Изучение структуры парка автомобилей. В последние годы автомобильный транспорт стал одной из самых динамично развивающихся
Введение
В последние годы автомобильный транспорт стал одной из самых динамично развивающихся отраслей российской экономики. Развитию отечественного цивилизованного рынка транспортных и автосервисных услуг во многом способствует государственная политика, направленная не только на модернизацию автомобильного парка, на создание новых объектов транспортной инфраструктуры (например – оснащение по последнему слову техники автосервисных предприятий), но и на профессиональную подготовку специалистов сферы услуг на автомобильном транспорте. Важнейшую роль в деле совершенствования сервиса играет частный капитал, осуществляющий масштабные инвестиционные проекты совершенствования автосервисных предприятий.
Легковой автомобиль увеличивает скорость сообщения при поездках; облегчает доставку городского населения в места массового отдыха, на работу. Личный автомобиль является преимуществом в рациональном использовании времени отдыха, за счет сокращения времени поездки.
Быстрые темпы развития автотранспорта обусловили определенные проблемы. Основные из них: низкая пропускная способность улиц, необходимость строительства новых дорог, организация стоянок и гаражей, обеспечение охраны окружающей среды, строительство станций технического обслуживания автомобилей, складов, автозаправочных станций и т.п.
Технический прогресс почти вытеснил практику самообслуживания. Недостаток времени у владельцев автомобилей, повышение уровня их запросов требуют обращения на станции технического обслуживания с широким спектром услуг. Автовладелец должен быть уверен в том, что уход, определение неисправностей и их устранение является задачами сервисных центров.
Аналитическая часть
Анализ рынка автосервисных услуг в городе Пскове и районе центра г. Пскова
Рынок услуг оказался очень сильно дифференцированным не только по спектру оказываемых услуг, но и по их качеству и цене, что обусловлено общественной дифференциацией доходов. Качество услуги определяется не только технологическими требованиями к выполнению соответствующей рассматриваемой операции, но и временем ожидания в очереди, комфортностью получения услуги, удобством информационного обслуживания клиентов, региональными характеристиками сети обслуживания и т.д. Потребитель осуществляет выбор не только на основе цены, но и с учетом сложного соотношения “цена-качество”. Существенное влияние на вид функции спроса в сфере услуг оказывает также отраслевая специфика.
В ряде случаев необходимым оказывается построение достаточно сложных систем соотношений, описывающих изменение спроса в рассматриваемой конкретной ситуации. Особенно это справедливо для активно развивающихся производств и отраслей сферы услуг, в которых трансформационные процессы оказались значительными, а влияние качественных характеристик на спрос - заметным.
Факторы, влияющие на спрос
При изучении развития рынка автосервисных услуг важным аспектом является рассмотрение механизма его функционирования, определение и классификация факторов его формирования.
Результативность рынка автосервисных услуг связана с механизмом его функционирования, который характеризуется следующими составляющими:
■ качествопредлагаемоготовара—услугипредприятияавтосервиса;
■ рыночнаяценанаавтосервисныеуслуги;
■ эффективностьпроизводстваавтосервисныхуслуг;
■ используемыетехнологии;
■ прибыльностьавтосервисногобизнеса и т.п.
Механизм функционирования рынка автосервисных услуг представляет собой способы поведения хозяйствующих субъектов на рынке, а также взаимодействия цен, спроса и предложения. Поведение субъектов этого рынка определяет структура рынка автосервисных услуг. При первом рассмотрении спрос на автосервисные услуги зависит от количества и доходов потребителей данных услуг. С другой стороны, спрос на автосервисные услуги зависит от цены на них. Однако применение классического подхода, предполагающего зависимость спроса лишь от двух факторов — доходов и цен приводит к чрезмерному упрощению и даже искажению ситуации.
Уровень спроса на услуги автосервиса зависит также от факторов как объективного, так и субъективного характера.
Население г. Пскова и Псковского района, на 2014 год составляет – 239 538 человек.
Количество легковых автомобилей на 1000 населения –350шт.
Изучение структуры парка автомобилей
Примерное количество населения Пскова и Псковского района составляет около 239 538 человек.
При анализе структуры автомобильного парка осуществляется сбор данных о наличии автомобилей, принадлежащих населению данного города (района, населенного пункта) по маркам, году выпуска их среднему годовому пробегу. По этим данным можно определить свободную долю рынка автосервисных услуг по ТО и ТР.
Число легковых автомобилей N’, принадлежащих населению данного города (района, населенного пункта), с учетом развития парка рассчитывается исходя из средней насыщенности населения легковыми автомобилями (на 1000 жителей), т.е.
N’= A.n/1000,(1.1)
где N’ – число легковых автомобилей, принадлежащих населению;
А – численность населения;
п – число автомобилей на 1000 жителей (на 1000 жителей принимается 350 автомобилей);
В Псковских отделениях МРЭО при ГИБДД за указанный год зарегистрировано максимальное количество автомототранспорта на единицу населения по всему Северо-западному району России. Около 40-ка процентов от общего количества автопарка приходится на марки машин отечественного производителя, примерно 60 процентов составляют иномарки. Такие цифры имеют место по ряду причин, некоторые из них:
- Приграничное расположение Псковской области (ввоз иномарок);
- Возросшее количество автосалонов по продаже автомобилей эконом- и бюджетного класса различной комплектации;
- Гарантийное и послегарантийное обслуживание;
- Быстро развивающийся автосервис с разнообразием услуг и др.
Часть владельцев автомобилей выполняют ТО и ТР собственными силами или с привлечением других лиц и т.д., т.е. не все автомобили, которым необходимо ТО и ТР, заезжают в СЦ, а только часть из них. С учетом этих общая емкость рынка автосервисных услуг составит
Nсц=N’. (1-Кс/о), (1.2)
где кс/о – коэффициент самообслуживания, учитывающий число владельцев автомобилей, не пользующихся услугами СЦ. По оценке экспертов, для отечественных автомобилей кс/о = 0,10…0,50, для автомобилей иностранного производства кс/о = 0,03…0,25.
Таблица 1.1
Структура парка автомобилей в районе
Марка | Кол-во, а/м в районе (N) | Год выпуска, средний | Удельный вес, % | Коэффициент самообслуживания (К с/о) | Доля, а/м обслуживаемых на СЦ (Nсц) | Конкуренты (K=N - Nсц) | Свободная доля рынка (Nсц - K) | Годовой пробег, средний | Годовой объем работ, чел*час |
ВАЗ | 1981-2014 | 29,9 | 0,38 | 31046,4 | |||||
ГАЗ | 1981-2014 | 4,2 | 0,36 | 4939,2 | |||||
Audi | 1981-2014 | 6,4 | 0,09 | 13556,4 | |||||
Ford | 1981-2014 | 6,7 | 0,16 | 12998,7 | |||||
Opel | 1981-2014 | 5,3 | 0,15 | 8966,1 | |||||
Volkswagen | 1981-2014 | 7,2 | 0,22 | 16209,6 | |||||
Mazda | 1981-2014 | 4,4 | 0,1 | 7840,8 | |||||
Mitsubishi | 1981-2014 | 5,5 | 0,14 | ||||||
Toyota | 1981-2014 | 4,0 | 0,1 | 9101,4 | |||||
Kia | 1981-2014 | 4,7 | 0,08 | 10903,2 | |||||
Peugeot | 1981-2014 | 4,3 | 0,09 | 8395,2 | |||||
Renault | 1981-2014 | 4,8 | 0,08 | 10210,2 | |||||
Skoda | 1981-2014 | 4,1 | 0,09 | 7405,2 | |||||
Другие | 8,5 | 0,25 | 13503,6 | ||||||
ИТОГО | 167389,2 |
Сегмент рынка — это особым способом выделенная часть рынка, группа потребителей, товаров или предприятий, которые имеют определенные похожие свойства, признаки.
В нашем случае сегментацию рынка можно разделить по следующим признакам:
- платежеспособности клиентов;
- по марке обслуживаемых автомобилей;
В связи с этим на основе анализа собранных данных и учета вышеперечисленных критериев, производится выбор целевого сегмента рынка автосервисных услуг.
Целевой сегмент (автомобили марки Toyota) занимают не более 2,8 % от общего числа автомобилей. Значительная часть автомобилей изучаемого района – иномарки (74,9 %) Рис. 1.)
Рис.1. Структура парка автомобилей района центр г. Пскова