Выпишите признаки, характерные для земноводных

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по биологии 2015-2016 учебный год

Класс

Максимальный балл – 55

Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Номер ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Водоросли, наиболее приспособленные к фотосинтезу на большой глубине:

а) красные

б) зеленые

в) бурые

г) золотистые.

2. Генеративные (репродуктивные) органы растения:

а) корень, стебель

б) цветок, стебель

в) корень, побег

г) цветки, плоды, семена.

3. Плодом нельзя назвать:

а) боб

б) клубень картофеля

в) ягоду

г) стручок

4. Формула цветка ↑О(2)+2Т3П1 характерна для семейства:

а) пасленовых

б) злаковых

в) лилейных

г) мотыльковых (бобовых).

5. Плод киви - это:

а) ягода

б) тыквина

в) многокостянка

г) многосемянная коробочка.

6. Тела грибов образованы:

а) мицелием

б) микоризой

в) ризоидами

г) конидиями.

7. Эвглену зелёную называют «переходной формой» потому, что она:

а) передвигается с помощью жгутика;

б) имеет хлоропласты;

в) имеет признаки растения и животного;

г) состоит из одной клетки.

8. Среди коралловых полипов есть гермафродиты, то есть животные:

а) с признаками женского организма

б) с признаками мужского организма

в) с признаками мужского и женского организмов (обоеполые)

г) однополые

9. Кровеносная система впервые появилась:

а) у кольчатых червей

б) у кишечнополостных

в) у всех «червей»

г) только у плоских и круглых

10. Употребляя в пищу плохо проваренное мясо, можно заразиться;

а) бычьим цепнем

б) острицей

в) человеческой аскаридой

г) белой планарией

11. Особое приспособление – чернильная железа есть у:

а) всех моллюсков;

б) головоногих;

в) брюхоногих;

г) двустворчатых

Мокрицы – это

а) рыбы

б) водные круглые черви

в) ракообразные, приспособленные к наземному образу жизни

г) моллюски, приспособленные водному образу жизни

В сердце смешанная кровь у

а) ежа

б) кенгуру

в) утконоса

г) сцинка

14. Самая крупная ящерица:

а) зелёная ящерица

б) желтопузик

в) варан

г) медяница

15. Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в ряду следующих животных:

а) жаба – кролик – крокодил – акула;

б) акула – лягушка – крокодил – кролик;

в) акула – крокодил – лягушка – кролик;

г) крокодил – акула – жаба – собака.

Сердце рыб

а) двухкамерное

б) трехкамерное

в) трехкамерное с частичной перегородкой в желудочке

г) четырехкамерное

17. Дальневосточный лосось во время нереста в реках ничего не ест и погибает от истощения. Это происходит потому, что:

а) нет пищи

б) есть запасы жира

в) кишечник сжат созревшей икрой

г) много конкурентов за пищу.

У птиц в отличие пресмыкающихся

а) непостоянная температура тела

б) покров из рогового вещества

в) постоянная температура тела

г) размножение яйцами

Исключите лишнее

а) бедренная кость;

б) большая берцовая кость;

в) малая берцовая кость;

г) лучевая кость

20. Самое крупное современное млекопитающее – это:

а) кашалот

б) африканский слон

в) синий кит

г) индийский носорог.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Номер ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Жизненную форму кустарничек имеют:

I. смородина II. черника III. брусника IV. крыжовник V. земляника.

а) I, III

б) III, IV, V

в) II, III

г) II, IV.

2. Из перечисленных признаков выберите те, которые относятся к растениям:

I. Использование энергии света для создания органических веществ. II. Наличие целлюлозной клеточной стенки. III. Активный способ передвижения. IV. Гетеротрофный способ питания. V. Размножение спорами.

а) I, II, V

б) I, II, IV, V

в) I, III, V

г) I, IV, V.

3. Хорда сохраняется в течение всей жизни у:

I. окуня. II. ската. III. акулы. IV. карпа. V. ланцетника.

а) I, II, III, IV

б) III, IV, V

в) II, III, V

г) II, IV, V.

Выпишите признаки, характерные для земноводных

I. внешнее оплодотворение II. два круга кровообращения III. двухкамерное сердце IV. развитие с превращением V. кожно-жаберное дыхание.

а) I, II, IV

б) I, IV, V

в) II, III, V

г) I, III, IV.

5. Функции кровеносной системы:

I. опорная II. транспортная III. защитная IV. обеспечение питательными веществами V. поддержание гомеостаза.

а) I, II,III, IV, V

б) II, III, IV, V

в) II, III, IV

г) II, III, V.

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет».В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Перемещение бактерий в пространстве может осуществляться с помощью жгутиков.

2. В процессе эволюции кровеносная система впервые появилась у плоских червей.

3. Водоросли – высшие растения.

4. Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.

5. У всех представителей класса пресмыкающихся сердце трехкамерное.

6. Всем папоротникообразным для оплодотворения нужна вода.

7. Дафнии - представители ракообразных.

8. Манта – это головоногий моллюск.

9. В период покоя процессы жизнедеятельности у семян прекращаются.

10. Всем папоротниковидным для оплодотворения нужна вода.

11. Моховидные являются тупиковой ветвью эволюции.

12. Для всех жгутиконосцев характерно наличие зеленого пигмента - хлорофилла.

13. У простейших каждая клетка - самостоятельный организм.

14. Зрение у медоносной пчелы такое же цветное и объемное, как и у млекопитающих.

15. Жуки скарабеи, питающиеся навозом, обладают длинным кишечником.

Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 4 балла (по 2 балла за каждое задание). Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1 . Установите соответствие между организмом и средой его жизни. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.

Организмы Среда жизни
А) личинка майского жука 1. Водная
Б) малярийный плазмодий 2. Почвенная
В) личинка стрекозы 3. Организменная
Г) виноградная улитка 4. Наземно-воздушная
Д) лангуст  
Е)опоссум  
А Б В Г Д Е

1 . Установите соответствие между признаком и классом, для которого он характерен. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами

Признак Класс
А) тело состоит из головогруди и брюшка Б) четыре пары ходильных ног В) тело состоит из головы, груди, брюшка Г) три пары ходильных ног Д) глаза простые и сложные Е) несколько пар простых глаз 1.Паукообразные 2. Насекомые
А Б В Г Д Е

Часть V. Вам предлагаются дать развернутые ответы на вопросы. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6 баллов (по 2 балла за каждое задание).

1. Задание. Где могут запасать кислород глубоководные рыбы? Почему им необходимо это делать?

2. Задание.В пазухах листьев высокой пальмы скопилась дождевая вода. Через некоторое время в ней обнаружены были те же инфузории, что и в расположенном рядом озере. Каким образом инфузории могли «взобраться» на пальму?

3. Задание.Почему, когда комар сосет кровь, он не задыхается?

Фамилия ______________________ Имя _________________________

Класс ______________________ Школа _________________________

Матрица ответов
на задания теоретического тура ___школьного___этапа
Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2015-16 уч. год
___8___ класс [максимально 55 баллов]

Часть I. [мах. 20 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] ________ баллов.

                   
                   

ЧастьII. [мах. 10 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ] ______ баллов.

         

Часть III. [мах. 15 баллов] ___________ баллов

"ДА"                              
"нет"                              

Часть IV. [мах. 4 балла] ___________ баллов

Задание

А Б В Г Д Е
           

Задание

А Б В Г Д Е
           

Часть V. [мах. 6 баллов] ___________________баллов

Ответ на вопрос № 1 __________

Ответ на вопрос № 2 __________

Ответ на вопрос № 3___________

Проверил Ф.И.О. _____________________

Итого ______________ баллов

Наши рекомендации