Выпишите признаки, характерные для земноводных
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по биологии 2015-2016 учебный год
Класс
Максимальный балл – 55
Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Номер ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Водоросли, наиболее приспособленные к фотосинтезу на большой глубине:
а) красные
б) зеленые
в) бурые
г) золотистые.
2. Генеративные (репродуктивные) органы растения:
а) корень, стебель
б) цветок, стебель
в) корень, побег
г) цветки, плоды, семена.
3. Плодом нельзя назвать:
а) боб
б) клубень картофеля
в) ягоду
г) стручок
4. Формула цветка ↑О(2)+2Т3П1 характерна для семейства:
а) пасленовых
б) злаковых
в) лилейных
г) мотыльковых (бобовых).
5. Плод киви - это:
а) ягода
б) тыквина
в) многокостянка
г) многосемянная коробочка.
6. Тела грибов образованы:
а) мицелием
б) микоризой
в) ризоидами
г) конидиями.
7. Эвглену зелёную называют «переходной формой» потому, что она:
а) передвигается с помощью жгутика;
б) имеет хлоропласты;
в) имеет признаки растения и животного;
г) состоит из одной клетки.
8. Среди коралловых полипов есть гермафродиты, то есть животные:
а) с признаками женского организма
б) с признаками мужского организма
в) с признаками мужского и женского организмов (обоеполые)
г) однополые
9. Кровеносная система впервые появилась:
а) у кольчатых червей
б) у кишечнополостных
в) у всех «червей»
г) только у плоских и круглых
10. Употребляя в пищу плохо проваренное мясо, можно заразиться;
а) бычьим цепнем
б) острицей
в) человеческой аскаридой
г) белой планарией
11. Особое приспособление – чернильная железа есть у:
а) всех моллюсков;
б) головоногих;
в) брюхоногих;
г) двустворчатых
Мокрицы – это
а) рыбы
б) водные круглые черви
в) ракообразные, приспособленные к наземному образу жизни
г) моллюски, приспособленные водному образу жизни
В сердце смешанная кровь у
а) ежа
б) кенгуру
в) утконоса
г) сцинка
14. Самая крупная ящерица:
а) зелёная ящерица
б) желтопузик
в) варан
г) медяница
15. Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в ряду следующих животных:
а) жаба – кролик – крокодил – акула;
б) акула – лягушка – крокодил – кролик;
в) акула – крокодил – лягушка – кролик;
г) крокодил – акула – жаба – собака.
Сердце рыб
а) двухкамерное
б) трехкамерное
в) трехкамерное с частичной перегородкой в желудочке
г) четырехкамерное
17. Дальневосточный лосось во время нереста в реках ничего не ест и погибает от истощения. Это происходит потому, что:
а) нет пищи
б) есть запасы жира
в) кишечник сжат созревшей икрой
г) много конкурентов за пищу.
У птиц в отличие пресмыкающихся
а) непостоянная температура тела
б) покров из рогового вещества
в) постоянная температура тела
г) размножение яйцами
Исключите лишнее
а) бедренная кость;
б) большая берцовая кость;
в) малая берцовая кость;
г) лучевая кость
20. Самое крупное современное млекопитающее – это:
а) кашалот
б) африканский слон
в) синий кит
г) индийский носорог.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Номер ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Жизненную форму кустарничек имеют:
I. смородина II. черника III. брусника IV. крыжовник V. земляника.
а) I, III
б) III, IV, V
в) II, III
г) II, IV.
2. Из перечисленных признаков выберите те, которые относятся к растениям:
I. Использование энергии света для создания органических веществ. II. Наличие целлюлозной клеточной стенки. III. Активный способ передвижения. IV. Гетеротрофный способ питания. V. Размножение спорами.
а) I, II, V
б) I, II, IV, V
в) I, III, V
г) I, IV, V.
3. Хорда сохраняется в течение всей жизни у:
I. окуня. II. ската. III. акулы. IV. карпа. V. ланцетника.
а) I, II, III, IV
б) III, IV, V
в) II, III, V
г) II, IV, V.
Выпишите признаки, характерные для земноводных
I. внешнее оплодотворение II. два круга кровообращения III. двухкамерное сердце IV. развитие с превращением V. кожно-жаберное дыхание.
а) I, II, IV
б) I, IV, V
в) II, III, V
г) I, III, IV.
5. Функции кровеносной системы:
I. опорная II. транспортная III. защитная IV. обеспечение питательными веществами V. поддержание гомеостаза.
а) I, II,III, IV, V
б) II, III, IV, V
в) II, III, IV
г) II, III, V.
Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет».В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1. Перемещение бактерий в пространстве может осуществляться с помощью жгутиков.
2. В процессе эволюции кровеносная система впервые появилась у плоских червей.
3. Водоросли – высшие растения.
4. Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.
5. У всех представителей класса пресмыкающихся сердце трехкамерное.
6. Всем папоротникообразным для оплодотворения нужна вода.
7. Дафнии - представители ракообразных.
8. Манта – это головоногий моллюск.
9. В период покоя процессы жизнедеятельности у семян прекращаются.
10. Всем папоротниковидным для оплодотворения нужна вода.
11. Моховидные являются тупиковой ветвью эволюции.
12. Для всех жгутиконосцев характерно наличие зеленого пигмента - хлорофилла.
13. У простейших каждая клетка - самостоятельный организм.
14. Зрение у медоносной пчелы такое же цветное и объемное, как и у млекопитающих.
15. Жуки скарабеи, питающиеся навозом, обладают длинным кишечником.
Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 4 балла (по 2 балла за каждое задание). Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
1 . Установите соответствие между организмом и средой его жизни. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.
Организмы | Среда жизни |
А) личинка майского жука | 1. Водная |
Б) малярийный плазмодий | 2. Почвенная |
В) личинка стрекозы | 3. Организменная |
Г) виноградная улитка | 4. Наземно-воздушная |
Д) лангуст | |
Е)опоссум |
А | Б | В | Г | Д | Е |
1 . Установите соответствие между признаком и классом, для которого он характерен. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами
Признак | Класс |
А) тело состоит из головогруди и брюшка Б) четыре пары ходильных ног В) тело состоит из головы, груди, брюшка Г) три пары ходильных ног Д) глаза простые и сложные Е) несколько пар простых глаз | 1.Паукообразные 2. Насекомые |
А | Б | В | Г | Д | Е |
Часть V. Вам предлагаются дать развернутые ответы на вопросы. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6 баллов (по 2 балла за каждое задание).
1. Задание. Где могут запасать кислород глубоководные рыбы? Почему им необходимо это делать?
2. Задание.В пазухах листьев высокой пальмы скопилась дождевая вода. Через некоторое время в ней обнаружены были те же инфузории, что и в расположенном рядом озере. Каким образом инфузории могли «взобраться» на пальму?
3. Задание.Почему, когда комар сосет кровь, он не задыхается?
Фамилия ______________________ Имя _________________________
Класс ______________________ Школа _________________________
Матрица ответов
на задания теоретического тура ___школьного___этапа
Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2015-16 уч. год
___8___ класс [максимально 55 баллов]
Часть I. [мах. 20 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] ________ баллов.
ЧастьII. [мах. 10 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ] ______ баллов.
Часть III. [мах. 15 баллов] ___________ баллов
№ | |||||||||||||||
"ДА" | |||||||||||||||
"нет" |
Часть IV. [мах. 4 балла] ___________ баллов
Задание
А | Б | В | Г | Д | Е |
Задание
А | Б | В | Г | Д | Е |
Часть V. [мах. 6 баллов] ___________________баллов
Ответ на вопрос № 1 __________
Ответ на вопрос № 2 __________
Ответ на вопрос № 3___________
Проверил Ф.И.О. _____________________
Итого ______________ баллов