Часть вторая: изучаем побеги сосны
§ Рассмотрите ветку сосны. Обратите внимание, что листья сосны (хвоинки) располагаются на небольших укороченных побегах.
§ Выясните, сколько хвоинок располагается на каждом укороченном побеге. Запишите: _____
§ Зарисуйте укороченный побег сосны с хвоинками. Сделайте обозначения на рисунке.
|
Царство_____
Количество видов – ………………………… Изучает наука…………………………………….
Совокупность всех видов животных, обитающих на планете, – это ………………………
Отличительные особенности животных:
· …………………………………….………………………………………………………………………
· …………………………………….………………………………………………………………………
· …………………………………….………………………………………………………………………
· …………………………………….………………………………………………………………………
· …………………………………….………………………………………………………………………
____________________ ___________________
……………………………
____________________ _____________________
…………………………… ……………………………….
…………………………… ………………………………..
…………………………… ……………………………….
…………………………… ………………………………..
…………………………… ……………………………….
На жизнедеятельность и поведение животных влияет………………………………
…………………………………….………………………………………………………………………….
Значение животных в природе и в жизни человека:
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
Наблюдения за передвижением животных
LЛабораторная работа
Цель:
изучить передвижение различных животных, выявить приспособления к передвижению в разных средах обитания.
Ход работы:
§ На предметное стекло положите несколько волокон ваты и капните пипеткой каплю готовой культуры инфузорий. Накройте каплю покровным стеклом. Рассмотрите препарат под микроскопом. Пронаблюдайте за движением инфузорий.
§ Пронаблюдайте за передвижением дождевого червя. Обратите внимание на форму тела и влажность его кожи. Подумайте, какое это может иметь значение. Осторожно проведите пальцем по коже червя на брюшной стороне от заднего конца тела к переднему, чтобы почувствовать щетинки. При движении червя по шероховатой бумаге можно услышать шорох щетинок. Пронаблюдайте за изменением формы тела при движении червя.
§ Пронаблюдайте за перемещением моллюска. Обратите внимание на изменения мускулистой ноги при движении.
§ Пронаблюдайте за движением рыб в аквариуме. Подумайте, какие особенности строения рыб делают их хорошими пловцами?
§ Пронаблюдайте за передвижением кошки или собаки. Какие виды движений они могут совершать? На что животное опирается при ходьбе: на всю стопу или только на пальцы?
§ Заполните таблицу и ответьте на вопросы.
Животные | Среда обитания | Как передвигаются | Приспособления к передвижению |
Инфузория – туфелька | – …………………………………………………… | ||
Дождевой червь | –.……………….……………...… форма тела – тело покрыто ………..…………………….. – имеются ……………………………………. – хорошо развиты мышцы | ||
Брюхоногий моллюск | – прикрепляется к стеклу с помощью ……………………………………………….. – имеет мышцы | ||
Рыба | – ……………………………..… форма тела – тело покрыто ……………………………… – главные органы движения – ……………… ………………………………………………… – хорошо развиты мышцы | ||
...................... | – при движении опирается на ……………… – хорошо развиты мышцы |
1. Каково значение движения в жизни животных? ……………………………………………………...
…………………………………….………………………………………………………………………….
2. Почему приспособления к движению у разных животных различны?
…………………………………….………………………………………………………………………….
…………………………………….………………………………………………………………………….
Царство___________________________
Количество видов – ……………………… Изучает наука…………………...................
Строение:
В отличие от бактерий, клетки грибов имеют …………………………………………...
Тело гриба образовано ……………………………………………………………………, состоящим из тонких нитей – ……………………………………………………………..
По способу питания грибы являются ……………………………………………..........
так как …..…………………………………………………………………………………..
Большинство грибов …..…………………………………………………………………...
но встречаются также ……………………………………………………………………...
Размножаются…..…………………………………………………………………………………….
…..……………………………………………………………………………………………………………
Похожи на животных:Похожи на растения:
– питаются ………………………………… – …………………………………………
– оболочки клеток из ………………………. – ………………………………………….
– запасают ………………………………… – …………………………………………
– выделяют ………………………………...
Некоторые шляпочные грибы вступают с корнями деревьев в …………………….. образуя ……………....................................................................................................................................
гриб получает от дерева…………………………………………………………………………….
дерево от гриба –……………………………………………………………………………………
? Сделайте подписи к рисунку ………………………………………. ………………….. …………………………………. | ? Как можно назвать этот рисунок? | ? Какими двумя словами, которые являются синонимами, можно назвать этот рисунок? |
Многообразие грибов и их значение
Группы грибов | Представители | Отличительные особенности строения и жизнедеятельности | Значение |
Шляпочные грибы | |||
Плесневые грибы | Мукор | ||
Пеницилл | |||
Дрожжевые грибы | Дрожжи | ||
Грибы-паразиты | Головня Спорынья | ||
Фитофтора | |||
Трутовики | |||
Стригущий лишай |
Лишайники – _____________________ организмы
Строение:………….……………………………………………………...............................................
………………………………………….…………………………………………………….........................
Типы лишайников
……………………………… ……………………………… ……………………………
……………………………… ……………………………..
……………………………… …………………………….
……………………………… …..…………………………
Питание:………………………………………….……………………………………………………...
………………………………………….…………………………………………………….........................
………………………………………….……………………………………………………........................
Размножение:………………………………………….………………………………………………
Значение:………………………………………….…………………………………………………………………….
………………………………………….…………………………………………………………………….
………………………………………….…………………………………………………………………….
………………………………………….…………………………………………………………………….
………………………………………….…………………………………………………………………….
………………………………………….…………………………………………………………………….
………………………………………….…………………………………………………………………….
………………………………………….…………………………………………………………………….
………………………………………….…………………………………………………………………….
………………………………………….…………………………………………………………………….
|
1. ……………………………………….
2. ……………………………………….
3.
|