Краткие теоретические сведения. 3.1. Травматизм при погрузочно-разгрузочных работах
3.1. Травматизм при погрузочно-разгрузочных работах
Погрузочно-разгрузочные работы являются во всём мире одним из самых распространённых видов работ, при выполнении которых работники получают тяжёлые и смертельные травмы. Например:
- в зависимости от отрасли доля несчастных случаев при погрузочно-разгрузочных работах в России колеблется от 2 до 50%;
- в Республике Беларусь (по данным Департамента государственной инспекции труда её Министерства труда и социальной защиты) в 2010 году на производстве при погрузочно-разгрузочных работах было 28 несчастных случаев с тяжёлым исходом и 15 - со смертельным.
В каждой организации время от времени проводятся погрузочно-разгрузочные работы, связанные с ремонтно-строительными работами, поступлением техники, оборудования, инвентаря, материалов и т. д. В связи с тем, что многие организации, как правило, не имеют специалистов-грузчиков, погрузочно-разгрузочные работы проводят силами имеющихся в наличии работников. При проведении этих работ имеют место случаи производственного травматизма, в том числе и со смертельным исходом. Основными причинами несчастных случаев при проведении погрузочно-разгрузочных работ являются плохая их организация, а также незнание работниками правил охраны труда.
Самый высокий уровень производственного травматизма бывает при выполнении погрузочно-разгрузочных операций, эксплуатации грузоподъёмных машин и механизмов и транспортных средств.
Анализ происшествий, повлекших несчастные случаи на производстве при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, в том числе с применением средств механизации, показывает, что организующие их работодатели и выполняющие их работники не соблюдают требования безопасности, регламентируемые нормативными правовыми актами и локальными нормативными правовыми актами по охране труда [19, 20, 51, 52, 88-98, 122-128], и не уделяют должного внимания соблюдению технологических процессов. Причём работодатели не всегда обеспечивают эффективный контроль за применением работниками безопасных приёмов в работе и выполнением требований, изложенных в соответствующих правилах и инструкциях по охране труда.
Работы, выполняемые с использованием грузоподъёмного оборудования, и погрузочно-разгрузочные работы с применением средств механизации, относятся к работам с повышенной опасностью, которые необходимо выполнять, организуя производственные процессы с учётом требований безопасности на основе нормативных правовых актов.
3.2. Причины травм при погрузочно-разгрузочных работах
Внедрение средств механизации и автоматизации в различных отраслях экономики позволило резко повысить уровень комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ с насыпными, навалочными и штучными грузами. Однако на ряде операций, таких, как укладка штучных грузов, ящиков, бочек, мешков в склады, на площадках, на транспортные механизмы, ещё применяется ручной труд.
К погрузочно-разгрузочным и подъёмно-транспортным операциям относятся операции, связанные с поднятием и перемещением различного рода груза (штучного, затаренного, сыпучего). Погрузочно-разгрузочные работы могут проводиться вручную, с применением простейших приспособлений и инвентаря, ручных и механизированных тележек, специальных погрузчиков и штабелеукладчиков, механизмов непрерывного транспортирования (конвейеров).
Каждый раз при ручном или автоматизированном перемещении грузов возникает риск несчастных случаев. Многообразие рисков определяется технологическими и организационными характеристиками системы, окружающей средой и мерами предотвращения аварий. В целях безопасности полезно определить работу с материалами как некую систему взаимосвязанных элементов. При изменении любого из элементов системы - оборудования, товаров, процедур, среды, персонала, управления и организации - риск травм также изменяется.
Основными причинами травматизма на погрузочно-разгрузочных работах являются организационные и технические причины.
К организационным причинам травматизма относятся:
- допуск к работе без обучения и инструктажа при отсутствии прав на управление грузоподъёмными и транспортными механизмами;
- недостаточные знания обязанностей и правил безопасности лицами, занятыми обслуживанием грузоподъёмных механизмов;
- подъём и перемещение грузов, превышающих установленные нормы;
- пребывание обслуживающего персонала в опасной зоне при подъёме, перемещении, опускании или кантовке груза;
- допуск к выполнению стропальных работ лиц, не имеющих на это прав;
- нарушение правил технического освидетельствования;
- отсутствие должного руководства и надзора со стороны лиц, ответственных за безопасное состояние грузоподъёмных устройств и безопасное проведение работ;
- неправильные приёмы работы, работа под грузом или линиями электропередачи;
- применение неисправных или отсутствие приспособлений или погрузочных средств;
- неудовлетворительное состояние покрытия погрузочно-разгрузочных площадок и недостаточная их освещённость;
- нарушение мер безопасности с воспламеняющимися и токсичными веществами;
- неудовлетворительное состояние или отсутствие средств индивидуальной защиты.
Среди технических причин травматизма при погрузочно-разгрузочных работах основными являются:
- неисправность или отсутствие ограждений подвижных частей машин, механизмов;
- отсутствие предохранительных устройств;
- дефекты изготовления грузоподъёмных устройств, низкое качество ремонта;
- несоответствие стропальных устройств условиям погрузки;
- отсутствие или неисправность сигнализации, аварийных, тормозных и улавливающих устройств, заземления корпусов электрифицированного оборудования.
Основные причины несчастных случаев - это несоблюдение инст-
Рис. 1.Требования охраны труда при погрузочно-разгрузочных работах
рукций по эксплуатации и содержанию грузоподъёмных и транспортных средств, нарушение правил производства погрузочно-разгрузочных работ, необученность персонала, обслуживающего грузоподъёмное и транспортное оборудование, и прежде всего - неудовлетворительный надзор технического персонала за эксплуатацией и содержанием грузоподъёмных машин и механизмов и транспортных средств.
На ряде предприятий отсутствуют инструкции, памятки и плакаты по технике безопасности для рабочих, выполняющих погрузочно-разгрузочные и транспортные работы.
3.3. Охрана труда при погрузочно-разгрузочных работах
Все погрузочно-разгрузочные работы должны производиться с соблюдением требований ГОСТ 12.3.009-76 ССБТ «Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности» [20], ГОСТ 12.3.020-80 ССБТ «Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности» [19] и соответствующих инструкций по охране труда [ 51, 52, 88-98, 122-128].
Администрация предприятия или организации при погрузке и выгрузке грузов должна обеспечить соблюдение правил, норм и требований техники безопасности.
Погрузочно-разгрузочные работы выполняются под руководством ответственного лица, назначенного администрацией предприятия или организации. При возникновении опасных моментов или обстоятельств ответственный за производство погрузочно-разгрузочных работ должен немедленно принять меры предосторожности, а если это невозможно, прекратить работы до устранения опасности.
Он проверяет исправность грузоподъёмных механизмов, такелажного и прочего погрузочно-разгрузочного инвентаря. Работать на неисправных механизмах и с неисправным инвентарем запрещается.
Погрузочно-разгрузочные работы надо выполнять, как правило, механизированным способом при помощи кранов, погрузчиков и других машин, а при незначительных объёмах - средствами малой механизации.
К выполнению погрузочно-разгрузочных работ и складированию грузов допускаются работники, не имеющие противопоказаний по выполняемым работам по возрасту и полу, прошедшие медицинское освидетельствование, вводный инструктаж, первичный инструктаж, обучение и стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда и соответствующую квалификацию согласно тарифно-квалификационного справочника.
Правила безопасности при выполнении ручных разгрузочно-погрузочных работ ограничивают предельные нормы переноски тяжестей (по горизонтальной поверхности): 50 кг для мужчин и 20 кг для женщин. Подростки 16-18 лет и женщины допускаются к погрузочно-разгрузочным работам только штучных (кирпич, легкая арматура и т. п.), навалочных грузов (песок, гравий и т. п.), пустой тары, пиломатериалов. Работа должна производиться в спецодежде и рукавицах. Для облегчения труда при перемещении тяжестей применяют вспомогательные приспособления: тачки, тележки, деревянные слеги с железными крюками на концах для скатки и накатки груза на транспортное средство, канаты и верёвки.
Суммарная масса груза, перемещаемого в течение смены, для женщин не должна превышать 3000 кг, для мужчин - 7000 кг (включая массу тары). Грузчикам-мужчинам разрешается переносить груз массой до 80 кг только с помощью приспособлений; при массе груза 50 кг и выше подъём его на спину и спуск должен производиться с помощью других рабочих. При расстоянии транспортирования свыше 15 метров груз массой 50 кг и более перемещают при помощи механизмов. Груз массой более 80 кг независимо от расстояния перемещают только с помощью механизмов и специальных приспособлений, допуская к обслуживанию их специально обученных рабочих.
Баллоны с газом перемещают на тележках и тачках. Бутыли с химикатами, кислотой переносят в корзинах с ручками и только на короткие расстояния. Для разгрузки округлых предметов (труб, бочек) с автомашин и платформ используют наклонные настилы из досок толщиной не менее 50 мм или брёвен диаметром 150 мм.
Для каждой группы погрузочно-разгрузочных работ характерны свои опасности, которые могут привести к несчастным случаям.
Механизированный способ погрузочно-разгрузочных работ является обязательным для грузов массой более 50 кг, а также при подъёме грузов на высоту более 3 метров.
Механизированные погрузочно-разгрузочные (такелажные) работы выполняют лица, аттестованные в соответствии с правилами Госгортехнадзора, машинисты кранов, стропальщики и зацепщики, имеющие удостоверение на право производства этих работ. При обслуживании грузоподъёмных машин, имеющих электрический привод, возможны случаи поражения электрическим током. Поэтому машинисты кранов должны иметь квалификационную группу по технике безопасности не ниже II.
На каждом грузоподъёмном механизме обозначаются регистрационный и инвентарный номера, предельно допустимая нагрузка и дата следующего испытания. Непосредственно на крюках, захватах выбивают клеймо, а к цепям, канатам и тросам прикрепляют бирку с указанием их грузоподъёмности, принадлежности, номера и даты следующего испытания. Грузоподъёмные машины и вспомогательные приспособления с просроченным сроком испытания применять нельзя.