Право граждан на обеспечение занятости и трудоустройство
Содержание:
1. Понятия занятости и занятых граждан.
2. Формы занятости.
3. Правовой статус безработных.
4. Обязанности органов занятости.
5. Основания снятия безработного с регистрационного учёта.
6. Социальные гарантии при потере работы и безработице:
а). Квотирование;
б). Трудоустройство высвобождаемых работников;
в). Социальная поддержка безработных. Выплата пособия по безработице.
…………………………………………………………………………………………………………….
Обеспечение занятости граждан и порядок их трудоустройства регулирует Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
Занятость – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, приносящая трудовой доход.
Занятые граждане – лица трудоспособного возраста и старше, а также младших возрастов, работающие по трудовому договору либо самостоятельно.
Категории занятых граждан:
1. Работающие по трудовому договору.
2. Занимающиеся предпринимательской деятельностью.
3. Выполняющие работы по гражданско-правовым договорам.
4. Проходящие военную службу.
5. Проходящие очное обучение в образовательных учреждениях.
6. Являющиеся учредителями организаций.
Незанятые граждане – лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют и не ищут работы.
Формы занятости:
1. Трудовая занятость:
а). Занятость в сфере наёмного труда:
- работа по трудовому договору,
- труд на основании гражданско-правового договора,
- военная служба по контракту;
б). Самодеятельная занятость:
- членство в производственных кооперативах,
- занятие предпринимательской деятельностью.
2. Нетрудовая занятость:
а). Очное обучение;
б). Учредительство в организациях.
ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНЫХ
Безработными признаются граждане, которые:
Трудоспособны.
Трудоспособность определяется:
а). Возрастом.
Не могут быть признаны безработными:
- граждане, не достигшие 16 лет (на лиц, не достигших 16 лет, не распространяется государственная поддержка безработных,
- граждане, которым назначена пенсия по старости.
Б). Состоянием здоровья (для инвалидов установлен особый порядок признания безработными).
2. Не имеют работы и заработка (т.е. гражданин не относится ни к одной из категорий занятых).
Наличие дохода, не связанного с предпринимательской деятельностью (например, продажа имущества), не является препятствием для признания гражданина безработным.
Зарегистрированы в органах занятости в целях поиска подходящей работы.
Подходящая работа – это работа, соответствующая профессиональной пригодности работника с учётом уровня его профессиональной подготовки.
Любая оплачиваемая работа является подходящей для:
а). Впервые ищущих работу, не имеющих профессии;
б). Уволенных более одного раза в течение года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины;
в). Ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью и стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва (более одного года);
г). Состоящих на учёте в органах занятости свыше 18 месяцев;
д). Не работавших более трёх лет.
Работа является неподходящей, если:
а). Она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
б). Предлагаемая оплата труда менее:
- среднего заработка за последние три месяца по последнему месту работы, если заработок не превышал величины прожиточного минимума,
- величины прожиточного минимума, если заработок по последнему месту работы превышал размер прожиточного минимума.
4. Ищут работу (т.е. явка по приглашению органов занятости для знакомства с предлагаемой работой).
Обязанности органов занятости:
1. Зарегистрировать гражданина в качестве безработного.
2. Предложить в течение 10 дней с момента регистрации имеющиеся варианты подходящей работы.
3. Назначить пособие по безработице.
Основаниями снятия безработного с регистрационного учёта являются:
1. Признание его занятым.
2. Прохождение им профессионального обучения по направлению органов занятости с выплатой стипендии.
3. Неявка без уважительной причины в течение 10 дней со дня регистрации в орган занятости с целью поиска подходящей работы.
4. Длительная (более месяца) неявка в орган занятости без уважительной причины для перерегистрации.
5. Назначение пенсии по старости или за выслугу лет.
6. Отказ от подходящей работы повторно.
7. Отказ от двух вариантов подходящей работы.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ПРИ ПОТЕРЕ РАБОТЫ И БЕЗРАБОТИЦЕ:
I. Квотирование(определение органами местного самоуправления минимального количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов).
Размер квоты определяется органом местного самоуправления ежегодно.
Согласно Закону РФ «О социальной защите инвалидов» квота инвалидов устанавливается в размере от 2 до 4 % от общего числа работников конкретного предприятия любых организационно-правовых форм и форм собственности, в которых численность работников составляет более 30 человек (с учётом работающих на производстве инвалидов).