Пять типов приспособления к старости
Британский психолог Д. Бромлей выделил пять типов приспособления к старости:
1. Конструктивная установка, когда человек внутренне уравновешен, спокоен, удовлетворен эмоциональными контактами с окружающими; он критичен в отношении к самому себе, но полон юмора и терпимости в отношении других; он принимает старость как факт, завершающий его профессиональную карьеру, оптимистически относится к жизни, принимает смерть как естественное явление, не выражая отчаяния и сожалений; жизненный баланс такого человека вполне положителен, он с доверием рассчитывает на помощь окружающих.
2. Установка зависимостиприсуща индивидам, проявляющим пассивность и склонным к зависимости от других; люди этой категории не имеют высоких жизненных стремлений и легко оставляют профессиональные занятия; семейная среда обеспечивает им чувство безопасности, дает ощущение внутренней гармонии, поэтому они не страдают от эмоциональной неуравновешенности и различных стрессов.
3. Защитная установкахарактеризует людей самодостаточных, обладающих «психологической броней», чопорных, поглощенных профессиональной деятельностью; они разделяют общепринятые взгляды и установки, избегают обнаруживать собственное мнение, не любят говорить о своих проблемах; внешняя сторона жизни значит для них больше, чем внутренние переживания; они подвержены страху смерти и маскируют свою беспомощность перед этим фактом усиленной внешней деятельностью.
4. Установка враждебностиприсуща «разгневанным старикам», которые агрессивны, мнительны, вспыльчивы и имеют обыкновение предъявлять массу претензий к своему окружению — близким, друзьям, социальным институтам, обществу в целом; они не реалистичны в восприятии старости, не могут смириться с неизбежными возрастными издержками, завидуют молодым, бунтуют против смерти и страшатся ее.
5. Установка враждебности, направленная на самого себя, характерна, как
правило, для лиц с отрицательным жизненным балансом, которые избегают воспоминаний о прошлых неудачах и трудностях; они не восстают против своей старости, а пассивно воспринимают удары судьбы; неудовлетворенная потребность в любви и сочувствии является поводом для депрессии и острой жалости к себе; смерть рассматривается как освобождение от страданий.
15. Понятие, содержание и структура возрастного кризиса.
В переводе с греческого «кризис» означает решение, резкий поворотный пункт, исход.
Возрастные кризисы - теоретическое понятие, обозначающее переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу.
Сам механизм смены социальных ситуаций и есть психологическое содержание возрастного кризиса.
Кризис - момент изменения, это переломный пункт в нормальном течении психического развития, это цепь внутренних изменений при относительно незначительных внешних изменениях.
Выделяют три фазы возрастного кризиса:
В предкритической фазе возникает противоречие между объективной и субъективной составляющими социальной ситуации развития (средой и отношением человека к среде).
Предкритическая фазасостоит в том, что человеку открывается неполнота той реальной формы, в которой он живет. Человеку открылось нечто иное, ожидающее его в будущем, образ нового поведения. До подобного открытия человек довольствуется сегодняшними проблемами и их решениями. В переломные моменты жизни этого оказывается недостаточно. Иное будущее, предстоящее оказывается привлекательным, притягивающим.
Далее наступает Собственно критическая (кульминационная) фаза, состоящая из трех этапов:
1 этап - происходит попытка непосредственно реализовать наиболее общие представления об идеальной форме в реальных жизненных ситуациях.
2 этап - этап конфликта. Позитивный смысл этого этапа состоит в том, что для человека раскрывается невозможность прямого воплощения идеи (новой позиции) в реальную жизнь. В конфликте с предельной ясностью обнажаются и эмоционально переживаются преграды к реализации идеальной формы (идеи).
Внешние преграды затем убираются, но остаются внутренние, связанные с недостаточностью собственных способностей. Именно в этот момент и возникает мотивация новой деятельности, создаются условия для преодоления кризиса. Именно в фазе конфликта происходит обнаружение человеком нового «жизненного значения».
3 этап – рефлексия - склонность анализировать свои переживания. Человек анализирует прошлую ситуацию и делает наметки на будущее.
Посткритическая фаза, представляет собой создание новой социальной ситуации развития. В этой фазе реализуется новая форма - идеальная, полноценная.
Форма, длительность и острота протекания возрастных кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей характера индивида, эмоционально-мотивационной сферы, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания и обстановки в семье, педагогической системы общества и типа культуры в целом и др.
Таким образом, возрастной кризис можно считать переходным периодом, который неизбежно переживает человек при смене возрастных этапов, завершении определенных стадий развития. Сущностью каждого возрастного кризиса является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение человека к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведение.
16.Преодоление возрастного кризиса посредством досуговых технологий.
Особое значение социально-психологической помощи по преодолению кризиса пожилого возраста придается досугу.
Предназначение досуговых технологий - помочь пожилым и инвалидам освоить навыки общения, необходимые для адаптации в социокультурном окружении.
Благодаря технологиям улучшается самочувствие, облегчается болезненное состояние. Важно уметь выбрать и предложить такое интересное занятие, которое не позволяло бы ему сосредоточиться на своих болезненных ощущениях и переживаниях.
Соответственно вся досуговая деятельность проводится в ЦСО, клубах, при домах культуры, сельских клубах и т.д. В центрах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в организации досуга используются различные виды
1) ЭСТЕТОТЕРАПИИ, а именно:
- библиотерапия - лечебное воздействие на психику пожилого человека при помощи книг. Реабилитационное воздействие чтения проявляется в том, что восполняется недостаток собственных образов и представлений, человек восстанавливает свое душевное равновесие.
- музыкотерапия - психотерапевтический метод, являющийся в основе своей внушением определенного настроения, поднимающего пожилого человека над своими переживаниями, помогающего ему преодолеть психологические проблемы. Для реабилитационных целей используется музыка не только как самостоятельное средство, но и как дополняющий элемент к основной деятельности (лепка, рисование, театр и др.). Слушание музыки и пение требуют от пожилого человека определенного умственного, физического и психического напряжения. Упражнения под музыку способствуют коррекции нарушений ритмичности движений, координации рук и ног, совершенствованию различных видов ходьбы и бега, координируют слух и голос, голос и движения, мимику и жесты.
2) ПСИХОТЕРАПИЯ воспоминаниями - создание доброжелательного микроклимата вокруг пожилого человека, которому предлагают вспоминать и рассказывать о лучших периодах своего прошлого, убеждая его тем самым, что жизнь прожита не зря.
3) проведение сеансов РЕЛАКСАЦИИ, группами из 12 человек под мелодичную музыку и речь специалиста расслабляются, забывают о своих проблемах и учатся радоваться жизни.
4) Увлечение ИСКУССТВОМ как в плане творчества, так и в плане восприятия, позволяет не только повысить качество жизни, но и увеличить ее продолжительность, придать смысл другим стремлениям и потребностям.
5) Творчество для некоторых людей это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность всем нуждающимся – задача арттерапии (исцеление и развитие души через художественное творчество).
Терапия художественным творчеством - восстановление индивидуальной и общественной ценности пожилых и инвалидов, а не только восстановлении утраченных функций организма и приобщение к труду.
Разнообразие техник арттерапии практически неограниченно: арттерапия (визуальные виды искусства), танцедвигательная терапия, драматерапия, сказкотерапия, маскотерапия, этнотерапия, игротерапия, цветотерапия, фототерапия, куклотерапия, оригами.
Кроме вышеназванного, необходимо предусмотреть и посещение музейно-выставочных центров и комплексов, различных экскурсий.
6) Важную роль играет КЛУБНАЯ работа, которая рассматривается как один из методов социально-психологической помощи стареющим людям. Задача клубов- удовлетворение разнообразных духовных потребностей его членов.
7) ИГРОВАЯ терапия - это уникальная комплексная реабилитационная методика, которая может выполнять функции социализации, развития, воспитания, адаптации, релаксации и др.
Целесообразность использования игры обусловлена тем, что человек может свободно выражать себя, освободиться от напряжения и разочарования повседневной жизнью, опробовать себя в конкретной социальной роли, установить общение, овладеть социальными навыками и т.д.Любая игра может быть адаптирована к возможностям пожилых и инвалидов путем корректировки соответствующего игрового элемента (облегчение условий игры, сокращение численности участников, времени проведения и т.д.).
8) ГЛИНОТЕРАПИЯ - эффективный способ реабилитации, имеющий в своей основе работу с пластическими материалами (глина, пластилин, тесто и т.п.) Показателями реабилитационной эффективности глинотерапии служат развитие интеллекта, мелкой моторики, овладение навыками профессионального мастерства.
9) ГАРДЕНОТЕРАПИЯ - это особое направление психосоциальной, профессиональной реабилитации при помощи приобщения к работе с растениями. Практика показывает, что пожилые люди с удовольствием выращивают растения и ухаживают за ними. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, психически успокаивает.
10) САМОРЕАБИЛИТАЦИЯ, включает в себя систему разнообразных специальных тренингов, чередующих умственные и физические нагрузки. 11) ТРУДОТЕРАПИЯ. Умеренная трудовая деятельность оказывает положительное воздействие на общее состояние здоровья, психологическое состояние пожилого человека, способствует восстановлению нарушенных функций: общения, поведения, самообслуживания; развивает чувство ответственности; повышает настроение, удовлетворенность жизнью; у человека появляется стремление больше общаться и быть занятыми в общественной деятельности.
12) Физическая культура и спорт, активный отдых и туризм - являются важными факторами в процессе адаптации пожилых людей и инвалидов. Движения, упражнения и спорт поддерживают и восстанавливают физическое и душевное состояние пациентов. Считается, что туризм более легок для пожилых, чем спорт, и именно туризм становится первым шагом в начале интенсивной и систематической физической активности пациентов.
Терапия движением, методы лечебной физкультуры под наблюдением медицинских работников позволяют лечить депрессию и многие другие заболевания, предупредить старческие недуги.
Таким образом, все эти мероприятия способствуют восстановлению психологического благополучия личности и преодолению чувства одиночества. Важно уметь выбрать и предложить пациенту такое интересное занятие, которое не позволяло бы ему сосредоточиться на своих болезненных ощущениях и переживаниях.
В задачи используемых технологий входит:
- нейтрализация и устранение причин изоляции пожилых и инвалидов в социокультурной сфере;
- приобщение их к профессиональной социокультурной деятельности, оказание им конкретной помощи в соответствии с их возможностями и интересами;
- поддержка пожилого человека и инвалида в области досуга.