Задание №39. Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ЗА 2016 ГОД ПО РФ

В ЕГЭ 2016 г. по биологии в основном периоде приняли участие 129 851 человек, что примерно на 6000 участников больше, чем в 2015 г. (122,9 тыс. человек) и на 2000 больше, чем в 2014 г. (127,5 тыс. человек).

ЗАДАНИЯ, ПО КОТОРЫМ БЫЛИ ЗАТРУДНЕНИЯ

Блок 1. Биология – наука о живой природе

Верно определить науку, изучающую причины изменчивости организмов, смогли 49% участников, а принадлежность миграции копытных в степи к биоценотическому уровню организации установили только 27% участников. Следует отметить, что задания по определению уровня организации объекта или процесса в среднем выполняются хуже, чем задания на определение методов биологической науки.

Блок 2. Клетка как биологическая система

Задание №2

ü Перенос ионов калия и натрия с участием мембранных белков и энергии в клетке (36%);

ü особенность вторичной структуры белка (49%);

ü наличие рибосом в митохондриях (49%);

ü наличие лизосом в эукариотической клетке, в отличие от прокариотической (35%);

ü накопление в комплексе Гольджи синтезированных в клетке продуктов (49%);

ü исчезновение хвоста у головастиков в связи с деятельностью лизосом (40%);

ü отличие митохондрий от хлоропластов процессом окисления органических веществ до неорганических (47%); 4

ü третичная структура белка, которая формируется за счёт гидрофобных связей между радикалами (21%);

ü синтез липидов и полисахаридов на гладкой ЭПС (34%)

Задание №3.

ü определение числа триплетов в рибосоме при биосинтезе белка, способных присоединять тРНК в момент сборки полипептидной цепи (2 триплета) (20%);

ü вырожденность генетического кода – наличие нескольких кодонов у аминокислот (19–23%);

ü определение места протекания процесса по схеме реакции окисления глюкозы до ПВК, представленной в условии задания (28%);

ü соответствие антикодона и триплета на ДНК одной аминокислоте (35–39%);

ü выделение всей энергии в виде тепла на подготовительном этапе энергетического обмена (38%).

Задание №4.

ü определение числа молекул ДНК или хромосом в соматических или половых клетках, в разных фазах деления клетки справились 35–47% участников.

Задание №26. Обобщение и применение знаний о клеточно-организменном уровне организации жизни. Задания с множественным выбором ответов.

ü События, происходящие в митозе: формирование веретена деления, спирализация хромосом, расхождение хроматид к полюсам клетки (31%);

ü Определение процессов, происходящих в темновой фазе фотосинтеза: восстановление углекислого газа, образование крахмала, расщепление АТФ (28%);

ü Характеристика бескислородного (анаэробного) этапа энергетического обмена (19– 26%);

ü процессы, относящиеся к реакциям матричного синтеза (29%);

ü характеристики процесса трансляции (20%);

ü характеристика процесса формирования восьмиядерного зародышевого мешка, образования спермиев в пыльцевом зерне, развития пыльцевой трубки при прорастания пыльцы (29%). Наиболее низкие результаты получены на задание, в котором требовалось определить характеристики хемосинтезирующих бактерий (15%).

Задание № 29. Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на клеточно-организменном уровне организации жизни.

ü Установление соответствия между функцией органических веществ в клетке и углеводами и липидами (2 балла – 4%; 1 балл – 16%);

ü Установление соответствия между характеристикой и органоидами клетки: митохондриями и хлоропластами (14%), лизосомами и комплексом Гольджи (19%);

ü Установление соответствия между характеристикой прокариотической и эукариотической клетки (20%);

ü Сопоставление пластического и энергетического обмена веществ в клетке (22%);

ü Установление соответствия между характеристиками и этапами энергетического обмена (2 балла – 7%; 1 балла – 16%);

ü Установление соответствия между характеристиками и типом деления – митозом и мейозом (7%).

Задание №33. Установление последовательности биологических процессов.

установление последовательности процессов, протекающих

ü в митозе и мейозе (10%),

ü при биосинтезе белка (11%),

ü фотосинтезе (12–18%),

ü сперматогенезе (23%).

Задание № 34. Применение биологических знаний в практических ситуациях

Объяснить причину хорошо развитого и много- численного комплекса Гольджи в клетках нейронов, исходя из функций органоида Экзаменуемые не смогли связать его развитие с выработкой специальных веществ – медиаторов, обеспечивающих передачу нервного импульса от нейрона к нейрону.

В задании 35 были представлены всего 2 задания этого блока на работу с изображением фазы митоза и мейоза.

Задание №36 на работу с текстом

было предложено только 1 задание, в котором описывалось строение и функции органоидов клетки.

Задание №39. Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации.

ü Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека в начале интерфазы составляет около 6·10−9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в ядрах клеток при овогенезе непосредственно перед началом мейоза и в анафазе мейоза I. Объясните полученные результаты (3 балла – 5%; 2 балла – 8%).

Определение хромосомного набора

ü гаметофита и спорофита хламидомонады (2%),

ü листьев и спор мха кукушкина льна (5%).

Наши рекомендации