Построение эпюр изгибающих и крутящих моментов
Расчетная схема вала представлена на рис. 2, размеры и взяты из компоновочной схемы редуктора (рис. 10), a - из табл. 3 (см.п.4.2).
Передаваемый крутящий момент найден в п.3.4, а усилия, действующие в зацеплении, определены в п.4.4:
Поперечную силу , возникающую от муфты из-за возможной несоосности соединяемых валов, прикладываем в середине концевого участка вала и считаем равной [6, с. 229].
Определяем опорные реакции от сил и (плоскость YOZ):
Таблица 3 – Основные параметры подшипников качения быстроходного (Б), промежуточного (П) и тихоходного (Т) валов редуктора
Индекс вала | Обозначение подшипника | Размеры, мм | Грузоподъемность, кН | ||||
d | D | B | r | C | Co | ||
Б | 2,5 | 43,6 | |||||
П | 2,5 | 52,5 | |||||
Т | 3,6 | 89,5 |
Таблица 4 – Основные размеры шпоночного соединения и моменты сопротивления быстроходного (Б), промежуточного (П) и тихоходного (Т) валов редуктора
Индекс вала | Диаметр вала, мм | Размеры шпонки, мм | Момент сопротивления вала, см3 | |||||
b | h | t1 | t | Wu | Wk | |||
Б | 5,5 | 3,5 | 10,65 | 22,9 | ||||
- | - | - | - | - | - | - | - | |
П | 30,2 | 63,8 | ||||||
30,2 | 63,8 | |||||||
Т | 65,1 | 136,7 | ||||||
7,5 | 4,5 | 37,6 |
åМВ=0;
åМА=0;
Проверяем правильность определения реакций:
åY=0;
Строим эпюру изгибающего момента (рис. 2, б).
Определим опорные реакции от силы (плоскость XOZ):
åМВ=0;
åМА=0;
Проверяем правильность определения реакций:
åХ=0;
Строим эпюру изгибающего момента (рис. 2, в):
Строим эпюру изгибающего момента от совместного действия сил (рис.2,г):
Определим опорные реакции от силы :
åМВ=0;
åМА=0;
Проверяем правильность определения реакций:
åFt=0;
Строим эпюру изгибающего момента от силы (рис. 2, д):
Строим эпюру суммарного изгибающего момента Мå от совместного действия всех сил (рис. 2, е):
Строим эпюру крутящего момента (рис. 2, ж):
Рисунок 2 - Расчетная схема тихоходного вала (а) и эпюры изгибающих (б-е) и крутящего (ж) момента
Расчет вала на выносливость
В опасном сечении вала в точке С' (рис. 2) действует наибольший изгибающий момент и крутящий момент а моменты сопротивления изгибу и кручению с учетом ослабления вала шпоночным пазом равны и (табл. 4).
Определим действующие напряжения изгиба изменяющиеся по симметричному циклу, и напряжения кручения изменяющиеся по отнулевому циклу:
Коэффициенты запаса прочности вала по нормальным Ss и касательных St напряжениям:
где Yt = 0 (см. п.6.1); Ks и Kt - эффективные коэффициенты концентрации напряжений; es и et - масштабные факторы; b - коэффициент, учитывающий состояние поверхности. Для вала из стали 35, имеющей sb = 520 МПа, диаметром 100 мм с напрессованным зубчатым колесом Ks /es = 3,46 [7, с. 300] и
[7, с. 301]. Примем шероховатость поверхности вала тогда b = 0,9 [7, с. 298].
Общий коэффициент запаса прочности в опасном сечении:
Поскольку эта величина больше допускаемого значения [S] = 2,5 то усталостная прочность вала обеспечена.