Формы и методы воспитания. Формирование нравственных качеств личности

Семейное и дошкольное воспитание в Японии

Современная японская семья сохраняет ряд специфических особенностей, главная из которых - патриархальность. Таким образом, традиционная идея о разделении жизненных ролей по половому признаку - мужчина работает вне дома, женщина ведет хозяйство и воспитывает детей - все еще торжествует в Японии.

Основной смысл первичной социализации в Японии может быть сформулирован несколькими словами: отсутствие для малышей каких-либо ограничений. Никакой ворчливости, никаких строгостей, почти полное отсутствие телесных наказаний.

Японская мать избегает утверждения своей власти, поскольку это ведет к отчуждению ребенка от нее. Самым важным является демонстрация на собственном примере правильного поведения в обществе.

В Японии проводится целый ряд праздников для детей, которые позволяют формировать у них чувство сопричастности к традициям своей страны.

Особых рецептов физического воспитания японских детей нет. Преимущество отдается большому объему физической нагрузки, разнообразным подвижным играм. Причем самое удивительное заключается в том, что и воспитатели, и учителя участвуют в этих играх наравне с детьми.

Таким образом, воспитание маленьких детей в Японии направлено на формирование в ребенке понятия о человеческом общежитии, укрепление его физического и психического здоровья, подготовку человека, умеющего работать в коллективе, четко выполняя предписания и не мешая окружающим [1,c106]. Общеобразовательная подготовка в японской школе сочетается с трудовым обучением.

Феномен “японского чуда”: преемственность традиций.

Специфику японской социальности за­дает широко известный феномен, состав­ляющий основу традиции, — группизм. Японец никогда не отделяет себя от обще­ства, от своей "референтной группы". Восточный менталитет с его группизмом никогда не делал ставку на формиро­вание личности.

Необходимо обратить внимание на такую традицион­ную специфическую деталь, характеризую­щую межличностные и групповые отно­шения в этой стране, как формирование 1-го, 2-го и 3-го кругов общения, для каж­дого из которых существует своя модель поведения.

Нигде в мире нет такого, как в Япо­нии: все другие страны ввозят рабочую силу, привлекают иностранцев на гряз­ную, черную работу. Японцы же почти полностью обслуживают себя сами. У них практически нет национальных и дискри­минируемых меньшинств. "Прижиться" в Японии предста­телю другой языковой культуры вообще очень затруднительно.

Отметим еще одну деталь: Япония все­гда переживала и проживала исторические события как единый субъект.

Характерной особенно­стью межличностных отношений в Япо­нии является то, что они в основном фор­мируются на основе совместной производ­ственной деятельности.

Современное состояние системы образования в Японии.

Финансирование системы образования.

Система непрерывного образования современной Японии представляет собой дифференцированную (государственную, местную, частную) структуру, включающую следующие компоненты: детский сад, шестилетнюю начальную школу, трехлетнюю неполную среднюю школу и полную среднюю школу, вуз. Базовым школьным образованием считается девятилетнее обучение в неполной средней школе. Система образования руководствуется принципами, закрепленными в Основном законе страны об образовании. Высшую ступень занимают университеты.

Формы и методы воспитания. Формирование нравственных качеств личности.

В ныне действующих документах Министерства образования, науки и культуры курс морального воспитания в неполной средней школе определяется как "воспитательная деятельность, направленная на формирование качеств, желательных государству". В них сформулированы четыре методических правила, которые должен соблюдать каждый японский учитель [8; с.53].

¾ Первое правило. Воспитание осуществляется не как одностороннее внушение норм, а как образ жизни. Задача учителя не "учить", а "жить с детьми". Учитель личным примером регулирует жизнедеятельность школьника.

¾ Второе правило. Воспитание должно быть направлено на формирование определенных личностных качеств, без которых невозможно вырастить "гражданина Японии". Эти качества подразумевают: навык строгого самоанализа своего поведения, своих мыслей и своих чувств; навык общения с другими людьми; способность к принятию самостоятельных решений и действий; готовность отвечать за их последствия.

¾ Третье правило. Учитель в процессе общения должен обеспечить осознание ребенком внутригрупповых интересов, их взаимозависимость и взаимообусловленность.

¾ Четвертое правило. Основная форма воспитания – организация групповой деятельности. При этом критерием эффективности считается степень восприятия детьми проблем группы как своих личных.

Цели образования направлены на формирование гармонично развитой личности: справедливой, ответственной, самостоятельной, уважающей труд и индивидуальность, т.е. обладающей качествами, необходимыми для строительства миролюбивого государства.

Скрупулезно расписана программа нравственного воспитания в ряде официальных документов. Во всех этих и других документах предполагается, что учебно-воспитательный процесс, школьная жизнь должны содействовать росту духовно богатой личности.

Обучение отдельным предметам должно включать в себя элементы нравственного воспитания. Акцент сделан на предметы гуманитарного цикла.

Воспитанию законопослушного и активного гражданина призваны служить занятия, именующиеся “особой деятельностью”. Имеется в виду посредством бесед, участия в детских клубах, поездок на природу и экскурсий формировать навыки цивилизованного поведения и общения [11; с.6].

Уроки морального воспитания традиционно представляют собой цикл бесед классного руководителя с учащимися, в ходе которых последних знакомят с системой морально-нравственных идеалов, этических ценностей.

В соответствии с ныне действующими установками задачами морального воспитания являются: "воспитание в духе уважения человеческого достоинства – в семье, школе и обществе; развитие стремления к построению культуры, богатой индивидуальностями и создание демократического общества и государства: воспитание в гражданах способности внести вклад в развитие миролюбивого международного сообщества за счет привития им соответствующих моральных качеств как основы для этого". В частных школах моральное воспитание может быть заменено религиозным [11; с.6-7].

Наши рекомендации