Понятие коллективных трудовых споров и их отличие от индивидуальных
Понятие коллективных трудовых споров и их отличие от индивидуальных В ходе коллективных переговоров нередко возникает расхождение интересов сторон. Если стороны (наниматель и работники) не смогли прийти к взаимному согласию, возникает коллективный трудовой спор. Определение коллективного трудового спора (конфликта) впервые было дано в Законе Республики Беларусь от 18 января 1994 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» (в редакции Закона Республики Беларусь от 5 февраля 1999 г.). Такое же понятие коллективного трудового спора содержится в настоящее время в ст. 377 ТК.
Коллективный трудовой спор (конфликт) — это неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений. Коллективный трудовой спор может возникнуть только при наличии следующих условий:
- если стороны не смогли урегулировать разногласия путем коллективных переговоров;
- требования нанимателю были утверждены на собрании либо конференции большинством голосов присутствующих работников;
-если эти требования наниматель отказывается удовлетворять (полностью или частично) Причинами коллективных трудовых споров могут быть виновные действия должностных лиц, объясняющиеся их субъективными взглядами, групповой эгоизм работников (спорящей стороны), не считающихся с общественными интересами.
Возникновению таких споров, их обострению могут также способствовать: низкий уровень организации производства, уравниловка в условиях оплаты труда, недоброкачественное сырье (материалы), их несвоевременная поставка и другие негативные обстоятельства, создающие ненормальный морально-психологический климат в трудовом коллективе.
Коллективные споры от индивидуальных трудовых споров отличаются по ряду признаков. Основными признаками являются следующие. Коллективные споры
1. Субъектом выступают работники (трудовой коллектив) в лице представительных органов.
2. Оспариваются и защищаются права и интересы всего коллектива работников (или его части) по вопросам труда и быта.
3. Разрешаются примирительными комиссиями, посредниками, трудовыми арбитражами, Республиканским трудовым арбитражем.
4. Имеют неисковый характер. Разрешаются в особых, только им присущих, процессуальных формах.
5. Порядок разрешения коллективных трудовых споров регулируется главой 36 ТК.
6. Основными принципами разрешения споров являются: доарбитражное проведение примирительных процедур, коллегиальность рассмотрения спора, равенство сторон, учет реальных возможностей принимаемых решений и т.д.
7. Решения Республиканского трудового арбитражам коллективным спорам об исполнении коллективных договоров и соглашений, а также по спорам, возникающим в организациях, в отношении работников которых законодательством установлены ограничения реализации права на забастовку, могут быть в 10-дневный срок со дня получения обжалованы в суд.
Правовое регулирование коллективных споров Предмет и стороны коллективных споров
Эффективность правового регулирования коллективных трудовых отношений существенно повысилась в связи с принятием Трудового кодекса Республики Беларусь, нормы которого в отличие от ранее действовавшего КЗоТ закрепили разрешение коллективных трудовых споров (глава 36).
Правовое регулирование коллективных споров в настоящее время осуществляет система правовых актов различных уровней:
♦ Конституция Республики Беларусь;
♦ международные конвенции и рекомендации;
♦ Трудовой кодекс Республики Беларусь.
Исходя из реалий действующего законодательства о коллективных трудовых спорах, можно утверждать о его огромном значении. Оно:
♦ законодательно урегулировало порядок примирительного разрешения коллективных споров работников с нанимателем;
♦ направлено на предупреждение коллективных споров;
♦ установило порядок создания и деятельности примирительной комиссии, трудового арбитража для разрешения возникшего коллективного спора и сроки его рассмотрения;
♦ узаконило поиск на правовой основе компромиссов и соглашений;
♦ предоставило коллективу работников правовую основу отстаивания своих интересов, прав в споре;
♦ закрепило право работников на забастовку и порядок ее проведения;
♦ установило, какие забастовки признаются незаконными, кто может признать забастовку незаконной, правовые последствия проведения и участия в незаконной забастовке;
♦ позволило исключить стихийность и предусмотрело примирительную процедуру разрешения спора. Предмет и стороны коллективных споров
Предметом коллективных споров являются права и интересы, по поводу которых возникли разногласия у сторон коллективных трудовых отношений - между работниками и нанимателем:
♦ установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников;
♦ заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений.
Статья 364 ТК дает приблизительный перечень положений, которые относятся к социально-экономическим условиям труда и быта работников и по поводу установления, изменения которых могут возникнуть коллективные споры. В частности, о (об):
♦ организации труда и повышении эффективности производства;
нормировании, формах, системах оплаты труда, иных видах доходов работников;
♦ размерах тарифных ставок (окладов), доплат и надбавок к ним;
♦ продолжительности рабочего времени и времени отдыха;
♦ создании здоровых и безопасных условий труда, улучшении охраны здоровья, гарантиях социального страхования работников и их семей, охране окружающей среды;
♦ заключении и расторжении трудовых договоров;
♦ обеспечении занятости, подготовке, повышении квалификации, переподготовке, трудоустройстве высвобождаемых работников;
♦ регулировании внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда;
♦ строительстве, содержании и распределении жилья, объектов социально-культурного назначения;
♦ организации санаторно-курортного лечения и отдыха трудящихся и членов их семей;
♦ предоставлении дополнительных льгот многодетным и неполным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов;
♦ улучшении условий жизни ветеранов, инвалидов и пенсионеров, работающих или работавших у нанимателя;
♦ создании условий для повышения культурного уровня и физического совершенствования работников и другие.
Сторонами коллективного спора являются наниматель (наниматели, объединения нанимателей), а также работники в лице их представительных органов.
Традиционными представителями работников в трудовых отношениях, в том числе в коллективном споре, выступают профсоюзы (объединения профсоюзов), уполномоченные на это соответствующими положениями уставов.
Если у нанимателя действует несколько профсоюзов, то, как указывалось, представителями работников в коллективных спорах могут быть: каждый из профсоюзов (от имени своих членов); один из них (с согласия остальных) - от имени всех профсоюзов; совместный орган, добровольно созданный этими профсоюзами. Другой стороной в коллективном споре является наниматель (наниматели, объединения нанимателей). Интересы нанимателей представляют руководители организаций независимо от наименования и форм собственности, а также другие лица, уполномоченные учредительными документами организаций или локальными нормативными актами этих организаций.