Методы оценки результативности труда, основанные на суждениях
Объективные методы оценки результативности труда
Оценки результативности используются для:
· Валидизации отборочных критериев
· Выявления потребности в программах обучения
· Определения эффективности
· Повышения производительности труда
· Принятия решений относительно заработной платы и продвижения по службе
· Определения потенциальных возможностей работников с точки зрения их профессионального роста
(Шульц Д., Шульц С., Психология и работа 2003)
Объективные методы оценки результативности труда
1. Количество произведенной продукции
2. Электронный мониторинг
3. Информация о сотруднике
1. Количество произведенной продукции как критерий результативности труда.
· Измерение количества продукции, произведенной в единицу времени при одновременной оценке качества
· Данный метод используется главным образом в промышленном производстве
· Главный минус – влияние множества факторов на конечную оценку труда => искажение оценки
2. Электронной наблюдение за работником (электронный мониторинг).
Количество ударов по клавиатуре и движение мышки
3. Информация о сотруднике.
Данные об абсентизме, рост зарплаты, продвижение по службе, сведения о несчастных случаях на рабочем месте.
Информация о личностных качествах полезна в качестве критерия относительной ценности сотрудников для данной организации, но она не заменит измерений результативности труда.
Сотрудник ≠ Работник
Методы оценки результативности труда, основанные на суждениях.
(наблюдения за действиями работников в течение определенного времени с последующим оформлением впечатлений о них в виде умозаключений об их качестве)
Наблюдатель должен быть экспертом.
Методы оценки, основанные на суждениях |
1. Письменные характеристики |
2. Объективные рейтинги |
3. Достижение поставленных целей |
1. Письменные характеристики.
· Характеристики, написанные супервизором и содержащие информацию о произведенной деятельности оцениваемого
· Могут быть двусмысленными и способны ввести в заблуждение (не хочется ругать хорошего и хвалить плохого)
· Снижение влияния субъективизма оценщиков, привело к созданию методик, основанных на определении рейтингов работников
Решение проблемы снижения субъективизма работников à Создание методик, основанных на определении рейтинга работника.
Рейтинг – количественное выражение работы сотрудника.
2. Определение объективных рейтингов.
· Сравнительно легко определяется.
· Создает предпосылки для более объективной оценки.
· Сравнение на основании выполнения особых обязательств.
· Сравнение результативности в разные промежутки времени.
3. Достижение поставленных целей.
Управление посредством постановки целей (management by objectives - MBO): соглашение между персоналом и менеджментом относительно целей, которые должны быть достигнуты за определенный период времени.
Стратегии МВО:
1) определение целей
2) оценка достижений
3. Методические принципы разработки прикладных программ в области оптимизации процесса профессионального труда.
Спасала проводится профессиография, составляется план оптимизации, он согласовывается с начальством, потом после приведения в жизнь и периода адаптации проводят повторные замеры. В общем то все (от СОНИ) дальше тоже самое только в другом виде
1. Диагностика и сбор данных - выявление проблемной зоны - программа для исправления
2. Согласование программы изменений с руководством
3. Проведение среза после периода адаптации к внедрениям
Ф. Тейлор впервые сформулировал принципы, ставшие основополагающими в теории менеджмента:
• цель производства заключается в постоянном повышении комфорта и благосостояния человечества;
• миссия научного управления состоит в конструктивном вкладе в экономический и социальный прогресс общества;
• ответственность лидеров бизнеса за соблюдение интересов частного капитала будет возрастать по мере развития цивилизации;
• ядром менеджмента является управляющий.
Фактически тейлоризм заложил основы современного менеджмента и научной организации труда. Одновременно с системой Ф. Тейлора появились и другие научные исследования трудовой деятельности. В частности, Ф. Гилберт выдвинул идею универсальных микродвижений, в виде комбинации которых может быть представлена любая производственная операция. Данные идеи позволили резко повысить производительность труда на заводах Г. Форда.
Особую известность получил Хотторнский эксперимент, проведенный в 1927 г. Э. Мэйо.Он изучал влияние различных факторов организации трудовой деятельности на повышение производительности труда на промышленном предприятии в Чикаго. Впервые внимание было сконцентрировано на условиях и организации труда, заработной плате, межличностных отношениях. Э. Мэйо показал особую роль человеческого и группового факторов в трудовой деятельности и развил основы социального менеджмента.
В основе концепции Э. Мэйо лежат следующие принципы:
• человек представляет собой социальное животное, включенное в рамки групповых взаимоотношений;
• жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой;
• руководители промышленных предприятий должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию.
4. Сопоставление специфических особенностей профессиональной деятельности в организациях традиционного типа и «виртуальных» организациях.
Виртуальная организация
Преимущества и недостатки. Виртуальный подход позволяет компании привлечь к проекту наиболее одаренных и наиболее необходимых для решения конкретных задач профессионалов. Естественно, что по степени гибкости и скорости отклика виртуальные организации не знают себе равных. Подобно сетевым структурам, это могут быть истинно глобальные организации, использующие ресурсы, знания и опыт со всего мира. Виртуальная форма организации предоставляет компании возможность временно пользоваться услугами специалистов мирового класса. Многие профессионалы ставят свободное время и независимость превыше стабильной занятости и дохода. Для них участие в деятельности виртуальных организаций — это возможность выбора наиболее интересных проектов.
Один из главных недостатков виртуальных организаций — ограниченность контроля над деятельностью работников. Границы виртуальной организации размыты, а значит, топ-менеджеры должны максимально четко определять цели проекта (в противном случае вероятность целенаправленной деятельности группы резко снижается) и, кроме того, делегировать право принятия решений непосредственным исполнителям. Дополнительные требования предъявляются и к менеджерам, которым постоянно приходится вступать в контакты с новыми людьми, воспринимать новые идеи, анализировать новые проблемы. Менеджеры виртуальных организаций должны не только разбираться в современных технологиях, но и уметь решать задачи коммуникативного и мотивационного характера. Общение преимущественно по телефону и е-почте означает возникновение огромного потенциала недопонимания. В виртуальной среде отсутствует мотивация, возникающая в ходе регулярных взаимодействий с коллегами по работе и тесных взаимоотношений с ними. В обобщенном виде преимущества и недостатки виртуального подхода представлены в табл.
Традиционная организация
Ну, надо что-то придумать…
5. Структурно – функциональный анализ деятельности. Объект, предмет и продукт (результат) труда, орудия, и функциональные средства труда, условия труда как основные структурные компоненты профессиональной деятельности.
Человек как субъект труда (психология труда и психология проф деятельности изучает 1 человека по отдельности).
1. Объект и предмет труда.
Предмет труда – это исходный материал, который преобразуется профессионалом для получения результата. Фактически предмет труда и преобразуется в результат. Предмет – часть объекта.
Результат труда (продукт) – социально значимый итог работы с заданными ожидаемыми) качественными и количественными параметрами.
Трудовая задача |
Преобразование предмета в результат |
Предмет труда |
Результат труда |
2. Задача– процесс преобразования предмета в результат. Всегда задача извне.
Трудовые (профессиональные) задачи: базовые единицы трудовой деятельности, в которых сконцентрировано основное содержание труда.
· Должностная позиция: социально фиксированная и нормативно заданная система трудовых задач.
· Трудовой пост: сочетание должностной позиции и конкретных особенностей выполнения трудовых задач (требуемая квалификация, заработная плата, производственные условия - предметная информация, социальная среда)
3. Орудия и средства труда
Материальные (орудия):
· Механические
· Автоматизированные
· Компьютерные
Функциональные (средства)
· Знания, умения, навыки;
· Индивидуальные, физиологические, психологические особенности, используемые для решения профессиональных задач;
· Актуальные и потенциальные ресурсы.
4. Условия труда
Физические (факторы внешней среды):
· Микроклимат
· Шум и вибрация
· Уровень освещенности
· Наличие вредных веществ и биологических элементов
Социальные (факторы социальной среды):
· Особенности профессиональной коммуникациии
· Социально психологический климат
Рабочее место и особенности рабочей позы (условия + орудия)
· Техническая особенность рабочего места
· Оптимальная организация пространственного расположения орудийных средств и рабочих материалов
· Соответствие антропометрическим и психофизиологическим характеристикам человека
· Возможности поддержания оптимальной рабочей позы и профилактика гиподинамии
5. Характеристики трудового процесса
Содержание трудового процесса
· Технологические особенности
· Алгоритмы
· Особенности принятия решения
· Наличие обратной связи
· Индивидуальный репертуар «программ» выполнения трудовых задач и пр.
Особенности рабочей нагрузки
· Продолжительность воздействия
· Вид нагрузки
· Распределение нагрузки во времени
Режимы труда и отдыха
· Планирование перерывов на отдых
· Содержательное наполнение рабочих перерывов
6. Цели и задачи профессиональной деятельности: проблема субъективных критериев переформулирования целей. Соотношение объективно заданных и субъективно принятых профессиональных задач.
Цель профессиональной деятельности — это предполагаемый результат, обеспечивающий развитие личности и ее жизнедеятельность.
Задачи профессиональной деятельности — это этапы достижения цели.
7. Понятия производительности, результативности, эффективности труда, их соотношение. Психологические критерии оценки эффективности.
Эффективность труда – комплексная характеристика использования трудовых ресурсов. Во всех сферах деятельности измеряется как отношение результата к затратам живого труда. Основными показателями эффективности труда, в том числе в торговле, служат показатели производительности труда
Производительность труда – это показатель эффективности использования ресурсов труда (трудового фактора).
Результативность труда- мера эффективности труда, характеризующаяся достижениемрезультата/цели трудовой деятельности или степенью приближения к ней. Результативность трудаопределяется значениями показателей, отражающих достигнутый конечный результат труда.
8. Проблемы количественного анализа результатов труда в некоторых современных видах профессиональной деятельности.
Например обучение.
9. Понятия «компетенции» и «компетентность». Выявление профессиональных компетенций как результат организационно – психологического анализа профессиональной деятельности.
Виды профессиональной компетентности:
1. Специальная: владение приемами, позволяющими выполнять профессиональную деятельность
2. Социальная: владение приемами профессионального общения
3. Личностная: владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям
4. Индивидуальная: владения приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, способность к саморегуляции.
Что такое «компетенция»?
Компетенция – базовое качество индивидуума, имеющее причинное отношение к эффективному и/или наилучшему на основе критериев исполнению в работе или в других ситуациях
Компетенции всегда содержат намерение, с помощью которого мотив, или свойства будут работать на результат
Проведение без намерения не может рассматриваться как составляющая компетенции
Пять типов базовых качеств:
1) Мотивы – то, о чем человек думает, чего хочет и что вызывает действие. Они направляют наше поведение
2) Психофизиологические особенности – физ характеристики и соответств. Реакции на ситуацию или информацию
3) Я-концепция – установки, ценности или образ «я человека
4) Знания
5) Навык
Критерии, чаще всего применяемые при изучении компетенций:
1. Наилучшее исполнение.
2. Эффективное исполнение
Категории компетенций
1. Пороговые компетенции.
2. Дифференцирующие компетенции
Достижение и действие | Помощь и обслуживание других | Воздействие и оказание влияния | Менеджерские компетенции | Когнитивные компетенции | Личная эффективность |
Ориентация на достижение | Межличностное понимание | Воздействие и оказание влияния | Развитие других | Развитие мышление | Самоконтроль |
Забота о порядке | Ориентация на обслуживание клиента | Понимание компании | Директивность | Концептуальное мышление | Уверенность в себе |
Инициатива | Построение отношений | Работа в команде и сотрудничество | Менеджерская экспертиза | Гибкость | |
Поиск информации | Командное лидерство | Преданность компании |
Уникальные компетенции:
1. Профессиональные предпочтения – работник по-настоящему наслаждается работой, получает от нее огромное удовольствие
2. Точная самооценка – работник знает свои слабые и сильные стороны, эффективно использует сильные, компенсируя слабые
3. Аффиляция – работник действительно интересуется и наслаждается общением с другими людьми (хорошие менеджеры)
4. Навыки письма
5. Видение – работник обладает способностью создавать новое понимание миссии компании, придумывать новое видение группы
6. Эффективная вертикальная коммуникация – работник информирует начальство обо всех важных продвижениях, сообщает ему как хорошие новости, так и плохие
7. Конкретный стиль обучения и общения – работник учится напрямую на практичческом опыте, общается, представляя прямой опыт, наглядные демонстрации и пр.
8. Отсутствие «страха отказа»
9. Пунктуальность
10. Исследование и оптимизация уровня индивидуальной компетентности профессионалов как основа высокой профессиональной эффективности.