Механизмы возникновения и признаки умственного утомления

Утомление - это физиологическое состояние организма, прояв­ляющееся во временном снижении работоспособности в результате прове­денной работы. Это своего рода диспропорция между расходованием и восстановлением энергетических веществ.

Состояние утомления проявляется в замедлении процесса утомле­ния связано с ощущением усталости. Утомление служит естественным сигналом возможного истощения организма и одновременно предохрани­тельным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряже­ния. Вместе с тем утомление является также и стимулятором, мобилизую­щим резервы организма и обеспечивающим рост функциональных воз­можностей организма.

Утомление бывает острым и хроническим, т.е. может проявляться в короткий промежуток времени и носить длительный характер; общим и локальным, т.е. характеризующим изменение функций организма в целом или какой-то в отдельности (определенной группы мышц, какого-либо анализатора и т.п.). Различают две фазы развития утомления: компенсиро-

ванную (за счет подключения энергетических резервов организма) и не­компенсированную (когда резервные возможности организма исчерпыва­ются и работа продолжается за счет силы воли).

К причинам, вызывающим умственное утомление студентов, мож­но отнести следующее.

- загруженность интеллектуальной сферы, высокая мобилизация
высших процессов психической деятельности человека: внимания, памяти,
мышления;

- нахождение длительное время в закрытых помещениях, в соблю­
дении определенной рабочей позы, в ограничении подвижности;

- высокие требования к самоорганизации и самоподготовке;

- ощущение недостатка времени;

- торопливая еда;

- условия проживания и межличностные отношения;

- анатомо-физиологические особенности организма, рост и развитие
которого завершается в студенческие годы.

Степень развития утомления в процессе умственного труда можно определить по некоторым внешним признакам (таблица 8.1).

Таблица 8.1 - Внешние признаки утомления в процессе умственно-/да^студентов (по С.А. Косилову) _



Объект наблюдения Утомление
Незначительное Значительное Резкое
Внимание Редкие отвлечения Рассеянное, час­тые отвлечения Ослабленное; ре­акции на новые раздражители (словесные ука­зания) отсутст­вуют
Поза Непостоянная, потягивания ног и выпрямление туловища Частая смена поз, повороты головы в разные стороны, обло-качивание, под­держание головы руками Стремление по­ложить голову на стол, вытянуться, откинуться на спинку стула
Движения Точные Неуверенные, замедленные Суетливые дви­жения рук и пальцев (ухуд­шение подчерка)
Интерес к ново­му материалу Живой интерес, задавание вопро­сов Слабый интерес, отсутствие во-просов Полное отсутст­вие интереса, апатия

К ним относятся бледность кожных покровов и слизистой оболоч­ки, особенно заметная на лице, расслабленность и вялость движений, сгорбленность позы или «развалка» в позе сидя, неуверенность и нереши­тельность в действиях, повышенный тремор (дрожание) конечностей и др.

В учебной работе утомление проявляется в замедленном темпе вы­полнения учебных заданий, в увеличении количества ошибок, в росте чис­ла отвлечений от дела.

Внешние психофизические симптомы поведения при утомлении проявляются в виде общей заторможенности и угнетенности.

Умственное утомление в подавляющем случаев дает картину уг­рюмости, отчужденности и флегматичности.

Таблица 8.2 - Краткая характеристика степеней переутомления (по К.К. Платонову)

Симптом Степень переутомления
I- начинаю­щееся II - легкое III - выра­женное IV - тяжелое
Снижение ра-ботоспособ ности Малое Заметное Выраженное Резкое
Проявление ранее отсутствовавшей усталости при ум­ственной нагрузке При усилен­ной нагрузке При обыч­ной нагрузке При облег­ченной на­грузке Без видимой нагрузки
Компенсация по­нижения работо­способности воле­вым путем Не требует­ся Полностью Не полно­стью Незначи­тельно
Эмоциональные сдвиги Временное снижение интереса к работе Временами неустойчи­вость наст­роения Раздражи­тельность Угнетение, резкая разд­ражитель­ность
Расстройства сна Трудно за­сыпать и просыпаться Труднее за­сыпать, про­сыпаться Сонливость днем Бессонница
Снижение умст­венной работо­способности Нет Трудно сос­редоточить­ся Временами забывчи­вость Заметное ослабление внимания и памяти
Вегетативные сдвиги Временами тяжесть в голове Часто тя­жесть в го­лове Временами головные боли, сниже­ние аппетита Частые го­ловные бо­ли, потеря апптетита
Профилактичес­кие мероприятия Упорядоче­ние отдыха, физическая культура Отдых, фи­зическая культура Организо­ванный от­дых, предос­тавление от­пуска Лечение

Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановле-ния, чрезмерное нервно-психическое напряжение могут привести к со­стоянию переутомления, которое характеризуется резким развитием тор­мозных процессов, что приводит к неодолимому чувству усталости. Оно сопровождается чувством усталости до начала работы, отсутствием инте­реса к ней, апатией, повышенной раздражительностью, снижением аппети­та, головокружением и головными болями (таблица 8.2).

Наблюдаются также и объективные признаки, как снижение веса, расстройства пищеварения, повышения сухожильных рефлексов, потливо­сти, пульса, артериального давления. При выраженной и тяжелой степени переутомления снижается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям.

Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья человека, так как оно связано со способностью центральной нервной системы к длительной работе с перегрузками, что в конечном ито­ге может привести к запредельному торможению в ее корковых и подкор­ковых структурах.

Устранение и профилактика утомления возможны за счет оптими­зации физической, умственной и эмоциональной активности организма. Необходимы активный отдых, переключение на другие виды деятельности, использование средств восстановления.

Физиологические процессы, обеспечивающие восстановление из­мененных при выполнении определенной работы функций организма, на-и.жаются восстановительными. Во время выполнения работы преоблада-к)| ироцсччи ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов мо­жем происходить даже с превышением исходного уровня (суперкомпенса­ция). ')!о явление имеет огромное значение для повышения тренированно­сти организма, обеспечивая в конечном итоге повышение работоспособно­сти.

Схематично процесс восстановления можно представить в виде трех взаимодополняющих процессов:

- устранение нарушений в системах нейрогуморального регулиро­
вания;

- выведение продуктов распада, образовавшихся в результате про­
веденной работы в тканях и клетках организма;

- выведение продуктов распада из внутренней среды организма.
Рациональное сочетание нагрузок и отдыха - необходимое условие

сохранения и активизации восстановительных процессов.

Дополнительными средствами восстановления могут быть: личная гигиена, сбалансированное питание, массаж и самомассаж, баня или сауна, применение биологически активных веществ (витаминов).


Наши рекомендации