Потери теплоты с уходящими газами
Потери теплоты с уходящими газами Qy.г (qy.г) возникают из-за того, что физическая теплота (энтальпия) газов Ну.г, покидающих котел при температуре tу.г, превышает физическую теплоту поступающих в котел холодного воздуха и топлива .
Потери теплоты с уходящими газами Qy.г занимают обычно основное место среди тепловых потерь котла и составляют qy.г = 5... 12 % располагаемой теплоты . Для расчета Qy.г используют формулу
Здесь Ну.г, — энтальпии соответственно уходящих газов и теоретически необходимого холодного воздуха, МДж/кг (МДж/м3).
Потери теплоты с уходящими газами зависят в основном от объема и температуры уходящих газов. Наибольшее внимание для снижения этих потерь следует уделять уменьшению коэффициента избытка воздуха αу.г в уходящих газах, который зависит от коэффициента избытка воздуха в топке αт и балластного воздуха за счет его подсосов в газоходы котла, находящиеся обычно под разрежением:
.
Оптимальное по условию минимума суммарных потерь теплоты qy.г + qх.н значение находят с помощью графика (рис. 6.17, а). Возможность снижения αт зависит от вида сжигаемого топлива, способа его сжигания, типа горелок и топочного устройства. При благоприятных условиях контактирования топлива и воздуха избыток воздуха αт необходимый для полного сгорания, может быть уменьшен.
Принимается, что при сжигании газообразного топлива коэффициент избытка воздуха αт < 1,1, при сжигании мазута αт = 1,1, для пылевидного топлива αт = 1,2 и для кускового топлива αт=1,3... 1,7.
Подсосы воздуха по газовому тракту αподс в пределе могут быть сведены к нулю в котлах, работающих под наддувом, т.е. под давлением в дымовом тракте. Для котлов, работающих под разрежением, подсосы составляют Δαподс= 0,15...0,3 и даже больше. Местами проникновения воздуха из окружающей среды в систему котла являются места прохода труб через обмуровку, уплотнения лючков, дверок, гляделок, холодная воронка, трещины и неплотности в обмуровке.
Нередко высказывается мнение, что опасность, связанная с подсосами воздуха в топку незначительна, что можно использовать этот воздух для процесса горения. Такие суждения неверны. Дело в том, что большая часть воздуха подсосов засасывается в топку через небольшие неплотности стен топочной камеры, т. е. не может проникать глубоко внутрь топочной камеры. Двигаясь вблизи экранов, в зоне относительно невысоких температур этот воздух в горении участвует слабо. Таким образом, несмотря на достаточно высокое значение αт на выходе из топки, основной процесс горения протекает с недостатком воздуха, часть топлива, не сгорая, выносится из топки, повышая температуру продуктов сгорания и создавая восстановительную среду внетопочного пространства. Повышение температуры частиц топлива (следовательно, и золы), а также образующаяся восстановительная среда усиливают процессы шлакования и загрязнения труб.
Балластный воздух в продуктах сгорания помимо увеличения потерь теплоты Qy.г приводит также к дополнительным затратам электроэнергии на дымосос.
Важнейшим фактором, влияющим на потери с уходящими газами Qy.г, является температура уходящих газов ty.г. Ее снижение достигается установкой в хвостовой части котла теплоиспользующих элементов (экономайзера, воздушного подогревателя), так как чем ниже температура уходящих газов и, соответственно, меньше разность температур Δt уходящих газов и нагреваемого рабочего тела (например, воздуха), тем большая площадь поверхности нагрева требуется для охлаждения продуктов сгорания.
Повышение же температуры уходящих газов приводит к увеличению потери с Qy.г, следовательно, к дополнительным затратам топлива ΔВ на выработку одного и того же количества пара или горячей воды. В связи с этим оптимальная температура ty.г определяется на основе технико-экономических расчетов при сопоставлении годовых капитальных затрат на сооружение поверхности нагрева и затрат на топливо (см. рис. 6.17).
На рис. 6.17, б приведена область температур от t’у.г до t’’у.г, в которой расчетные затраты различаются незначительно. Это может служить основанием для выбора в качестве наиболее целесообразной температуры t’’у.г, при которой начальные капитальные затраты будут ниже, чем при t’у.г . Необходимая поверхность нагрева также будет меньше, т.е. теплообменник будет более компактным, что облегчает условия его обслуживания и ремонта. При выборе в качестве более целесообразной температуры t’’у.г уменьшается также вероятность конденсации водяных паров, содержащихся в продуктах сгорания, и коррозии поверхности нагрева.
С увеличением тепловой нагрузки котельного агрегата (увеличением расхода топлива В и выхода пара D) потеря теплоты qу.г с уходящими газами возрастает. Это связано с тем, что с ростом нагрузки увеличивается количество выделенной теплоты в топке. Одновременно увеличиваются объем продуктов сгорания и их скорость в газоходах котла. При этом теплоотдача к конвективным поверхностям нагрева возрастает пропорционально увеличению скорости лишь в степени 0,6...0,8. Таким образом, тепловыделение превышает тепловосприятие, и температура уходящих газов с увеличением нагрузки повышается.
При работе котла на твердом и жидком топливе поверхности нагрева могут загрязняться золой топлива. Это приводит к ухудшению теплообмена продуктов сгорания с поверхностями нагрева. Для сохранения заданной паропроизводительности в таком случае приходится увеличивать расход топлива. Загрязнение поверхностей нагрева приводит также к увеличению сопротивления газового тракта котла, и при недостаточной мощности дымососа нагрузка котла снижается. Для обеспечения нормальной эксплуатации агрегата необходимо систематически очищать его поверхности нагрева от загрязнений.