Социальные барьеры людей с ограниченными возможностями
Инвалидность, как правило, воздвигает перед человеком социальные ограничения или, иначе говоря, барьеры:
1)барьер – физическое ограничение, или изоляция инвалида, — это обусловлено либо физическими, либо интеллектуально-психическими недостатками, которые мешают ему самостоятельно передвигаться и(или) ориентироваться в пространстве. Принято говорить не только о безбарьерной среде для инвалида, но также о дружественной или недружественной среде. Это ограничение требует принятия специальных мер, устраняющих пространственную, транспортную, бытовую изоляцию инвалида, эмоциональную и обеспечивающих возможность трудовой адаптации.
2) барьер — это трудоваяизоляция: из-за своей патологии индивид с ограниченными возможностями имеет крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеет его вовсе. В ряде случаев инвалид абсолютно не способен к трудовой деятельности, даже самой простой. Однако необходимо отметить, что барьер между личностью инвалида и продуктивным трудом может обусловливаться и отсутствием трудовой мотивации с его стороны. Это вызвано не столько отсутствием специальных рабочих мест, сколько доминирующей ориентацией на получение льгот и пособий вместо труда.
3) барьер – малообеспеченностъ, которая является следствием социально-трудовых ограничений: эти люди вынуждены существовать либо на невысокую заработную плату, либо на пособие (которое тоже не может быть достаточным для обеспечения достойного уровня жизни индивида).
4)труднопреодолимый барьер – пространственно-средовой. Даже в тех случаях, когда лицо с физическими ограничениями имеет средства передвижения, сама организация жилой среды и транспорта не является пока дружественной к инвалиду. Для лиц с интеллектуально-психическими ограничениями отсутствуют возможности ориентироваться в среде, безопасно передвигаться и действовать в ней. Сюда нужно отнести и недоступность объектов инфраструктуры, которые не приспособлены для пользования ими инвалидами.
5) важное препятствие – информационныйбарьер, который имеет двусторонний характер. Инвалиды затруднены в получении информации как общего плана, так и имеющей непосредственное значение для них (исчерпывающие сведения о своих функциональных нарушениях, о мерах государственной поддержки инвалидов, о социальных ресурсахих поддержки). С другой стороны, существует информационный барьер, который отгораживает общество от инвалида: лицам с ограниченными возможностями гораздо труднее презентовать свои взгляды и позиции, донести до общества свои нужды и интересы. Поэтому могут возникать искаженные представления о потребностях инвалидов, особенностях их личности.
6) эмоциональный барьер является двусторонним, он может складываться из непродуктивных эмоциональных реакций окружающих по поводу инвалида – любопытства, насмешки, неловкости – и отрицательных эмоций инвалида вызванных неудовлетворённостью в личной и интимной жизни– жалость к себе, недоброжелательство по отношению к окружающим, ожидание гипер опеки. Эти эмоции затрудняют социальные контакты в процессе взаимоотношений инвалида и его социальной среды.
7) препятствия для инвалидов в брачно-семейной и сексуальной сферах Вследствие различных барьеров инвалидам зачастую трудно или невозможно иметь близкие и тесные отношения с другими людьми. Лица, отнесенные к категории инвалидов, нередко лишены возможности вступать в брак и иметь детей даже при отсутствии функционального ограничения в этом отношении.
8) препятствия в бытовой сфере и в использовании жилых помещений
Повседневная жизнь обставлена массой функциональных приемов и технологий с использованием искусственных приспособлений, без освоения которых человек становится еще более беззащитен. У многих людей с инвалидностью возникают ограничения именно в освоении данных приемов, так что им порой кажется, что свой современный образ жизни люди создавали для целенаправленной дискриминации инвалидов. Трудности обнаруживают себя уже в жилищах (квартирах, домах). Особенно они чувствительны для людей с поражениями функций передвижения и самообслуживания.
Помимо озвученных барьеров, существуют и другие проблемы:
- проблема организации культурно-досуговой деятельности;
- проблема получения полноценного образования, профессионального образования и профессиональной реабилитации;
- проблема обеспечения техническими средствами ( протезы, спец.литература, кресла-коляски, инватехника);
- проблемы медицинского обслуживания.
Таким образом, все барьеры возникают из социальной среды, которая нас окружает, и возникают они из-за её психологической неподготовленности. Несмотря на это, в нашем обществе существуют государственные службы, общественные и религиозные организации, специалисты, волонтеры, которые оказывают реальную помощь в решении различных проблем инвалидов, в рамках существующего законодательства.