Средства и методы развития ловкости
Ловкость - это способность быстро, точно, экономно и находчиво решать различные двигательные задачи.
Обычно для развития ловкости применяют повторный и игровой методы. Интервалы отдыха должны обеспечивать достаточно полное восстановление организма.
Наиболее распространенными средствами при развитии ловкости являются акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры. В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приемы:
- выполнение привычных упражнений из непривычных исходных
положений (бросок баскетбольного мяча из положения сидя);
- зеркальное выполнение упражнений;
- усложнение условий выполнения обычных упражнений;
- изменение скорости и темпа движений;
- изменение пространственных границ выполнения упражнений
(уменьшение размеров поля).
Формы организации физического воспитания
Урочная форма
Основной формой организации занятий по физическому воспитанию считается урочная. Отметим характерные признаки урочной формы: - проводятся под руководством педагога;
- коллектив занимающихся организован и однороден;
- занятия проводятся по разработанной программе;
- занятия проводятся по расписанию.
Урок принято делить на 3 части: подготовительную, основную и заключительную.
Подготовительная часть урока. В этой части урока решаются следующие задачи:
- подготовка центральной нервной системы и вегетативных функ
ций к предстоящей нагрузке:
- подготовка двигательного аппарата к действиям, требующим от
занимающихся значительных мышечных усилий.
Основная часть урока. В основной части урока решаются главные задачи:
- развитие волевых и физических качеств занимающихся;
- формирование жизненно необходимых и спортивных навыков.
Заключительная часть урока. В этой части урока основными зада
чами являются следующие:
- содействовать более быстрому восстановлению организма после
нагрузки в основной части (рекомендуется выполнять упражнения на рас
слабление, на растягивание, массаж);
- подвести итоги работы на уроке. Преподаватель должен дать
оценку действиям занимающихся, проинформировать о предстоящих заня
тиях.
Неурочные формы занятий
Неурочные формы занятий физическими упражнениями могут быть эпизодическими (походы, катания на лыжах, коньках и т.п.) и систематическими (гигиеническая и производственная гимнастика). Если эпизодические занятия не имеют строгой регламентации, то систематические неурочные формы занятий физическими упражнениями имеют вполне определенные требования к нагрузке.
4.7 Общая и моторная плотность занятия
Для анализа эффективности урока (занятия) важным показателем является плотность занятий. Общая плотность занятий определяется отношением полезно использованного времени на занятии к директивному (установленному по расписанию) в процентах по формуле:
р _ Тп х 100%
общ ~ То
где Робщ - общая плотность занятия;
Тп - время, использованное на полезную деятельность (имеющую прямое отношение к занятию). Учитывается время выполнения упражнений, необходимый отдых после них, время на объяснение и показ;
Т0 - директивное время, отведенное на учебное занятие по расписанию (например, 45 мин или 90 мин).
Моторная плотность - это отношение непосредственно потраченно
го на выполнение упражнений времени к директивному и определяется по
формуле: т>
•мот. ~~
Т0
где Рмот - моторная плотность;
Т0 - директивное (общее время);
Ту - время, непосредственно потраченное на выполнение упражне-
Ний.
4.8 Физическая подготовка
Физическая подготовка - это процесс, направленный на укрепление здоровья занимающихся, разностороннее физическое развитие, воспитание необходимых двигательных качеств и подготовку организма спортсмена к максимальным напряжениям в условиях соревнований.
Общая физическая подготовка - процесс совершенствования физических качеств, направленный на всестороннее физическое развитие человека.
Разностороннее физическое развитие способствует лучшей приспособленности организма к изменяющимся условиям внешней среды. Расширение двигательных и функциональных возможностей организма разрешается выполнением упражнений из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, борьбы, тяжелой атлетики и разнообразных игр.
Общая физическая подготовка способствует расширению функциональных возможностей организма и является базовой для специальной физической подготовки и достижения высоких результатов в профессиональной или спортивной деятельности.
К задачам общей физической подготовки относятся:
- обеспечение всестороннего и гармонического физического разви
тия организма человека;
- укрепление здоровья;
- создание базы для специальной физической подготовки в профес
сиональной или спортивной деятельности.
Специальная физическая подготовка - это процесс, который обеспечивает развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков, специфичных лишь для конкретных видов спорта или конкретных профессий.
Специальная физическая подготовка обеспечивает избирательное развитие отдельных групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении специализированных упражнений.
Спортивная подготовка - длительный педагогический процесс, на-
правленный на использование всей совокупности тренировочных и вне-тренировочных средств, методов, условий, с помощью которых обеспечивается необходимая степень готовности к спортивным достижениям.
Готовность к достижению спортивных результатов характеризуется соответствующим уровнем развития физических качеств - силы, быстроты, выносливости и других (физическая подготовка), степенью владения техникой и тактикой (техническая и тактическая подготовка), необходимым уровнем развития психических и личностных свойств (психологическая подготовка) и соответствующим уровнем знаний (теоретическая подготовка).
Техническая подготовка - процесс обучения техники выполнения физических упражнений и технических приемов.
Под совершенной техникой понимают наиболее рациональные, эффективные способы выполнения двигательного действия с целью достижения наилучшего результата.
Тактика - раздел теории, изучающий целесообразные средства, способы и формы ведения спортивной борьбы.
Под тактической подготовкой понимают специфический общепринятый и закономерный процесс, сложившийся в спортивной практике, на основе которого спортсмен должен научиться приспосабливаться к любому противнику и любой ситуации, рационально и целенаправленно используя в соревнованиях свои физические качества и технические умения и навыки.
В основе тактической деятельности лежит психическая деятельность высших отделов человеческого мозга. Тактическая деятельность носит комплексный характер и включает интеллектуальные и физические способности человека.
Формы тактики связаны с характером соревновательной борьбы. Следует различать пассивную и активную тактику. Пассивная тактика -умышленное предоставление инициативы противнику. Активная тактика -это навязывание противнику действий, выгодных для себя (рваный бег, замедленная игра в центре с рывком).
Психологическая подготовка - это совокупность психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование таких психических функций, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.
Психологическая подготовка включает в себя две относительно самостоятельные и в то же время взаимосвязанные стороны: морально-волевую и специальную психологическую подготовленность.
Морально-волевая подготовка связана с такими качествами, как целеустремленность (способность четко определять ближайшие и перспективные цели и задачи), решительность и смелость (разумный риск в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость (стремление достичь намеченной цели), самообладание и выдержка (способность управлять своими мыслями и поступками в условиях эмоционального возбуждения), ини-
циативность (предполагает творчество, личный почин, находчивость и сообразительность) и самостоятельность.
В процессе занятий спортом воспитываются воля и характер, т.к. необходимо соблюдать строгий режим, переносить большие нагрузки, преодолевать отрицательные эмоции и различные трудности.
С помощью специальной психологической подготовки формируется психофизическая устойчивость к различным условиям внешней среды: способность проявлять устойчивость внимания, памяти в условиях умственного утомления и нервно-эмоционального напряжения; способность воспринимать и обрабатывать информацию в условиях дефицита времени; способность головного мозга к формированию опережающих реакций, предшествующих реальному двигательному действию.