Педагогическая диагностика. Диагностика личности
Диагностика – это научная система о принципах и методах распознавания в многообразном единичного, выделение этих единичных явлений в определенный класс проблемных ситуаций.
Акмеологическая диагностика – в теоретико-методологическом смысле – особый вид комплексного, междисциплинарного, интегративного познания, находящегося между подлинным знанием и сущности особенностей процесса личностно-профессионального развития человека и распознаванием единичных явлений и проблемных ситуаций в этом процессе.
Диагностические показатели – это такие объективные и субъективные характеристики изучаемого объекта, которые являются его операциональной моделью, строящейся на базе концепции и методологических принципов, и раскрывающиеся через признаки-индикаторы (т. е. переменные величины). Как правило, диагностический показатель выражен дихотомичной оценкой (больше – меньше и т. п.) или уровневой (высокий, средний, низкий).
Под педагогической диагностикой понимает сложный и специфический вид педагогической деятельности, динамическую систему взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержание которого составляет целенаправленное изучение и преобразование воспитанника. Наиболее важным элементом диагностической деятельности педагога выступает педагогический диагноз.
Педагогический диагноз – заключение о тех проявлениях и качествах личности, коллектива, на которые может быть направлено педагогическое воздействие, или которые могут быть исследованы в воспитательных целях, а также о педагогически значимых факторах, оказывающих влияние на воспитанников. Он должен содержать:
а) описание действий, состояний, отношений объекта воспитания в педагогических и психологических понятиях;
б) их объяснение на основе педагогической и психологической теории;
в) прогноз развития событий в данной ситуации и в будущем;
г) аргументированную педагогическую оценку имеющих место и прогнозируемых фактов;
д) заключение о педагогической целесообразности принимаемого решения.
Основные объекты педагогической диагностики:
а) воспитанность и сформированность интегративных качеств личности;
б) поведение и деятельность воспитуемых;
в) воспитательное влияние в зоне социального окружения;
г) возможности и особенности семейного, общешкольного, группового коллективов, их педагогическая характеристика;
д) содержание и эффективность школьной деятельности.
Теоретико-методологические положения:(А.С. Макаренко)
- во-первых, диагностика должна учитывать главную цель воспитания - преобразование личности с учетом ее индивидуальных и общественных интересов;
- во-вторых, диагностика является педологическим направлением, изучающим особенности развития ребенка, в основе которого - разнообразные методы рефлексологии, психологии, экспериментальной психологии и других наук;
- в-третьих, результаты диагностического изучения воспитанника должны незамедлительно реализовываться в практической деятельности воспитателя;
- в-четвертых, диагностическое знание - результат не отвлеченного и безразличного изучения личности, а необходимое условие совместной воспитательной работы воспитателя и воспитанника;
- в-пятых, диагностика поведения основывается на системном подходе, так как диапазон применяемых ею методов зависит от особенностей личности, времени, цели и других обстоятельств.
Предмет педагогической диагностики - развивающаяся личность дошкольника, младшего школьника, подростка и старшеклассника. Поэтому каждый, кто хочет овладеть теорией и практикой профессионально-диагностической деятельности, должен хорошо знать предмет педагогической диагностики, т.е. разбираться в современной трактовке понятия личность, в основных положениях теории развития личности и в возрастных особенностях становления личности школьника.
В философско-социологических науках личность – относительно устойчивая целостная структура, формирующаяся в процессе человеческой деятельности. На этом уровне анализа выделяются общие тенденции развития личности в обществе.
Выделяют основные направления анализа личности учащегося в педагогике.
1. Воспитание личности в детском возрасте — это целостный процесс. Целостность процесса формирования личности школьника обеспечивается реализацией функций (свойств) воспитания: стимулирующей, соответствием деятельности, в которую вовлекаются учащиеся, общественно ценной деятельности человека; целостностью компонентов процесса воспитания.
2. Развивающий, воспитывающий потенциал обучения в формировании личности
(Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, А.А. Кирсанов, И.Я. Лернер, М.И. Махмугов и др.). Учебная деятельность направлена на перестройку личности.
3. Общение школьника как процесс становления субъекта общения. Поведение школьника как субъекта общения определяют социальные установки. Одна из самых важных социальных установок школьника как субъекта общения — «образ Я» (А.В. Мудрик).
4. Самовоспитание личности школьника. Самовоспитание определяется активностью личности, направленной на собственное формирование и совершенствование (А.А. Арет,
А.Г. Ковалев, Л.И. Рувинский и др.).
5. Преодоление отклонений в развитии и поведении личности. Направленность и активность личности, отношение к ведущим деятельностям, индивидуально-психологические особенности и качества — основные критерии трудновоспитуемости детей и подростков (М.А. Алемаскин,
А.С. Белкин, И.А. Невский, Б.Ф. Райский и др.).