Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания
В процессе регулярных тренировочных занятий воспитываются умения и навыки, а также психические качества, черты и свойства личности человека. В процессе физического воспитания формирование психических качеств личности происходит путем моделирования жизненных ситуаций. Существуют различные физические упражнения и виды спорта, которые в разной степени воспитывают и формируют психические качества занимающихся.
Часть вторая
Общая и физическая подготовка
Общая физическая подготовка – это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. Перед ОФП могут быть поставлены следующие задачи:
- достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;
- приобрести общую выносливость;
- повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие и скоростные способности;
- увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;
- улучшить ловкость в самых разнообразных действиях, умение координировать простые и сложные движения;
- научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабиться.
Основой целевой задачи физической подготовки основного контингента студентов является общая физическая подготовка. С общей физической связано достижение физического совершенства – уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей человека.
Специальная физическая подготовка
Специальная физическая подготовка – это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины или вида трудовой деятельности.
Специальная подготовка подразделяется на две основные группы:
- спортивная подготовка;
- профессионально-прикладная физическая подготовка.
Спортивная подготовка
Спортивная тренировка – это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющие направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.
В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность – массовый спорт и спорт высших достижений.
Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта – укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых. Цель подготовки в сфере спорта высших достижений – добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности. Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психологический элементы.
Под технической подготовленностью понимают степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения.
К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта.
К дополнительным относятся второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые не нарушают его рациональность.
Физическая подготовленность – это возможность функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.
Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он владеет средствами спортивной тактики, ее видами и формами. Активность тактических действий во время соревнований является важным показателем спортивного мастерства.
Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность. Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность, решительность, настойчивость, упорство в достижении цели. Практически основой методики волевой подготовки служат следующие требования:
- регулярно и обязательно выполнять тренировочные программы и соревновательных установок;
- системно вводить дополнительные трудности;
- использовать соревнования и соревновательный метод.
В структуре специальной психической подготовленности спортсмена следует выделить те стороны, которые можно совершенствовать в ходе спортивной подготовки:
· устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочной и соревновательной деятельности;
· визуальное восприятие двигательных действий и окружающей среды;
· способность к психической регуляции движений, обеспечение эффективной мышечной координации;
· способность воспринимать, организовывать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени.