Расчет трудоемкости технических обслуживаний и ремонтов машин
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
МЕЛИОРАТИВНЫХ,
СТРОИТЕЛЬНЫХ и дорожных МАШИН
Методические указания по выполнению курсового проекта учащимисяспециальности: 2-74 06 04 «Техническое обеспечение мелиоративных и водохозяйственных работ»
Выполнил преподаватель: Белоус М. Н.
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии специальных дисциплин по специальности 2-74 06 04 «Техническое обеспечение мелиоративных и водохозяйственных работ»
протокол №_______от «_____»__________________20___г.
Председатель комиссии_____________ Володкевич Н. Г.
Цели и задачи курсового проектирования
Курсовой проект по предмету «Эксплуатация мелиоративных и строительных машин» является заключительным этапом изучения этого предмета. Его целью является систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний. Курсовой проект – самостоятельная творческая работа учащегося, в которой он должен проявить приобретенные во время обучения знания и умения, применять эти знания практически.
При выполнении курсового проекта учащийся должен решать самостоятельно технологические и технические задачи, связанные с энерго- и ресурсосбережением, повышением качества ремонтно-обслуживающих работ и ростом производительности труда, выполнять необходимые теоретические расчеты и графические работы, пользоваться технической и справочной литературой, нормативно-технической документацией.
Должное внимание при проектировании уделяется экономии, использованию прогрессивных методов организации технического обслуживания и ремонта, использованию ЭВМ при решении производственных задач, охране окружающей среды и охране труда.
Курсовой проект должен показать технический и культурный уровень будущего техника-механика, его способность четко и логично формировать свои мысли.
КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Оформление пояснительной записки
Пояснительная записка курсового проекта (работы) является текстовым документом и должна оформляться в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105–79 и ГОСТ 2.106–68.
Материал записки дипломного проекта располагают в такой последовательности: титульный лист, задание на дипломное проектирование, ведомость дипломного проекта, реферат, содержание, введение, основная часть, заключение (выводы и предложения), список использованных при проектировании источников, приложения. Материал записки курсового проекта (работы) следует располагать в такой же последовательности, исключая ведомость проекта (работы), которая для них не оформляется.
Записка должна быть написана собственно автором. Переписывание текстового материала из литературных источников и методических разработок не допускается. Текст записки должен быть четким и не допускать различных толкований. Пример оформления пояснительной записки приведен в приложении 1.
Титульный лист записки проекта выполняют по образцу, приведенному в приложении 2.
Структура расчетно-пояснительной записки
Записка должна включать в указанной ниже последовательности: титульный лист, задание на проектирование, содержание, основную часть, список литературы и при необходимости приложения.
Задание на проектирование подшивается после титульного листа.
Содержание пояснительной записки предназначено для поиска необходимых материалов при ее чтении. Оно должно включать все разделы и подразделы, начиная с введения и кончая приложениями, с указанием номера страницы (листа), где начинается раздел (подраздел). Заголовки разделов и подразделов должны быть написаны в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению заголовков основной части записки. Слово «СОДЕРЖАНИЕ» записывается в виде заголовка симметрично тексту прописными буквами.
Основная часть
Основная часть включает в себя следующие разделы: введение; разработка годового плана-графика технических обслуживаний и ремонтов машин; разработка месячного плана-графика технических обслуживаний и ремонтов машин; расчет трудоемкости технических обслуживаний и ремонтов машин; расчет состава бригад по техническому обслуживанию и ремонту машин, выбор передвижных средств технического обслуживания и ремонта; расчет потребности в горюче-смазочных материалах, организация нефтехозяйства на объекте; организация пункта технического обслуживания; разработка технологической карты технического обслуживания машин; диагностирование машин при техническом обслуживании; экономическая часть; охрана труда и техника безопасности при проведении технического обслуживания; охрана окружающей среды; противопожарные мероприятия.
Введение
Введение должно отражать состояние решаемых в проекте задач и содержать обоснование необходимости проектирования. Слово «Введение» пишется на отдельной строке симметрично тексту прописными буквами.
Схема построения введения должна быть следующей:
1) решения правительства по развитию народного хозяйства и агропромышленного комплекса, относящиеся к теме проекта;
2) основные требования научно-технического прогресса к объекту производства и технологии его изготовления;
3) состояние и перспектива производства на базовом предприятии;
4) обоснование актуальности темы проекта и его цель.
2.3.2. Разработка годового плана-графика ТО и ремонта машин
В соответствии с методикой проведения планово-предупредительных ремонтов расчет технического обслуживания и ремонтов производится на год.
Годовым планом технического обслуживания и ремонта определяется число плановых технических обслуживаний и ремонтов по каждой машине, находящейся на балансе соответствующей организации [1].
Годовой план технического обслуживания и ремонта машин является основанием для расчета потребности в материальных и трудовых ресурсах при разработке производственных планов.
Для разработки годового плана используют данные о фактической наработке на начало планируемого года со времени проведения соответствующего вида технического обслуживания или ремонта, а так же планируемую наработку на год и показателей периодичности технических обслуживаний и ремонтов.
Структура межремонтного цикла устанавливается инструкцией «Рекомендации по организации технического обслуживания и ремонта машин», а также требованиями ГОСТов и эксплуатационной документацией машин.
Расчет количества технического обслуживания и ремонтов ведется по следующей формуле [1]:
, (1)
где НФ – величина фактической наработки машины на начало планируемого года со времени проведения последнего, аналогичного расчетному, вида технического обслуживания, ремонта или с начала эксплуатации, мото-ч;
НПЛ – планируемая наработка на расчетный год, мото-ч;
ТП – периодичность выполнения соответствующего вида технического обслуживания или ремонта, по которому ведется расчет, мото-ч;
КП – число всех видов технических обслуживаний и ремонтов с периодичностью, большей периодичности того вида, по которому ведется расчет (при расчете капитального ремонта КП равно нулю).
Расчеты по формуле (1) должны производится в следующей последовательности: капитальный ремонт, текущий ремонт, периодические технические обслуживания (ТО-3, ТО-2, ТО-1), результаты расчета следует округлять до целых чисел в меньшую сторону.
Данные о фактической наработке машин после соответствующего ремонта или технического обслуживания определяются разностью между общей наработкой машины на начало планируемого года и ее наработкой на день проведения соответственно технического обслуживания или ремонта в году, предшествующем планируемому.
Месяц года, в котором должен проводиться капитальный ремонт машины, определяется по формуле [1]:
(2)
где КМ – порядковый номер месяца, в котором должен проводится капитальный ремонт;
ТКР – периодичность выполнения капитального ремонта, мото-ч;
НФК – наработка машины от предыдущего капитального ремонта или с начала эксплуатации (если капитальный ремонт не проводился) до начала планируемого года, мото-ч.
Если при расчете по формуле (2) КМ > 12, капитальный ремонт машины в планируемом году не производится и переносится на следующий год. Если в соответствии с расчетом по формуле (2) капитальный ремонт однотипных машин распределяется по месяцам неравномерно, допускается корректировка годового плана перенесением планируемого ремонта в пределах ближайшего месяца.
Пример:
Рассчитаем количество технических обслуживаний и ремонтов для одноковшового экскаватора ЭО-3211, у которого инвентарный номер 056 при наработке на начало планируемого года со времени проведения последнего капитального ремонта 4590 мото-ч и планируемой наработке на расчетный год 1800 мото-ч:
-количество капитальных ремонтов
,
принимаем 1 капитальный ремонт;
-количество текущих ремонтов и периодических технических обслуживаний ТО-3
,
принимаем 1 текущий ремонт и периодическое техническое обслуживание ТО-3;
-количество периодических технических обслуживаний ТО-2
,
принимаем 5 периодических технических обслуживаний ТО-2;
-количество периодических технических обслуживаний ТО-1
,
принимаем 23 периодических технических обслуживаний ТО-1.
Определяем месяц проведения капитального ремонта
капитальный ремонт планируем на август.
Результаты расчетов по формулам (1) и (2) сводятся в таблицу 1:
Таблица 1 – Годовой план-график технического обслуживания и ремонта машин на 2011 год
№ п.п. | Наименование машин | Марка машин | Инвентарный номер машины | Фактическая наработка на начало года, мото-ч | Планируемая наработка на год, мото-ч | Периодичность капитального ремонта, мото-ч | Количество ТО и ремонтов | |||||
КР | ТР и ТО-3 | ТО-2 | ТО-1 | СО | ||||||||
количество | месяц проведения | |||||||||||
Экскаватор одноковшовый | ЭО-3211 | август | ||||||||||
2.3.3. Разработка месячного плана-графика
ТО и ремонта машин
На основании годового план-графика разрабатывается месячный план-график технического обслуживания и ремонта машин.
Месячным планом-графиком технического обслуживания и ремонта машин устанавливаются дата остановки каждой машины на техническое обслуживание или ремонт и продолжительность ее простоя в днях.
Фактическую наработку на начало месяца и планируемую наработку на месяц определяют на основании фактической наработки на начало года и планируемой наработки на год с учетом распределение планируемой наработки по месяцам приведенной в таблице 2.
Таблица 2 – Распределение планируемой наработки по месяцам, %
Месяц Машина | ||||||||||||
Экскаватор одноковшовый | ||||||||||||
Бульдозер | ||||||||||||
Кусторез | ||||||||||||
Корчеватель | - | - | - | - | - | |||||||
Фрезер | - | - | - | - | - | |||||||
Экскаватор многоковшовый | - | - | - | - | - | - | ||||||
Каналокопатель | - | - | - | - | - | - | ||||||
Трактор колесный | ||||||||||||
Трактор гусеничный |
Порядковый рабочий день месяца , в который начинается проведение технического обслуживания или ремонта машин, определяется по формуле [1]:
(3)
где -число рабочих дней в планируемом месяце, определяемое по календарю с учетом установленного в данной организации режима работы;
-планируемая наработка на расчетный месяц, мото-ч;
-периодичность выполнения соответствующего вида технического обслуживания или ремонта, по которому ведется расчет, мото-ч;
-величина фактической наработки машины на начало планируемого месяца со времени проведения последнего, аналогичного расчетному, технического обслуживания или ремонта, мото-ч.
Если при расчете по формуле (3) величина окажется большей, чем число рабочих дней в планируемом месяце, соответствующий вид технического обслуживания или ремонта в этом месяце проводиться не должен.
Для определения календарного числа месяца, в которое должно начинаться техническое обслуживание или ремонт, необходимо к полученному числу рабочих дней месяца, рассчитанному по формуле, добавить число выходных дней (по календарю), приходящихся на вычисленное число рабочих дней.
Продолжительность проведения технического обслуживания или ремонта, включаемая в месячный план-график, определяется по данным, приведенным в разделе 5 [1], с учетом фактического времени ожидания и транспортирования машин за предыдущий отчетный период.
При расчете порядкового рабочего дня остановки машины для проведения второй раз в месяц технического обслуживания одного вида его периодичность увеличивают в 2 раза, в третий - в 3 раза и т.д.
Результаты расчета по формуле (3) округляем до целых чисел в меньшую сторону.
Пример:
Рассчитаем даты постановки на техническое обслуживание и ремонт экскаватора одноковшового ЭО-3211, инвентарный номер которого 056, имеющий фактическую наработку на начало планируемого года 4590 мото-ч, , а планируемую наработку на год 1700 мото-ч.
Определяем фактическую наработку на начало месяца:
Определяем планируемую наработку на месяц:
Анализируя данные по этому экскаватору, видим, что у него в июне будут проводиться только периодические технические обслуживания ТО-1 и ТО-2.
Рассчитываем день постановки на ТО-2:
принимаем проведение ТО-2 на 17 рабочий день месяца.
Рассчитываем день постановки на первое ТО-1:
принимаем проведение первого ТО-1 на 1 рабочий день месяца.
Рассчитываем день постановки на второе ТО-1:
принимаем проведение второго ТО-1 на 6 рабочий день месяца.
Рассчитываем день постановки на третье ТО-1:
принимаем проведение третьего ТО-1 на 12 рабочий день месяца.
Рассчитываем день постановки на четвертое ТО-1:
на 17 рабочий день месяца проводится периодическое техническое обслуживание ТО-2, которое включает в себя операции периодического технического обслуживания ТО-1.
Рассчитываем день постановки на пятое ТО-1:
принимаем проведение пятого ТО-1 на 22 рабочий день месяца.
Результаты расчетов по формуле (3) сводим в таблицу 3:
Таблица 3 – Месячный план-график технического обслуживания и ремонта на июнь 2011 года
№ п.п. | Наименование машин | Марка машины | Инвентарный номер машины | Фактическая наработка на начало месяца, мото-ч | Планируемая наработка на месяц, мото-ч | Виды технических обслуживаний и ремонтов и дни их проведения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
с начала эксплуатации | Со времени проведения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К | Т и ТО-3 | ТО-2 | ТО-1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экскаватор одноковшовый | ЭО-3211 | ТО-1 | В | В | ТО-1 | В | В | ТО-1 | В | В | ТО-2 | В | В | ТО-1 | ||||||||||||||||||||||||||
Бульдозер | ДЗ-42 | ТО-1 | В | В | В | В | ТО-3 | ТР | ТР | ТР | ТР | В | В | ТР | В | В | ТО-1 | |||||||||||||||||||||||
В | В | В | В | В | В | В | В |
Условные обозначения:
ТО-1 – периодическое техническое обслуживание №1;
ТО-2 – периодическое техническое обслуживание №2;
ТО-3 – периодическое техническое обслуживание №3;
ТР – текущий ремонт;
В – выходной день.
Расчет трудоемкости технических обслуживаний и ремонтов машин
Расчет трудоемкости технических обслуживаний и ремонтов машин ведется для планирования материальных затрат на проведение периодических технических обслуживаний и плановых ремонтов машин.
Расчет трудоемкости технических обслуживаний и ремонтов машин ведется на год. Исходными данными для этого расчета являются:
-количество периодических технических обслуживаний и ремонтов на планируемый год;
-трудоемкость одного технического обслуживания и ремонта каждого вида для каждой машины.
Трудоемкость технического обслуживания или ремонта машин tМ определяется по формуле [2]:
,чел- ч (4)
где - число технических обслуживаний и ремонтов на планируемый период;
t – трудоемкость работ одного технического обслуживания или ремонта (см. приложение 3), чел-ч.
Пример:
Рассчитаем трудоемкость работ по техническому обслуживанию и ремонту для экскаватора одноковшового ЭО-3211, инвентарный номер которого 056, имеющий на планируемый период 23 периодическое техническое обслуживание ТО-1, 5 периодических технических обслуживаний ТО-2, 2 сезонных обслуживания, 1 текущий ремонт, 1 капитальный ремонт и трудоемкость работ технического обслуживания ТО-1 – 5 чел- ч, технического обслуживания ТО-2 – 22 чел- ч, сезонного обслуживания – 40 чел- ч, текущего ремонта – 780 чел- ч, капитального ремонта – 1260 чел- ч:
;
;
;
;
.
Данные расчета по формуле (4) сводим в таблицу 4.
Таблица 4 – Расчет трудоемкости технического обслуживания и ремонта машин
№ п.п. | Наименование машин | Марка машин | Кол-во машин | Количество ТО и ремонтов | Трудоемкость работ, чел-ч | Итого | |||||||||||||
ТО-1 | ТО-2 | Т | К | СО | ТО-1 | ТО-2 | Т | К | СО | ||||||||||
Од- ного | За год | Од- ного | За год | Од- ного | За год | Од- ного | За год | Од- ного | За год | ||||||||||
Экскаватор одноковшовый | ЭО-3211 | ||||||||||||||||||
... | ... | ||||||||||||||||||
... | ... | ||||||||||||||||||
Всего | ... | ... | ... | ... | ... | ... |
Далее в таблице подсчитывается сумма трудоемкости технических обслуживаний и ремонтов за год одного вида (по колонкам) и по каждой марке машин (по строкам).
.
Данные расчета по формуле (4) сводим в таблицу 4.
Далее в таблице подсчитывается сумма трудоемкости технических обслуживаний и ремонтов за год одного вида (по колонкам) и по каждой марке машин (по строкам).