Тема 3. СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
Задача № 20
В отдел кадров театра обратились учащиеся средней школы Коржаков (14лет), Барсуков (16 лет), а также несовершеннолетний Чубасов (14 лет), который был отчислен из школы, с просьбой принять их на работу на неполный рабочий день.
С какого возраста возникает трудовая правосубъектность у граждан?
В чем проявляются особенности трудовой правосубъектности у несовершеннолетних граждан и несовершеннолетних граждан, сочетающих обучение с трудом?
Какие виды работ, деятельности можно выполнять только по достижению определенного возраста?
См.: статьи 63, 265 – 272 ТК РФ.
Задача № 21
Длительное время бухгалтер Чуднова и несовершеннолетний Селезнев и не могли трудоустроиться, поэтому, когда они увидели объявление о вакантных рабочих местах для выполнения вредной работы, то подали заявление о приеме на такую работу.
Однако им было отказано в приеме на вредную работу в соответствии со статьями 253, 265 ТК РФ.
Правомерен ли отказ в приеме на работу этим категориям граждан?
Для выполнения, каких видов трудовой деятельности законодательством установлены специальные требования по образованию, по здоровью, по трудовому стажу, по моральным качествам и т.д.?
Что характеризуют понятия “общая трудовая правосубъектность” и “специальная трудовая правосубъектность” граждан России?
Задача № 22
Стройтресту требовались каменщики. С заявлениями о приеме на эту работу обратились гражданин Турции, гражданин Республики Беларусь и гражданин Республики Татарстан.
Какие особенности приема на работу иностранцев закреплены в Положении о привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы от 16 декабря 1993г. (См.: Собрание актов Президента и Правительства, 1993, № 51)?
Какое правовое значение для возникновения индивидуальных трудовых отношений с гражданином Белоруссии имеет Союз России и Белоруссии?
Кто, по Вашему мнению, будет принят на работу в данном случае?
Какие виды трудовой деятельности могут выполнять только граждане России, а какие только граждане Республики Татарстан?
Задача № 23
Одна группа работников торговой фирмы решила организовать первичную ячейку политической партии пенсионеров, а другая - объединиться в профессиональную организацию. В связи с этим они стали требовать от работодателя выделения им помещения для реализации общественных функций.
Работодатель эти требования отклонил. Работники обратились с жалобой в правовую инспекцию при профсоюзах.
Какой субъект трудового права определяет и регулирует формы и условия деятельности на предприятии общественных организаций?
В какой правовой форме должен решаться этот вопрос?
Решите вопрос, конкретизируя при этом обязанности работодателя.
См.: статьи 22, 29, 31, 32 ТК РФ.
Задача № 24
Работники частного предприятия объединились в профессиональный союз, избрали профсоюзный комитет, комиссию по охране труда и другие комиссии, а также доверенное лицо по охране труда.
Работодатель стал препятствовать деятельности профорганизации. В частности, не допускал ее представителей на рабочие места, при возникновении несчастных случаев акт составлял единолично, не привлекал их к экспертизе безопасности условий труда. Когда же профком решил заслушать работодателя по вопросу об улучшении условий труда, он не явился на заседание.
Какие права профсоюзов и формы их деятельности направлены на защиту коллективных социально-трудовых прав и интересов трудящихся?
Какими конкретными полномочиями обладают профсоюзы по контролю в области охраны труда?
Какие гарантии закреплены в трудовом законодательстве для работников, входящих в состав профорганов?
См.: статьи 29, 31, 32, 52, 229, 370-378 ТК РФ.
Тема 4. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ
Задача № 25
Работники стройтреста, работая в сложных экономических условиях и постоянно простаивая не по своей вине, стали требовать от администрации треста заключения коллективного договора. Администрация отказалась от ведения коллективных переговоров.
Кто является представителями работников и работодателя при ведении коллективных переговоров?
Какой порядок решения вопроса о необходимости коллективных переговоров?
Какие обязанности возникают у работодателя (его представителей) при получении письменного уведомления о начале переговоров от другой стороны?
Какие правовые последствия наступают при отказе работодателя (его представителей) от коллективных переговоров?
Какие конкретные действия должен предпринять профком в этой ситуации?
Дайте понятие коллективного договора и определите его место в механизме правового регулирования индивидуальных трудовых и тесно связанных с ними отношений.
См.: статьи 23 – 40 ТК РФ.
Задача № 26
В проект коллективного договора шейной фабрики были включены следующие положения. Во-первых, за работниками ведущих (основных) профессий закреплялось преимущественное право быть оставленными на работе при высвобождении кадров по п.2 ст.81 ТК РФ. Во-вторых, за работниками, ушедшими на пенсию, закреплялось право на ежемесячное пособие в размере 100 руб. В-третьих, работодатель обязывался еженедельно выделять автобус для коллективных поездок в выходные дни на рыбалку, в лес.
На основании, каких законодательных актов и конкретных правовых норм определены полномочия сторон коллективного договора и ограничения при определении содержания коллективного договора?
Каков порядок обсуждения проектов коллективного договора и спорных вопросов?
Каков порядок принятия коллективного договора?
См.: статьи 9, 40 – 43 ТК РФ.
Задача № 27
По коллективному договору начальник службы по охране труда предприятия должен был организовать проверку рабочих мест в цехе № 1 в мае-ноябре.
Он это обязательство не выполнил, сославшись на то, что выполнит его в декабре.
Какие правовые последствия могут наступить для начальника службы по охране труда?
К каким видам правовой ответственности могут привлекаться субъекты за невыполнение условий коллективного договора?
См.: статьи 54, 55 ТК РФ.