | чел-ч | % | чел-ч | расч. | поин. | расч. | прин. | расч. | прин. | расч. | прин. | |||
Диагностические | - | - | 0,8 | 0,9 | - | - | - | - | 0,3 | |||||||
Электротехнические | - | - | 0,7 | 0,8 | - | - | - | - | 0,3 | |||||||
Ремонт узлов, систем и агрегатов | - | - | 0,5 | 0,4 | - | - | - | - | 0,3 | |||||||
ТР в полном объеме | - | - | 4,7 | 5,4 | - | - | - | - | 1,8 | |||||||
Уборочно-моечные | 0,2 | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,2 | |||||||||||
Кузовные и арматурные (жестяницкие, медницкие, сварочные) | - | - | 2,9 | 3,4 | - | - | - | - | 1,5 | |||||||
Окрасочные | - | - | 0,2 | 0,4 | - | - | - | - | 0,1 | |||||||
Противокоррозионные | 1,4 | 1,6 | 1,4 | 1,6 | 1,1 | |||||||||||
Обойнные | 0,5 | 0,4 | ,05 | 0,4 | 0,3 | |||||||||||
Слесарно-механические | - | - | - | - | - | - | 2,3 | 0,7 | ||||||||
Итого | 11,9 | 13,5 | 4,4 | 6,6 |
* В расчёте принято, что 75% объёма работ выполняется на постах и 25% на участке.
** То же 85% на постах и 15% на участке.
Число постов УМР (перед ТО и ТР):
Для проектируемой СТО принимаем 1 пост УМР (для мойки автомобилей перед ТО и ТР и для коммерческой мойки).
Результаты расчета общего числа рабочих постов приводятся по форме табл. 1.10.
Таблица 1.10 – Распределение рабочих постов по видам воздействий
Общее число рабочих постов | Число постов по видам воздействий | |||
УМР | Диагностические | По приборам системы питания | Кузовные | |
Вспомогательные посты - это автомобиле-места, оснащенные или не оснащенные оборудованием, на которых выполняются технологически вспомогательные операции (посты приемки и выдачи автомобилей и т.п.).
В нашем примере число постов приемки и выдачи:
В данном случае приёмку и выдачу автомобилей целесообразно делать на соответствующих рабочих постах или автомобиле-местах.