Нормирование скоростей движения
Введение
Автомобильный транспорт как один из видов наземного транспорта получил наибольшее распространение и занимает ведущее положение в перевозках пассажиров.
В современных условиях дальнейшее развитие и совершенствование экономики, немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. От его четкости и надежности во многом зависят: трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства, настроение людей, их работоспособность.
В единой транспортной системе России пассажирский автомобильный транспорт занимает ведущее место в обслуживании населения, т.к. только автомобильным парком Министерства транспорта РФ ежедневно перевозится более 80 млн. пассажиров. В связи с этим увеличивается значение данной дисциплины в подготовке специалистов по эксплуатации автомобильного транспорта.
Пассажирский транспорт относится к сфере услуг населению. Экономическая и социальная роль пассажирского транспорта состоит в оказании услуг по перевозке пассажиров, их ручной клади и багажа путем удовлетворения потребности людей в перевозках.
У пассажирского автотранспорта, как и у других видов транспорта, много острых проблем. Но сами транспортники выделяют 3 проблемы: первая – это старение парка, вторая – масса льготников, третья – это старение автодорог.
Транспорт должен постоянно развиваться вместе с другим отраслями экономики и даже опережать их. Один из путей развития транспорта, является оснащение транспорта высококвалифицированными трудовыми кадрами.
Основными задачами пассажирского автотранспортного предприятия:
- Контроль соблюдения маршрута, расписания движения;
- Учет прохождения контрольных точек (остановок);
- Увеличение оборачиваемости транспорта;
- Сокращение расходов на ГСМ и оплату труда;
- Учёт пассажиропотока;
- Оптимизация расписания движения автобусов в зависимости от пиковых нагрузок на маршрутах;
- Учёт оплаты проезда и пресечение присвоения выручки;
- Сбор статистических данных о работе автопарка;
- Обеспечение безопасности движения;
- Упрощение учёта и анализа статистики.
Целькурсового проекта: Организация работы автобусов на городском маршруте № 33 «ул. Бархатовой – МПО им. Баранова».
Задачи курсового проекта:
- выполнить нормирование скоростей движения;
- построить эпюры пассажиропотока;
- определить коэффициенты неравномерности распределения пассажиропотоков;
- выбрать тип подвижного состава;
- рассчитать автомобиле-смены на маршруте;
- рассчитать маршрут;
- рассчитать производственную программу;
- рассчитать количество водителей;
- составить расписание движения автобусов;
- определить организацию сбора платы за проезд в автобусах и контроль оплаты проезда.
Исследовательский раздел
Характеристика маршрута
Автобусные перевозки организуют на определенных маршрутах, обуславливаемых размером и направлением пассажиропотоков.
Маршрутом называется установленный соответствующим образом, путь следования автобусов между начальными и конечными пунктами.
Автобусный маршрут № 33 «ул. Бархатовой – МПО им. Баранова» является городским маятниковым маршрутом.
Протяженность маршрута составляет 17,9 км.
Количество промежуточных остановок – 34, они оборудованы: искусственным освещением в темное время суток, навесом (павильоном), указателем с номерами маршрутов, дорожным знаком «место остановки автобуса и троллейбуса», Специальными площадками для заезда маршрутных транспортных средств, ширина которых составляет не менее 1,5 м, а длина кармана больше габаритной длины автобуса на 5 м.
Дорожное покрытие – асфальтированное.
Ширина проезжей части – 12-18 м, имеет по 3 или 4 полосы в каждом направлении.
Данный маршрут проходит по основным улицам города Омска, таким как: Нефтезаводская, проспект Мира, Красный Путь, Ленина, Маяковского и другие.
Вблизи остановочных пунктов находятся различные учреждения и культурные центры, такие как: КДЦ Кристалл, КДЦ им. Маяковского, Омский Областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Омский Государственный историко-краеведческий музей и другие.
Конечные пункты оборудованы специальными площадками на которых отстаиваются автобусы.
Схема движения автобусного маршрута №33 «ул. Бархатовой – МПО им. Баранова» представлена в Приложении А.
Нормирование скоростей движения
Нормирование скоростей – это установление норм времени (скорости) движения автобусов между остановочными пунктами.
Скорости движения нормируют для обеспечения безопасной и эффективной эксплуатации подвижного состава, рационализации использования труда водителей и сокращения затрат времени пассажиров на поездки. Нормы времени на выполнение рейсов на маршруте устанавливают с учетом продолжительности движения на перегонах, пассажирообмена на остановочных пунктах и межрейсовых отстоев на конечных пунктах маршрута. Скорости движения нормируют при открытии маршрута и далее не реже двух раз в год вначале осенне-зимнего и весенне-летнего сезонов.
Применяют два метода нормирования скоростей движения автобусов на маршрутах и определения времени рейса: хронометражный и расчетный.
Хронометражный метод основан на замерах фактических затрат времени и отдельные его элементы (движение по перегонам, остановки и задержки по разным причинам). Результаты замеров фиксируют в картах хронометражных наблюдений.
При хронометраже соблюдают ряд условий:
- выпуск автобусов на маршрут должен быть полным;
- проезжая часть должна быть сухой;
- число замеров не менее четырех в каждом направлении движения;
- при использовании разнотипного подвижного состава замеры проводят для наименее динамичных автобусов.
Расчетный метод нормирования скоростей движения на маршрутах и определения времени на рейс основан на разделении маршрута на отдельные участки. Границами участков служат остановочные пункты, светофоры и перекрестки, железнодорожные переезды, места изменения типа дорожного покрытия, ширины и продольного уклона проезжей части, интенсивности транспортного потока, а также места установки дорожных знаков, ограничивающих скорость движения. Исходные данные для нормирования расчетным методом берут из паспорта автобусного маршрута.
Опыт использования хронометражного и расчетного методов нормирования скоростей движения и времени рейса свидетельствует о том, что наилучшие результаты получаются при совместном использовании обоих методов.
При установлении нормы времени рейса в качестве ограничений учитывают скорости движения автобусов:
- конструктивную (максимальную), допускаемую конструкцией автобуса и устанавливаемую заводом-изготовителем;
- предельно допустимую, разрешенную Правилами дорожного движения на соответствующих участках маршрута;
- среднеходовую на участках маршрута (без задержек на разгон и торможение).
На затраты времени на рейс влияют:
- частота расположения остановочных пунктов;
- тягово-динамические качества автобусов;
- конструктивные особенности посадочных устройств (двери, подножки, поручни);
- интенсивность пассажиропотока на маршруте;
- число пассажиров, приходящихся на одну дверь автобуса;
- интенсивность транспортного потока на трассе маршрута;
- дорожные и климатические условия движения;
- ограничения скорости движения в связи с регулированием дорожного движения;
- опыт и психофизиологическое состояние водителей автобусов.
Для механизации и автоматизации нормирования времени рейса используют технические средства: тахографы и регистраторы
пассажиропотока.
1.2.1 Время движения за рейс
, (ч) (1.1)
где – длина маршрута, км
– скорость техническая, км/ч
1.2.2 Суммарное время простоя на промежуточных остановках
(ч) (1.2)
где – количество промежуточных остановочных пунктах
– среднее время простоя на промежуточных остановочных пунктах, ч
1.2.3 Время рейса
(ч) (1.3)
где – время простоя на конечном пункте, ч