Организационные меры предупредительной безопасности
Конвенция СОЛАС-74 предусматривает организацию на судне центрального поста управления, в котором сосредоточены средства управления и индикации следующего:
- стационарной системой сигнализации обнаружения пожара;
- автоматической спринклерной системой пожаротушения и сигнализацией обнаружения пожара;
- панелью индикации противопожарных дверей;
- закрытием противопожарных дверей;
- панелью индикации водонепроницаемых дверей;
- открытием и закрытием водонепроницаемых дверей;
- вентиляторами;
- сигнализацией общей/пожарной тревоги;
- системой связи, включая телефоны; и
- микрофоном системы громкоговорящей связи.
Функции центрального поста управления обычно выполняет главный командный пункт (ГКП), который располагается в рулевой или штурманской рубке. В случае возможной аварии с ГКП осуществляется общее руководство действиями экипажа по борьбе за живучесть и ликвидации последствий аварии на судне. В ГКП должна находиться документация по борьбе за живучесть судна, которая содержит:
- НБЖС;
- расписание по тревогам;
- информацию об остойчивости;
- информацию об аварийной остойчивости и посадке;
- оперативно-тактические карты и планы пожаротушения;
- руководящие материалы по борьбе за живучесть судна.
Папку комплектует старший помощник капитана.
Расписание по тревогам определяет обязанности и места сбора экипажа судна по всем тревогам. Оно составляется старшим помощником капитана при участии старшего механика, на плавбазах и других производственных судах – помощника капитана по производству и утверждается капитаном.
Типовые формы расписания по тревогам установлены НБЖС-80: для судов с численностью экипажа менее 15 человек, от 15 до 50 человек, от 50 до 100 человек и более 100 человек.
Расписание содержит:
- схемы расположения спасательных средств, общесудовых постов аварийного и противопожарного снабжения;
- схему зрительного наблюдения за водой и воздухом;
- сигналы судовых тревог;
- судовой нумерник, включающий колонки «Должность», «Судовой номер», «Фамилия и инициалы»;
- расписание по общесудовой тревоге, по тревоге «Человек за бортом» и по оставлению судна.
Судовые номера присваиваются всем членам экипажа, за исключением капитана судна.
Расписание по общесудовой тревоге является основой организации борьбы за живучесть судна. Оно определяет состав аварийных партий и групп и места их сбора, состав и обязанности ходовой вахты и санитарной группы, обязанности членов экипажа по заводке пластырей, по заделке пробоины, по борьбе с пожаром, по герметизации судна, по борьбе с аммиаком.
Независимо от вида аварийного случая, борьба за живучесть, как правило, охватывает следующие действия:
- оповещение экипажа, сбор и экипировку подразделений по борьбе за живучесть;
- принятие мер, ограничивающих область воздействия опасных факторов;
- получение информации о разрушительном воздействии опасных факторов;
- анализ полученной информации, оценку обстановки и выработку решения по ликвидации аварии;
- развертывание сил и средств по борьбе с аварией;
- пресечение разрушительного воздействия опасных факторов;
- оценку послеаварийного состояния судна, его конструкций и систем;
- приведение использованного оборудования и снаряжения в исходное положение, возвращение экипажа к эксплуатационному режиму деятельности.
Расписание по тревоге «Человек за бортом» определяет обязанности членов экипажа по спасанию человека, упавшего за борт или обнаруженного в море.
Расписание по оставлению судна определяет обязанности по подготовке к спуску и спуску спасательных шлюпок и плотов, размещению на них находящихся на судне людей, спасению судовых документов и ценностей, снабжению дополнительным имуществом и продовольствием, управлению спасательными средствами в море, использованию средств связи и сигнализации.
При незначительном изменении состава или численности экипажа расписание по тревогам корректируется, а при значительном – составляется заново.
Расписание вывешивается на видном месте, где оно доступно всем членам экипажа.
Каждый член экипажа имеет выписку из расписания в форме карточки, вывешиваемой при выходе из каюты или над его койкой. В карточке указываются сигналы тревог, обязанности и место сбора по тревогам, номер спасательной шлюпки или плота, в котором ему отведено место.
При нахождении судна в порту составляется стояночное расписание по общесудовой тревоге для минимума членов экипажа. Расписание составляется ежедневно и вывешивается на видном месте у трапа; один экземпляр его находится у вахтенного помощника капитана. В расписании должны быть указаны телефоны пожарной команды порта и диспетчера, домашние телефоны капитана и старшего механика.
Для составления плана тушения пожара в конкретных условиях предназначаются оперативно-тактические карты тушения пожара и расчетные карточки средств тушения пожара.
Оперативно-тактические карты тушения пожара составляются заранее как для отдельных помещений, так и для всего судна в целом. Карта должна содержать следующую информацию:
- судовые средства тушения пожара, применение которых возможно в данном помещении;
- пути разведки пожара;
- пути эвакуации людей из помещения;
- наиболее опасные пути распространения пожара и меры по его локализации;
- действия по ликвидации пожара.
Расчетные карточки средств тушения пожара содержат сведения о площади и кубатуре помещений и количестве различных огнегасящих средств, необходимых для ликвидации пожара в данном помещении.
Оперативно-тактические карты и расчетные карточки хранятся в центральном пожарном посту, на котором сосредоточены приемные станции сигнализации обнаружения пожара и оповещения. Центральный пожарный пост может быть совмещен с ГКП, но может также расположен в ином месте.
Для руководства лиц командного состава на судне должны быть постоянно вывешены схемы общего расположения, на которых для каждой палубы должны быть четко показаны посты управления, различные пожарные секции, выгороженные перекрытиями класса "А", секции, выгороженные перекрытиями класса "В", включая элементы систем сигнализации обнаружения пожара, спринклерной установки, средств пожаротушения, путей доступа к различным отсекам, палубам и т.д., а также вентиляционной системы, включая расположение постов управления вентиляторами и заслонок, а также нумерацию вентиляторов, обслуживающих каждую секцию. Указанные выше сведения могут быть изложены в буклете, по одному экземпляру которого должно иметься у каждого лица командного состава и один экземпляр должен постоянно находиться в доступном месте на судне. Схемы и буклеты должны постоянно обновляться, и любые изменения должны вноситься в них в кратчайшие сроки. Такие схемы и буклеты должны составляться на официальном языке государства флага судна. Если этот язык не является английским или французским, они должны содержать перевод на один из этих языков. Кроме того, в отдельной папке, хранящейся в легко доступном месте, должны находиться инструкции по техническому обслуживанию и применению всех судовых средств и установок тушения и ограничения распространения пожара.
На всех судах второй комплект схем противопожарной защиты или буклет с такими схемами, предназначенный для использования береговой пожарной командой, должен постоянно храниться в отчетливо обозначенном брызгозащищенном укрытии, расположенном снаружи рубки.
Отчет о работе:Письменно ответить на нижеследующие вопросы.
1.Основні заходи щодо підготовки екіпажа судна.
2.Суднові тривоги.
3.Першочергові дії екіпажу за сигналами суднових тривог.
4.Склад, призначення, організація та порядок роботи аварійних партій на судні.
5.Підготовка екіпажа й навчання по боротьбі за живучість судна.
Основная литература:
1. Басанец Н.Г.«Безопасность жизнедеятельности» Одесса: Изд. Центр ОНМА,2009.-244с.
2. Буралев Ю.В., Павлова Е.И. «Безопасность жизнедеятельности на транспорте». – Москва: Транспорт, 1999. – 200 с.